Приложения
Для работы с неблагополучными семьями
Приложение 1
АНКЕТА № 1
(заполняется при посещении семьи социальным педагогом в рамках рейда "Семья")
Дата визита ____________________________________________________________________
Имя ребенка, состоящего на учете _________________________________________________
Члены семьи, присутствующие во время визит_______________________________________
Отсутствующие члены семьи _____________________________________________________
Причины отсутствия членов семьи _________________________________________________
Описание дома, обстановки в квартире, соседей _____________________________________
Проблемы семьи с точки зрения самой семьи и причины прихода социального педагога ______________________________________________________________________________
Как долго развивались проблемы? ________________________________________________
Что предпринимала семья или ее члены, чтобы справиться с проблемами? _____________________________________________________________________________
Помогали ли семье? Да _________________________ Нет ____________________________
В какой степени? ______________________________________________________________
Какие службы и организации необходимо привлечь для оказания помощи семье? _____________________________________________________________________________
Определение роли каждого члена семьи __________________________________________
Кто принимает решения в семье? _______________________________________________
Кто все рассказывает? ________________________________________________________
Кто оказывает давление и на кого? _____________________________________________
Кто снимает напряжение в семье? _____________________________________________
Кто устанавливает правила? __________________________________________________
Кто призывает к порядку? ____________________________________________________
Отношение членов семьи друг к другу (по диаграмме показать, кто к кому относится положительно или отрицательно) _____________________________________________
Дальние родственники или друзья, с которыми семья общается ___________________
Какое влияние на семью или отдельных членов они оказывают (положительное, отрицательное, и на кого)? ____________________________________________________
Существует ли в семье финансовая проблема? ___________________________________
Сильные стороны семьи ______________________________________________________
Слабые стороны семьи ________________________________________________________
Нерешенные вопросы социальным педагогом ____________________________________
Рекомендации для посещения _________________________________________________
Предлагаемые новые формы сопровождения семьи и оказания ей помощи ___________________________________________________________________________
Вопросы, выносимые на обсуждение с коллегами ________________________________
Социальный педагог _________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Приложение 2
Матрица определения обобщенного показателя
социального благополучия семьи как института воспитания
|
|||
№ п/п |
Показатели семьи |
Баллы |
|
1. |
Состав семьи |
|
|
|
мать, отец, дедушка, бабушка |
5 |
|
|
только мать и отец |
4 |
|
|
мать и отчим, отец и мачеха |
3 |
|
|
одна мать, один отец |
2 |
|
|
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 |
|
2. |
Санитарно-жилищные условия семьи |
|
|
|
благоустроенная отдельная квартира |
5 |
|
|
квартира с родителями супруга(и) |
4 |
|
|
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами |
3 |
|
|
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами |
2 |
|
|
комната в общежитии, в бараке без удобств |
1 |
|
3. |
Доход семьи |
|
|
|
могут практически ни в чем себе не отказывать |
5 |
|
|
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг |
4 |
|
|
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 |
|
|
живут от зарплаты до зарплаты |
2 |
|
|
денег до зарплаты не хватает |
1 |
|
4. |
Педагогический стиль семьи |
|
|
|
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 |
|
|
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость |
4 |
|
|
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям |
3 |
|
|
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни |
2 |
|
|
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 |
|
5. |
Уровень социального здоровья семьи |
|
|
|
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 |
|
|
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке" |
4 |
|
|
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке |
3 |
|
|
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов |
2 |
|
|
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 |
|
6. |
Ценность детей в семье |
|
|
|
дети - главная ценность в семье |
5 |
|
|
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством |
4 |
|
|
дети дополняют супружеские отношения |
3 |
|
|
дети - элемент социального статуса: "как у всех" |
2 |
|
|
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства |
1 |
|
7. |
Отношения семьи со школой |
|
|
|
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка |
5 |
|
|
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях |
4 |
|
|
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери |
3 |
|
|
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний |
2 |
|
|
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) |
1 |
|
|
|
|
|
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания
Общая сумма баллов - 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;
- более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
Приложение 3
Показатели неблагополучия семьи
|
||||||
Критерии семейного неблагополучия |
Качественные показатели семейного неблагополучия |
Характеристика показателей семейного неблагополучия |
|
|||
Структурные нарушения семьи |
Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений в семье |
Семья состоит из несовершеннолетнего и одного из его родителей, при этом со вторым родителем всякие отношения отсутствуют: родитель умер. |
|
|||
|
Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит внимания |
Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается. |
|
|||
|
Юридически неполная, но фактически полная семья - трудности идентификации с родителями |
Ребенок воспитывается фактически своими родителями, а надлежащее юридическое оформление родительских и/или брачных отношений отсутствует |
|
|||
|
Регистрация отцовства |
Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению родителей или со слов матери |
|
|||
Нарушения воспитательных позиций |
Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей. |
Кто-либо из членов семьи совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. Отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями |
|
|||
|
Родители с ограниченными воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпровождение |
Родители "не могут" воспитывать детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители "не умеют" воспитывать детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве. |
|
|||
Нарушения экономического и материально-бытового характера |
Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие умения распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей - откупаются от детей. |
Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает на все виды жизнедеятельности семьи). |
|
|||
|
Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать друзей. Затруднение общения с детьми и их сверстниками. Затруднения приема друзей. |
Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном жилье. Проживание в коммунальной квартире. |
|
|||
Нарушения значимых личностных качеств родителей |
Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность. |
Малограмотные (образование 4 класса). Образование 5-7 классов. Образование 8-9 классов. Среднее образование. Средне-специальное образование. |
|
|||
|
Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов. |
Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т.д.). Малоквалифицированные рабочие (сфера обслуживания, торговля и т.д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования |
|
|||
|
Фактическая занятость родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпровождение |
Количество рабочих дней в году (средний показатель). Продолжительность рабочей недели в часах (средний показатель). |
|
|||
Нарушения значимых качеств личности детей |
Снижение успеваемости детей |
Отсутствие мотивации к обучению, уклонение от учебы. Конфликты с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии |
|
|||
|
Дефицит общения |
Агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм. |
|
|||
|
Нарушения поведения |
Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение. |
|
|||
Нарушения супружеских отношений |
Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери |
Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак. |
|
|||
|
Разногласия в понимании функций семьи. Отсутствие знаний о браке |
Национальная гетерогенность супругов. Гетерогенность социального положения супругов. Разногласия в воспитании детей. Сексуальная несовместимость супругов. |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
||||
Приложение 4
Типизация трудных учащихся
|
|||
Ведущие недостатки личности |
Преобладающие причины соответствующего поведения |
Способы преодоления причин соответствующего поведения |
|
1. Грубость |
а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы; б) самоуверенность, заносчивость в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей |
- создание спокойной обстановки; - помощь врача и психолога. - необходим постоянный анализ поведения подростков; - включение их в коллективную деятельность; - воспитание у подростков умения подчиняться. - чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах в том, что доля плохих людей ничтожно мала; - обучение подростков умению понимать людей. |
|
2. Лень |
а) безвольность, неумение преодолевать трудности; б) полное безразличие к учебе; в) переоценка собственных способностей |
- необходимо создать такие условия, где постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; - развенчание ложных авторитетов. - использование всевозможных педагогических средств, чтобы разбудить у подростка любознательность и желание учиться. - оценка на конкретных примерах собственных достоинств. |
|
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива |
а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу; б) кем-то несправедливо обиженные или третируемые; в) какие-то недостатки (маленький или слишком высокий рост, особенности внешности физические, например, заикание, плохое зрение и др.) |
- развенчание завышенной самооценки; - выявление причин обиды и коррекция поведения; - тактичные беседы с подростком, разговоры с ним "по душам"; - обращение к другим подросткам не обращать внимание на недостатки одноклассника. |
|
4. Склонность к правонарушениям |
а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков; б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию; в) действующие в одиночку. |
- использовать их энергию в различных поручениях. - привлечь к положительной деятельности, способствующей исправлению. - вовлечь в коллективную захватывающую деятельность. |
|
|
|
|
|
Приложение 5
Типология детей с девиантным поведением и методика работы с ними
|
|||||||
Типология |
Основные характеристики, особенности школьников |
Задачи, примеры, виды деятельности и формы работы |
|
||||
|
|
|
|
||||
"Условно благополучные" |
В этой группе отклонения от нормы в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они беспокойства не вызывают. Отношение к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции могут стоять из-за случайно совершенного проступка. |
Особенностью педагогических воздействий является их умеренность. Норма в данном случае - соблюдение педагогического такта, избежание заласкивания и излишней грубости, а также - разумная требовательность. Главным направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление - содействовать развитию положительных качеств в ребенке. |
|
||||
"Непослушные" |
Основная черта у подростков в качестве новообразования - отрицательное отношение к учебной деятельности. Нежелание учиться может быть весьма стабильным. Наблюдается расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность своего поведения, но и положительные примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего дети, имеющие слабый тип нервной деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой барьер. Отмечается стремление уйти из-под контроля семьи. |
Здесь выдвигается и решается неотложная задача - удержать от правонарушения. Необходимо активно использовать словесные методы педагогического воздействия, развивать познавательные интересы и потребности, установить шефство над подростком, вовлечь его в конструкторско-изобретательскую деятельность. Нужны моральные поощрения. Необходимо усилить влияние родителей на ребенка, которые всерьез могли бы заняться его воспитанием, попытаться восстановить и развивать нормальные формы общения в семье. |
|
||||
"Дезорганизаторы" |
Ведущим новообразованием в поведении становится стремление подростка к дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению. Недисциплинированность становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток выступает и как организатор беспорядков, однако проступки имеют большей частью ситуативный характер. |
Рекомендуется усиление жесткости мер дисциплинарного воздействия и контроля за выполнением правил для учащегося. Ни один проступок не должен оставаться незамеченным и не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками. |
|
||||
"Неподдающиеся" |
Наблюдается устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость к педагогическим влияниям. |
Взрослым следует категорично и строго соблюдать обязательные требования, однако, в доброжелательном тоне. На первом месте - индивидуальный подход к ребенку и влияние через коллектив. Принцип доверия должен сочетаться со строгим систематическим контролем. Возможен метод взрыва и изоляции. Меры по оздоровлению условий жизни и воспитания подростков, удержание их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее. |
|
||||
|
|
|
|
||||
Приложение 6
Упражнение "Люди как я".
Это упражнение полезно для начала работы с детьми. Оно направлено на повышение самооценки детей и подростков, помогает увидеть положительные качества в себе и окружающих и сформировать положительное отношение друг к другу. Материалы: карандаши, мелки, чистые листы бумаги для каждого ребёнка, большой лист бумаги.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем учиться говорить друг другу хорошие слова. На доске мы напишем имена всех детей. Первое имя в списке - Вова.
Подчеркните имя. Попросите ребёнка, чьё имя стоит в списке первым, встать и назвать двух детей, которые ему нравятся. Попросите названных детей встать и сказать, что им нравится в выбравшем их ребёнке. При затруднении вы помогаете детям, предложив ситуации, в которых данный ребёнок может им нравиться. Например, хорошо плавает, пишет, играет, помогает и т.д. Настаивайте на том, чтобы утверждения были положительными. Запишите на доске после каждого имени ребёнка положительные утверждения.
Любые сомнительные утверждения необходимо проверить, спросив ребёнка, считает ли он их положительными по отношению к себе. Этот вопрос повторите с каждым ребёнком в группе. Включите в список себя, если группа не будет возражать. Это позволит вам выбрать тех, кто мог остаться незадействованным. Затем попросите детей выполнить следующее задание:
- Возьмите листок бумаги и в левой стороне листка напишите имена всех детей в столбик. Затем проведите вертикальную и горизонтальную черту после каждого имени.
После выполнения работы проверьте выполнение. Попросите детей переписать утверждения о них на свой лист бумаги и утверждения о своих друзьях. Затем каждый ребёнок нарисует самого себя и прикрепит утверждения к портрету. Повесьте картинки на стену, не забывайте и о своей.
В конце занятия спросите детей, что им понравилось на занятии, какое утверждение больше всего подходит к ним.
Длительность занятия -- 30-50 минут.
Упражнение "Вытащи имя"
Направлено на повышение самооценки и умение похвалить друг друга. Материал: карточки, коробка, сумка.
Инструкция: Напишите имя каждого ребёнка на отдельной карточке и положите их в коробку или сумку. Перемешайте.
Вытащите из коробки или сумки два имени. Затем попросите одного ребёнка, чьё имя вы вытащили, сказать определённую фразу про другого ребёнка, чьё имя вы также вытащили. Примером такой фразы или утверждения может быть: во что одет, что ему нравится делать, или может быть что-то, что знает только один ребёнок, например: помог мне, протянул руку помощи, защитил и т.д. Повторите упражнение с новыми именами, все дети должны поучаствовать в этом упражнении. Если вы не успели назвать все имена, можно остановиться и продолжить упражнение на следующий день. В зависимости от состава группы темы утверждений можно менять. Например, попросить рассказать одного ребёнка о другом, что делает его хорошим другом, кто тебе помог на этой неделе и т.д.
Время выполнения -- 10-15 минут.
Упражнение "Что я сделал"
Даёт возможность ребёнку быть выслушанным и понятым другими учит его высказывать свои мысли понятно для окружающих.
Инструкция: Предложите детям разбиться на пары, затем повернуться лицом друг к другу. Упражнение выполняют по очереди. Вначале первый ребёнок рассказывает другому о том, что он делал вчера после школы до того момента, как пришёл в школу сегодня, или до настоящего времени. Второй ребёнок слушает и при необходимости задаёт уточняющие вопросы. Через три минуты дети меняются ролями. Затем каждая пара находит себе ещё одну пару, и вчетвером они сравнивают рассказы детей и отмечают, что им понравилось. В конце занятия все дети садятся и обсуждают, что они чувствовали. Если пары испытывают трудности с обсуждением заданного вопроса или темы, то необходимо помочь или изменить тему на более знакомую. Время выполнения - 20-30 минут.
Упражнение "Придумай игру"
Направлено на развитие умения ребёнка работать в группе, получать похвалу от окружающих, может быть использовано для укрепления дружеских отношений. Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по четыре человека. В течение пяти минут вы должны придумать игру для всех, в которую можно играть в комнате.
Дети придумывают игру, а затем группа учит остальных своей игре. Затем все играют в предложенные игры по очереди, каждая группа учит своей игре. После окончания игр дети оценивают, чья игра им больше всего понравилась, хвалят создателей и описывают, чем им нравится игра.
Принимается любая разумная игра, желательно, чтобы она была незнакомой или малоизвестной у детей. Взрослый поддерживает заинтересованность детей и умение оценить работу других.
Время - 40 минут.
Упражнение "Обо мне"
Данное упражнение помогает определить ценности и даёт возможность понять и принять других.
Материал: листы «Обо мне» для каждого ребёнка, ручки, карандаши.
Инструкция: Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить листы «Обо мне» примерно такого содержания:
Меня зовут_____________________
Мне нравится ___________________
Мне нравится делать _____________
Больше всего на свете мне нравится ______________
Если бы у меня было другое имя, меня бы звали _______________
Я расстраиваюсь, когда ____________________
Два человека, которые меня заставили плакать ________________
Когда я злюсь, я чувствую ____________________
Я хочу, чтобы люди говорили обо мне ______________
Я хочу, чтобы кто-то дал мне _________________
Подпись или рисунок.
Каждый ребёнок заполняет свой лист. Перечислите предложения вслух, чтобы все дети успели включиться в работу. Принимайте все ответы, которые дети высказывают. Запишите сложные слова или ответы на доске. Покажите детям пример, ответив на некоторые вопросы (например, что заставляет тебя расстраиваться?). Можно вместе с детьми заполнить и собственный лист. Можно предложить детям нарисовать ответы на какие-то вопросы. Покажите листы всем детям. Попросите оценить ответ, который им больше всего понравился.
Примечание. Сделайте свой собственный список вопросов и ответов. Попросите детей помочь вам подобрать интересные ответы. Проведите упражнение несколько раз. Используйте всегда положительные предложения. Не судите ответы детей, которые не соотносятся с началом предложений.
Упражнение "В кругу"
Направлено на стимуляцию групповых обсуждений, развивает у детей умение говорить и быть выслушанными. Наиболее эффективно при постоянном повторении.
Материал: предмет, который можно без труда держать в руках (мягкая игрушка, мяч, кубик и т.д.).
Инструкция: Тема для обсуждения не должна касаться проблем детей, не должна быть пугающей. Приемлемы такие темы, как просмотр телевизора, свободное время, о прочитанной книге, мои увлечения и т.д. Постепенно, когда участники станут более уверенными, темы могут стать более личными. Например, чего я боюсь, что мне не нравится в себе, что меня тревожит, что я думаю о моих родителях, о моём доме. Иногда можно использовать такие занятия для обсуждения сложных проблем поведения, поступков и т.д.
Правила проведения упражнения. Все участники уделяют максимум внимания говорящему. Говорит только тот, кто держит в руках определённый предмет. Если кто-то хочет что-то сказать, он должен подождать своей очереди, когда предмет перейдёт к нему, и только после этого может говорить.
Взрослый, который проводит упражнение, должен сам подчиняться правилам. Необходимо детям дать время, чтобы они привыкли к тому, что говорить придётся по очереди. Придумайте набор тем для обсуждения, так как их нужно будет менять, повторяя задание. Необходимо быть терпеливым с детьми, для которых это упражнение может оказаться трудным, не заставляйте их, если они не готовы.
Время выполнения - 20 минут.
Упражнение "Друзья"
Цель - научить детей ценить друга, дружбу, испытывать и описывать свои чувства, которые ощущаешь, находясь в дружеском окружении.
Инструкция: Расскажите детям о дружбе. Обсудите с ними, кто такой друг, что делает человека другом, какой друг им нравится. Выслушайте все ответы детей и запишите их на доске, поддерживая ответы детей. Затем предложите детям пофантазировать об идеальном друге, представить его себе. Это может быть вымышленный персонаж или человек, которого они знают.
Попросите детей представить своих друзей по следующему плану: кто твой друг? сколько ему лет? где вы познакомились? что вы делаете с другом? о чём вы говорите?
Затем предложите детям разделиться на пары и попросите рассказать друг другу о своих друзьях. Затем пары обсуждают своих друзей вчетвером.
На доске записывайте все качества, которыми дети характеризуют друзей. Проведите голосование, по результатам которого оставьте на доске три или пять самых важных мыслей о дружбе. Обсудите с детьми результаты.
Примечание. Позвольте детям открыто говорить о своих друзьях, обсуждать любые чувства, которые дети испытывают. Если для кого-то из детей это упражнение сложное, отнеситесь с уважением к его высказываниям, даже если ребёнок повторяет чьи-то слова.
Время выполнения - один час.
Упражнение "Лучше я буду…"
Направлено на выяснение ценностей и представлений о себе.
Материалы: листы «Лучше я буду...» для каждого, карандаши, ручки.
Инструкция: Заранее приготовьте листы по следующему образцу:
ЛУЧШЕ Я БУДУ...
1. Собака или кошка
2. Богатый или бедный
3. Богатый или красивый
4. Счастливый или грустный
5. Один или с другими людьми
6. Лошадь или овца
7. Бита или мяч.
8. Дерево или цветок
9. Левый или правый
10. Яблоко или банан
11. Собака или волк
12. Река или море
13. Богатый или здоровый
14. Богатый или в семье.
Каждому ребёнку даётся такой лист. Вначале взрослый читает вслух все пары слов строчка за строчкой. Затем даёт детям задание выбрать из каждой пары один из двух вариантов. Выбранный вариант дети записывают на листе отдельно. После того как все дети выполнят задание, попросите их сравнить варианты ответов и найти одинаковые. Обсудите результаты.
Примечание. Заполните лист со всеми детьми вместе. Его можно использовать как пример в случае затруднения.
Время выполнения задания - 40 минут.
Приложение 7
План работы с неблагополучными семьями
|
||||
№ п/п |
Содержание |
Дата |
Ответственный |
|
1 |
Заседание совета профилактики. Совместная работа с КДН, ПДН по принуждению к воспитанию учащихся |
сентябрь |
Директор Социальный педагог |
|
2 |
Рейд "Семья" совместно с ПДН. Составление списков неблагополучных семей. Собеседование с классными руководителями по составлению карты класса и семей. Итоги обследования семей 1-х классов и постановка их на учет |
октябрь |
ОДН, Социальный педагог Зам.директора по ВР Родительский комитет Кл. руководители |
|
3 |
Административный совет по оформлению заключений о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей |
ноябрь |
Директор Социальный педагог |
|
4 |
Посещение неблагополучных семей Организация собеседования с родителями из неблагополучных семей |
декабрь |
Инспектор ОДН Социальный педагог Кл. руководители |
|
5 |
Заседание совета профилактики Отчет классных руководителей о работе с неблагополучными семьями |
январь |
ОДН Директор Социальный педагог |
|
6 |
Посещение неблагополучных семей |
в течение года |
Кл. руководители Социальный педагог Инспектор ОДН |
|
7 |
Обследование микроучастка школы по спискам ЖЭУ с целью выявления неблагополучных семей |
март |
Зам. директора по ВР Социальный педагог Учителя |
|
8 |
Рейд "Семья" совместно с ОДН Собеседование по организации летнего отдыха учащихся из неблагополучных семей. Административный совет по оформлению документов о наказании родителей. Отчет о работе с неблагополучными семьями |
в течение года |
Директор Социальный педагог Кл. руководители |
|
9 |
Организация летней занятости учащихся из неблагополучных семей в пришкольный лагерь |
май |
Социальный педагог Кл. руководители |
|
10 |
Профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете, и их родителями |
в течение года |
Инспектор ОДН Социальный педагог |
|
11 |
Совет профилактики |
в течение года |
Директор |
|
12 |
Беседы инспектора ОДН об ответственности за правонарушения |
в течение года |
Инспектор ОДН |
|
13 |
Оказание своевременной социальной помощи нуждающимся |
в течение года |
Социальный педагог |
|
|
|
|
|
|
Приложение 8
План мероприятий по профилактике безнадзорности,
беспризорности и правонарушений
|
|
|||
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
Организационные мероприятия: Выявление детей группы риска |
в течение года |
Кл. руководители, Социальный педагог |
|
2 |
Составление банка данных неблагополучных семей, детей группы риска |
сентябрь |
Социальный педагог |
|
3 |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на ВШ учете, ПДН |
в течение года |
Кл. руководители, Социальный педагог |
|
4 |
Проведение освидетельствования по выявлению подростков, употребляющих наркотические вещества |
апрель |
Социальный педагог |
|
5 |
Организация занятости учащихся группы риска во внеурочное время в кружках и секциях |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
|
6 |
Индивидуальное трудоустройство подростков школы в течение года |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
|
7 |
Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
|
8 |
Социальные занятия в краевом медико-педагогическом центре |
в течение года |
Кл. руководители |
|
9 |
Беседы нарколога |
в течение года |
Врач-нарколог |
|
10 |
Проведение психодиагностики и консультации по результатам психолога и социального педагога |
в течение года |
Психолог Социальный педагог |
|
11 |
Составление административных писем, ходатайств и других документов; направление документации в КДН, ПДН и другие службы |
в течение года |
Директор Социальный педагог |
|
|
Комплексные меры по организации и проведении работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|
|
|
1 |
Проведение акций "Помоги собраться в школу", "Подросток", "Гарантии права на общее образование каждому подростку", "Я выбираю здоровье", "Нет наркотикам" |
в течение года |
Зам. по УВР Социальный педагог |
|
2 |
Разработка совместного плана с ОДН |
в течение года |
Администрация Социальный педагог |
|
3 |
Совместная работа с КДН и ЗП, ОДН |
в течение года |
Администрация Социальный педагог |
|
4 |
Организация мероприятий в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина" |
|
Зам. по УВР Социальный педагог |
|
5 |
Индивидуальные консультации по выбору профессии |
|
Социальный педагог Кл. руководители |
|
6 |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися |
|
Социальный педагог |
|
7 |
Осуществление обмена необходимой информации с учителями-предметниками |
в течение года |
Социальный педагог Кл. руководители |
|
|
Работа с семьей |
|
|
|
1 |
Выявление неблагополучия в семьях |
в течение года |
Социальный педагог Кл. руководители |
|
2 |
Проведение рейдов "Семья" |
в течение года |
Администрация Социальный педагог Кл. руководители |
|
3 |
Проведение родительских общешкольных собраний, родительских лекториев |
|
Социальный педагог Кл. руководители |
|
4 |
Выявление детей, не проживающих с родителями и воспитывающихся в семьях родственников |
в течение года |
Социальный педагог Кл. руководители |
|
5 |
Консультации узких специалистов для родителей |
в течение года |
Социальный педагог Психолог |
|
6 |
Приглашение родителей на совет профилактики |
в течение года |
Социальный педагог |
|
7 |
Беседы и разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания |
в течение года |
Администрация Социальный педагог Кл. руководители |
|
|
|
|
|
|
Приложение 9
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
СОБРАНИЕ 1
Тема: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг - выведение формулы родительской педагогики.
Вступительное слово классного руководителя: Начать наш разговор хочется отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла, чьи строки, написанные так давно, актуальны и сегодня.
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях.
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашёл опоры,
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
(Софокл «Антигона»)
Вы, уважаемые родители, - люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!».
Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.
Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написано, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, традицией наших родительских собраний.
(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли им индивидуальная встреча с классным руководителем).
Формула закона семьи
Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте её.
Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).
Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям: "У кого что получилось! Какие законы семьи здесь зашифрованы?"
Затем идёт анализ зашифрованной формулы. 1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку. 2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка. 3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. 4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.
Задание для родителей - диагностика по гербу семьи
Следующий урок в расписании родителей - диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. Образец такого герба вы видите на доске. Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы - 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или дочь. Сделайте выводы.
Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.
Каждый из вас познакомился с законами жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.
СОБРАНИЕ 2
Тема: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)"
Форма проведения: дискуссия.
Эпиграф: Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней - переход, всё течёт. (Л.С. Выготский)
Вопросы для обсуждения:
1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.
2. Подростковая психика.
3. Какими видят себя подростки.
По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.
Л.С. Выготского - одного из ведущих психологов XX столетия - называют «Моцартом психологии». Его слова, вынесенные в эпиграф, удивительно точны. Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.
Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.
Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске):
Любовь - Доверие - Понимание - Поддержка
Как сказал кто-то из сатириков, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.
Физическое здоровье ребёнка - основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет - процесс созревания 2 года; в 13-13,5 лет - 3-3,5 года: в 15-летнем возрасте - 5-6 лет. Эти различия типов созревания - причина многих огорчений и переживаний.
В последние десятилетия серьёзными проблемами стали акселерация и ретардация. Акселераты в школьные годы - лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди.
Ретарданты, наоборот, - вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.
Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребёнком;
- за прекращение посягательств на его неприкосновенность;
- за утверждение среди сверстников;
- против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
- Помочь ребёнку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.
- Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждет помощи его душа.
Психологическая разминка для родителей
Анализ педагогических ситуаций:
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
Обсуждение проблемы совместно с родителями. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной бури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления.
1. В самостоятельности ребёнка не следует видеть угрозу лишиться его.
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
4. Не перегружайте ребёнка опекой и контролем.
5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте её мирным путём.
6. Помните слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».
В 4-7% случаев первая влюбленность ведёт впоследствии к браку. Влюбленность - это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере - значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо - значит расстроить взаимоотношения с ребёнком. Любовь и сексуальность для подростка - вещи взаимоисключающие.
Эту проблему назиданиями решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции взрослого человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь.
По правде или нет.
В конце собрания родители получают это стихотворение на память.
СОБРАНИЕ 3
Тема: «Детская агрессивность»
Форма проведения: «круглый стол».
Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли...
(Эрих Фромм)
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ проблемы агрессивности.
2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
3. Поощрение, наказание в семье.
4. Законы преодоления детской агрессии.
5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
2. Что тебе в них нравится?
3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребёнку;
- оно суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):
- Если тебя наказывают, то как...
- Если тебя поощряют, то как...
- Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают...
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. По традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Приложение 10
КНИЖКА-ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
10 ошибок в воспитании,
которые все когда-нибудь совершали
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Ошибка первая -
обещание больше не любить.
"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить"
Мнение родителей:
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они
делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не
слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких
случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка
больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту
фразу.
Мнение психологов:
Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств
воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно
чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие
ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое
поведение я не одобряю".
Ошибка вторая -
безразличие
"Делай что хочешь, мне все равно"
Мнение родителей:
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу,
нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще,
ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.
А нас оставит в покое.
Мнение психологов:
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха,
почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно
"настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении
поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика
или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия
постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение
вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".
Ошибка третья
-слишком много строгости
"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная"
Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании
принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16
лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком
строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку,
напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы
рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение
лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас
делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и
зачем".
Ошибка четвертая -
детей надо баловать
"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам"
Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое
лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно.
Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от
всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое
желание ребенка.
Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное
чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к
множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с
дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот
- он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать
это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один
из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая -
навязанная роль
"Мой ребенок - мой лучший друг"
Мнение родителей:
Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо
всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама
для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир
взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но
при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая -
денежная
"Больше денег - лучше воспитание"
Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже
побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает
старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими
родителями.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто
бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок
ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что
не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные
игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего
кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а
осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.
Ошибка седьмая -
наполеоновские планы
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю
ему упустить свой шанс"
Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино
или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель
пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого
не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее
будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное
нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и
слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви,
начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием
наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя
день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного
времени и для личных дел.
Ошибка восьмая -
слишком мало ласки
"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"
Мнение родителей:
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с
папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском
возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации.
Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и
придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно
все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям
свою любовь активно - это может оттолкнуть их.
Ошибка девятая -
ваше настроение
"Можно или нет? Это зависит от настроения"
Мнение родителей:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые
"выпускают пар" на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего
страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную
игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и
расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных
ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают
что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно,
что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что
себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у
меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь.
А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".
Ошибка десятая -
слишком мало времени для воспитания ребенка
"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"
Мнение родителей:
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку
стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них,
стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у
родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время
для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него
времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день
расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее
количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или
почитайте книжку. Крохе это необходимо.
Приложение 11
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ»
1) Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
2) Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3) Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4) Я часто забываю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5) Я знаю многое об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6) Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования исчезли из жизни. Поэтому я буду стремиться смягчить удары судьбы для своего ребенка.
7) Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Будьте внимательны к своему ребенку!
Приложение 12
Советы родителям
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Средневековый поэт Себастьян Брандог.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.