Для психолога

  • doc
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.doc

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«ЗАРАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

 

 

Отделение диагностики и социальной реабилитации

 

МОДУЛЬНЫЙ  КУРС 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 

ДЕТЕЙ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

«Создание условий

 детям с ОВ для формирования

полной и связной картины мира».

 

 

 

Разработчик курса:

Ерёмин И.В.

педагог-психолог центра,

I квал. категория.

 

 

 

 

 

Зарайск – 2013 г.

Актуальность данного вопроса связана с ежегодным ростом числа детей с ОВ. В виду некоторых факторов, а именно:

ü     Ухудшение экологии,

ü     Снижение уровня интеллектуального развития общества,

ü     Социальная незащищённость людей,

ü     Увеличения числа смешанных браков и др.

число детей-инвалидов растёт, а вместе с ним растёт число семей, переживающих дезадаптацию в обществе, что никак не может отразиться на состоянии страны в целом.   

Инвалидность в детском возрасте рассматривается как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, снижения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. Поэтому особое внимание необходимо уделять реабилитации таких детей, так как реабилитационные мероприятия в детском возрасте наиболее эффективны.

Основная цель психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь.

Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.

К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики годы жизни, когда формируются взаимоотношения с окружающей средой. Между тем именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка в зрелом возрасте, тем более что родители не вечны.

Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий, как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Трудности ребенка-инвалида заключаются не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Ребёнок-инвалид имеет следующие психологические особенности:

 

ü     ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

ü     недостатки в развитии моторики;

ü     замедленное восприятие;

ü     недостатки в развитии речи;

ü     низкая познавательная активность;

ü     нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции);

ü     недостатки в саморегуляции поведения;

ü     нарушения в эмоционально-волевой сфере;

ü     чувство неполноценности.

Таким образом, задачами психологической реабилитации детей-инвалидов может быть:

 

Ø     снятие нервно-психического напряжения;

Ø     коррекция самооценки;

Ø     развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;

Ø     преодоление пассивности;

Ø     коррекция эмоционально-волевой сферы;

Ø     формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;

Ø     преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.

 

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Опираясь на специфику развития ребенка-инвалида, был создан данный модульный курс, который включает в себя работу с ребёнком с ОВ по самым разным направлениям. Особенностью курса является и тот факт, что реабилитация будет происходить в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка.

Исходя из вышесказанного, а также беря во внимание широту реабилитационного процесса можно сформулировать цель данного модульного курса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: создание условий детям с ОВ для формирования полной и связной картины мира.

Модульный курс предполагает решение следующих задач:

Ø снятие нервно-психического напряжения;

Ø коррекция самооценки;

Ø развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;

Ø преодоление пассивности;

Ø коррекция эмоционально-волевой сферы;

Ø формирование самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении;

Ø преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.

 

Сроки реализации курса: так как реабилитация ребёнка-инвалида длительный процесс, поэтому работа по данному курсу не должна быть менее 2-х лет (срок реализации курса может быть увеличен).

Адресаты: дети 7 – 10 лет, подростки 11 – 14 лет, старшие подростки 15 – 18 лет.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

 


Тематическое планирование.

Тема занятия

Вид деятельности

Цель

Коррекционное воздействие

Форма  организации занятия

Оборудование

и материалы

 

1

 

В гостях у Капитошки

 

Водотерапия

 

 

Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики.

 

Овладение навыками контроля в двигательной и эмоциональной сферах, развитие мимики и пантомимики.

 

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

 

Сосуд с водой, игрушки: лейки, уточки, крокодильчики, рыбки и др.

 

2

 

В гостях у Песочной Феи

 

Песочная терапия

 

 

 

Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики.

Коррекция мышления, внимания, воображения, обогащение словаря, развитие фантазии, коррекция поведения, снятие излишнего нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности

 

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

 

Песочница с песком, игрушки: домики, формочки для песка, машинки и др.

 

3

 

«Там, на неведомых дорожках»

 

Сказкотерапия

 

Развитие навыков анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей, развитие произвольности в поведении, обогащение словаря.

Коррекция слухового внимания, развитие способности к волевому управлению поведением, снятие тревожности, агрессивного поведения.

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Тексты авторских и волшебных сказок с иллюстрациями.

 

4

 

Игры, создающие настроение.

 

 

Игротерапия

 

 

Развитие произвольного поведения, внимания, мышления, развитие умения взаимодействия друг с другом, коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения.

 

Коррекция взаимоотношения с играющими, умения уступать, развитие толерантности, развитие умения играть по правилам.

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Настольные и дидактические игры, авторские дидактические игры.

 

5

 

Учиться, учиться и ещё раз учиться…

 

Коррекционно-развивающее занятие

 

Развитие познавательных процессов (память, мышление и речь, внимание, воображение), произвольного поведения.

Совершенствование навыков общения, воспитание толерантности в отношениях с окружающими, обогащение словаря, развитие мелкой и крупной моторики.

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

Задания и упражнения развивающего характера, авторские

развив-ие задания.

 

6

 

Эта загадочная Волшебная комната.

 

Занятия в сенсорной комнате

Снятие тревожности, излишней двигательной активности, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, коррекция эмоционально-волевой сферы

Развитие произвольности в поведении, мышечное расслабление, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, развитие сенсомоторных ощущений, развитие эмоций.

 

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Оборудование сенсорной комнаты.

 

7

 

В гостях у краски.

 

Пуантилизм

или

пальчиковая живопись

 

Коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие познавательных процессов.

Коррекция мышления, внимания, воображения, обогащение словаря, развитие фантазии, коррекция поведения, снятие излишнего нервно-психического напряжения, мышечной зажатости, скованности, развитие мелкой моторики, развитие межполушарных связей,

 

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Чистые листы, краски, баночки с водой, простые карандаши.

 

8

 

Сказка + игра = настроение

 

Психогимнастика

 

 

Развитие личности ребёнка, развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю.

 

Овладение навыками контроля в двигательной и эмоциональной сферах, развитие мимики и пантомимики.

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Спортивный зал, рекреация, спортинвентарь.

 

9

 

Дело мастера боится

 

Арт-терапия

Убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное.

Внутри- и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности.

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Конструкторы, краски, пластилин и др.

 

10

 

Полет фантазии.

 

 

Авторские методики

 

 

 

 

 

Развитие произвольного поведения, внимания, мышления, развитие умения взаимодействия друг с другом, коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие нервно-психического напряжения.

 

Коррекция взаимоотношения с играющими, умения уступать, развитие толерантности, развитие умения играть по правилам, развитие межполушарных связей.

 

Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия

 

Авторское оборудование: упражнения и задания разработанные автором

 

Ожидаемые результаты от реализации курса:

1.      Снижение уровня нервно-психического напряжения;

2.      Повышение самооценки;

3.      Повышение уровня сформированности познавательных процессов;

4.      Положительные изменения в эмоционально-волевой сфере;

5.      Позитивные изменения в поведении, в частности, в сформированности самостоятельности, ответственности, в развитии произвольного поведения.

 

 

 

Педагог-психолог центра:                                   / И.В.Ерёмин /


Посмотрите также