ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗАРАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Отделение диагностики и социальной реабилитации
МОДУЛЬНЫЙ КУРС
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«Создание условий
детям с ОВ для формирования
полной и связной картины мира».
Разработчик курса:
Ерёмин И.В.
педагог-психолог центра,
I квал. категория.
Зарайск – 2013 г.
Актуальность данного вопроса связана с ежегодным ростом числа детей с ОВ. В виду некоторых факторов, а именно:
ü Ухудшение экологии,
ü Снижение уровня интеллектуального развития общества,
ü Социальная незащищённость людей,
ü Увеличения числа смешанных браков и др.
число детей-инвалидов растёт, а вместе с ним растёт число семей, переживающих дезадаптацию в обществе, что никак не может отразиться на состоянии страны в целом.
Инвалидность в детском возрасте рассматривается как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, снижения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. Поэтому особое внимание необходимо уделять реабилитации таких детей, так как реабилитационные мероприятия в детском возрасте наиболее эффективны.
Основная цель психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь.
Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.
К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики годы жизни, когда формируются взаимоотношения с окружающей средой. Между тем именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка в зрелом возрасте, тем более что родители не вечны.
Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий, как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Трудности ребенка-инвалида заключаются не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.
Ребёнок-инвалид имеет следующие психологические особенности:
ü ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;
ü недостатки в развитии моторики;
ü замедленное восприятие;
ü недостатки в развитии речи;
ü низкая познавательная активность;
ü нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции);
ü недостатки в саморегуляции поведения;
ü нарушения в эмоционально-волевой сфере;
ü чувство неполноценности.
Таким образом, задачами психологической реабилитации детей-инвалидов может быть:
Ø снятие нервно-психического напряжения;
Ø коррекция самооценки;
Ø развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
Ø преодоление пассивности;
Ø коррекция эмоционально-волевой сферы;
Ø формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
Ø преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Опираясь на специфику развития ребенка-инвалида, был создан данный модульный курс, который включает в себя работу с ребёнком с ОВ по самым разным направлениям. Особенностью курса является и тот факт, что реабилитация будет происходить в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка.
Исходя из вышесказанного, а также беря во внимание широту реабилитационного процесса можно сформулировать цель данного модульного курса:
Цель: создание условий детям с ОВ для формирования полной и связной картины мира.
Модульный курс предполагает решение следующих задач:
Ø снятие нервно-психического напряжения;
Ø коррекция самооценки;
Ø развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
Ø преодоление пассивности;
Ø коррекция эмоционально-волевой сферы;
Ø формирование самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении;
Ø преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.
Сроки реализации курса: так как реабилитация ребёнка-инвалида длительный процесс, поэтому работа по данному курсу не должна быть менее 2-х лет (срок реализации курса может быть увеличен).
Адресаты: дети 7 – 10 лет, подростки 11 – 14 лет, старшие подростки 15 – 18 лет.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
№ |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Цель |
Коррекционное воздействие |
Форма организации занятия |
Оборудованиеи материалы |
1 |
В гостях у Капитошки |
Водотерапия |
Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики. |
Овладение навыками контроля в двигательной и эмоциональной сферах, развитие мимики и пантомимики. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. |
Сосуд с водой, игрушки: лейки, уточки, крокодильчики, рыбки и др. |
2 |
В гостях у Песочной Феи |
Песочная терапия |
Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики. |
Коррекция мышления, внимания, воображения, обогащение словаря, развитие фантазии, коррекция поведения, снятие излишнего нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Песочница с песком, игрушки: домики, формочки для песка, машинки и др. |
3 |
«Там, на неведомых дорожках» |
Сказкотерапия |
Развитие навыков анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей, развитие произвольности в поведении, обогащение словаря. |
Коррекция слухового внимания, развитие способности к волевому управлению поведением, снятие тревожности, агрессивного поведения. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Тексты авторских и волшебных сказок с иллюстрациями. |
4 |
Игры, создающие настроение. |
Игротерапия |
Развитие произвольного поведения, внимания, мышления, развитие умения взаимодействия друг с другом, коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения. |
Коррекция взаимоотношения с играющими, умения уступать, развитие толерантности, развитие умения играть по правилам. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Настольные и дидактические игры, авторские дидактические игры. |
5 |
Учиться, учиться и ещё раз учиться… |
Коррекционно-развивающее занятие |
Развитие познавательных процессов (память, мышление и речь, внимание, воображение), произвольного поведения. |
Совершенствование навыков общения, воспитание толерантности в отношениях с окружающими, обогащение словаря, развитие мелкой и крупной моторики. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Задания и упражнения развивающего характера, авторскиеразвив-ие задания. |
6 |
Эта загадочная Волшебная комната. |
Занятия в сенсорной комнате |
Снятие тревожности, излишней двигательной активности, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, коррекция эмоционально-волевой сферы |
Развитие произвольности в поведении, мышечное расслабление, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, развитие сенсомоторных ощущений, развитие эмоций. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Оборудование сенсорной комнаты. |
7 |
В гостях у краски. |
Пуантилизмилипальчиковая живопись |
Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие познавательных процессов. |
Коррекция мышления, внимания, воображения, обогащение словаря, развитие фантазии, коррекция поведения, снятие излишнего нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики, развитие межполушарных связей, |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Чистые листы, краски, баночки с водой, простые карандаши. |
8 |
Сказка + игра = настроение |
Психогимнастика |
Развитие личности ребёнка, развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю. |
Овладение навыками контроля в двигательной и эмоциональной сферах, развитие мимики и пантомимики. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Спортивный зал, рекреация, спортинвентарь. |
9 |
Дело мастера боится |
Арт-терапия |
Убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. |
Внутри- и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Конструкторы, краски, пластилин и др. |
10 |
Полет фантазии. |
Авторские методики |
Развитие произвольного поведения, внимания, мышления, развитие умения взаимодействия друг с другом, коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения. |
Коррекция взаимоотношения с играющими, умения уступать, развитие толерантности, развитие умения играть по правилам, развитие межполушарных связей. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Авторское оборудование: упражнения и задания разработанные автором |
Ожидаемые результаты от реализации курса:
1. Снижение уровня нервно-психического напряжения;
2. Повышение самооценки;
3. Повышение уровня сформированности познавательных процессов;
4. Положительные изменения в эмоционально-волевой сфере;
5. Позитивные изменения в поведении, в частности, в сформированности самостоятельности, ответственности, в развитии произвольного поведения.
Педагог-психолог центра: / И.В.Ерёмин /
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.