Родителям на заметку
Если вы узнали, что в отношении вашего ребёнка совершены преступные действия:
1. Не пытайтесь самостоятельно связаться с лицом, совершившим неправомерные действия, не угрожайте и не преследуйте его. Этим вы добьётесь только того, что преступник скроется и уничтожит все улики в отношении себя.
2. Не кричите и не повышайте голос в разговоре с ребёнком, постарайтесь спокойно и подробно выяснить, что произошло и как развивалась ситуация от начала до конца.
3. Сами не удаляйте переписку, свидетельствующую о преступлении, учётные записи ребёнка в социальной сети, службах быстрого обмена сообщениями и другие сведения, которые могут потребоваться правоохранительным органам для расследования преступления, в том числе – для проведения экспертизы.
4. Обязательно обратитесь в правоохранительные органы – у них есть опыт и отработанные методы расследования подобных преступлений.
5. Сообщая о преступлении, проконсультируйтесь с адвокатом, чтобы оценить перспективы и риски, а также по возможности иметь представителя в суде и не посещать суд каждый раз самостоятельно и с ребёнком.
6. Будьте психологически готовы к длительному расследованию и необходимости возвращаться к травмирующей ситуации на допросах и других мероприятиях, которые потребуют вашего участия и участия ребёнка.
7. По возможности не пытайтесь замять дело или умолчать о нём: скрыв совершенные в отношении вашего ребёнка действия, вы дадите преступнику все шансы повторить их в отношении других детей.
Экспертизы текстов
При расследовании преступлений полезной может оказаться лингвистическая экспертиза. Лингвистическая экспертиза и комплексные экспертизы (психолого-лингвистическая, сексолого-лингвистическая и др.) текстов, свидетельствующих о совершении преступных действий, давно доказали свою эффективность и становятся значимыми доказательствами по подобным категориям дел.
Эксперту/специалисту могут быть поставлены, к примеру, следующие вопросы:
1. Содержатся ли в разговоре признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера? Если да, то каков характер волеизъявления (просьба, требование, предложение, совет и пр.)?
2. Имеются ли признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
3. Имеются ли в высказываниях собеседника несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половым органам, половой сфере человека?
4. Являются ли указанные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в данной речевой ситуации?
5. Идёт ли в разговоре речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств?
Выводы о наличии такой информации могут служить доказательством преступных действий против ребёнка как при рассмотрении дела в суде, так и на стадии следствия.
Как обезопасить ребёнка, использующего Интернет
Предотвращение преступлений в сети Интернет основано, главным образом, на формировании безопасной информационной среды и установлении с ребёнком доверительных отношений, позволяющих ему самому увидеть опасность и сообщить о ней старшим.
1. Прежде чем разрешить ребёнку пользоваться интернетом и регистрироваться в социальных сетях, проанализируйте его характер и уровень развития. Готов ли он к опасностям и подводным камням всемирной сети? Вопрос этот сугубо индивидуален. Запрещать пользоваться интернетом до определенного возраста, например, 12-14 лет, неразумно, т.к. это – часть нашей теперешней жизни, и даже дошкольник может использовать Интернет в познавательных, обучающих и развлекательных целях.
2. Установите на компьютер антивирус и программное обеспечение, защищающее детей от вредной информации, настройте браузер и поисковые системы так, чтобы они ограждали детей от нежелательного контента. С помощью настроек ограничьте время нахождения ребёнка за компьютером: так вы не только сократите пребывание ребёнка в потенциально опасной среде, но и избежите возможной игровой и компьютерной зависимости.
3. Подготовьте ребёнка, объяснив, что в Интернете нужно соблюдать те же правила поведения, что и в реальной жизни: незнакомец, который первым заводит диалог в социальной сети, ничем не отличается от незнакомца, пытающегося завязать разговор на улице, а грубое высказывание в чате – от грубости, сказанной в лицо.
4. Предупредите ребёнка о том, что в виртуальной жизни человек может показаться совершенно не тем, кто он есть на самом деле, например, двенадцатилетняя девочка – сорокалетним мужчиной.
5. Расскажите ребёнку, что встреча с человеком, с которым он знаком только в сети, может быть опасна: этот человек может оказаться педофилом, маньяком, насильником, убийцей, мошенником или просто негодяем. О такой встрече нужно как минимум предупредить взрослых, а лучше всего – пойти на неё с родителями.
6. Объясните ребёнку, что нельзя распространять в Интернете информацию личного характера: имя, адрес, телефон, место учебы и т.п. Вместе с ребёнком создайте нейтральное сетевое имя, проконтролируйте содержание его страницы в социальной сети.
7. Поговорите с ребёнком о том, что не нужно реагировать на обидные слова или действия в Интернете: ответная агрессия только раззадоривает оскорбителя. Убедитесь, что оскорбления в сети не перешли в реальную жизнь.
8. Не разрешайте ребёнку самостоятельно осуществлять покупки в интернет-магазинах и не оставляйте в свободном для него доступе банковские карты и платежные данные.
9. Научите ребёнка никогда не открывать вложения и не проходить по ссылкам, присланным с подозрительных и неизвестных адресов, и не делайте этого сами.
10. Проинформируйте ребёнка о самых распространённых методах видах мошенничества в сети: лотереях, розыгрышах, тестах. Объясните, что за отправленные по таким запросам SMS могут быть сняты большие суммы денег.
11. Расскажите детям о том, что любой текст, рисунок или песня, выложенные в Интернете, могут быть чьей-то собственностью, и использовать их можно только с разрешения автора.
12. Поясните ребёнку, что нужно быть избирательным в совершении репостов и размещении на своей странице материалов из посторонних источников: это могут быть экстремистские или иные материалы, распространение и публичное демонстрирование которых запрещено. Закон не делает разницы между распространением собственных и заимствованных материалов.
Основной инструмент выявления незаконных действий в отношении ребёнка – это контроль.
1. Интересуйтесь, с кем ребёнок дружит в Интернете, так же, как интересуетесь его реальными друзьями.
2. Попросите ребёнка рассказывать вам обо всём, что его беспокоит, шокирует в Интернете. Следите за тем, как меняется его настроение после общения в сети, интересуйтесь, что его расстроило или обрадовало.
3. Время от времени прочитывайте переписку ребёнка по электронной почте, в социальных сетях, Skype, ICQ и т.п. Полезно также знакомиться с историей действий ребёнка: какие файлы он открывал, какие сайты посещал, что скачивал, что загружал. Возможно, это покажется вам неэтичным, но подумайте, что важнее: вопросы этики или безопасность ребёнка?
Объясните ребёнку, что вы делаете это не из любопытства, а по необходимости.
Почему это важно именно сейчас
В последнее время всё чаще объектами экспертизы по подобным делам становятся Интернет-тексты, что связано с глобальной информатизацией жизни современного человека. При этом Интернет – не только сфера масштабного обмена информацией, но и потенциально опасная среда, особый статус которой придают анонимность и отсутствие видимых препятствий к получению тех или иных сведений, совершению тех или иных действий.
Это особенно тяжело сказывается на несовершеннолетних, ежедневно сталкивающихся в Интернете с информацией, которая может нанести вред психике неправомерными действиями иных лиц и другими опасностями, с которыми они в силу возраста не способны справиться самостоятельно. Это касается неправомерных действий, совершаемых в отношении ребёнка, и действий, осуществляемых им самим.
Использованы материалы публичной страницы https://vk.com/ombudsmen76
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.