Для родителей.
Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед и что же он означает.
Существуют так называемые клинические диагнозы (алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и педагогические диагнозы (ОНР, ФФН, ЗРР, ФНР, ЛГНР).
Начнем с того, что логопед ставит диагноз, а точнее пишет логопедическое заключение, так, чтобы ему в дальнейшем по заключению было удобнее выстраивать поэтапно коррекционную работу.
Приведу пример: логопед ставит диагноз - ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией.
ОНР — это педагогический диагноз, который говорит логопеду о том, что у ребенка имеются нарушения всех сторон речи: и звуковой, и грамматики, и связной речи.
Значит, логопед будет вести параллельную работу по развитию всех сторон речи.
Дизартрия — это клинический диагноз, который указывает на то, что у ребенка имеются также нарушения мышечного тонуса органов артикуляции (либо гипертонус, либо гипотонус).
Значит, логопед обязательно в работе будет использовать приемы массажа, а, возможно, будет вести работу параллельно с неврологом, назначать физиотерапевтические процедуры. Клинический диагноз больше делает акцент на том, по какой причине возникли речевые нарушения у ребенка, а педагогический диагноз позволяет логопеду понять, что нарушено в речи и над чем нужно работать.
В основном логопеды пишут только педагогический диагноз, поскольку он более полезен в практической деятельности. Ведь при разных диагнозах коррекционная работа все равно всегда строится в зависимости от того, что мешает ребенку счастливо жить на данный момент: или нарушение звукопроизношения, или нарушение слоговой структуры слов, или отсутствие фразовой речи, или нарушение монологической речи и так далее.
Приведу различные примеры диагнозов и коротко поясню, над чем должна вестись работа при таких диагнозах.
Педагогические диагнозы:
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться
• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Логопед ведет работу по исправлению звукопроизношения, по коррекции слоговой структуры слов, просодических компонентов речи: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
При ФФНР помимо нарушения звукопроизношения имеется и недоразвитие фонематического восприятия, то есть слуховой дифференциации. Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения должна вестись параллельно с работой по развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей — важное условие успешного обучения их чтению и письму.
· Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей звукопроизношение не нарушено, фонематические процессы относительно сохранны, но имеется нарушение грамматического строя речи, ограничен словарный запас. Необходима длительная систематическая работа по формированию всех грамматических категорий.
- I уровень — отсутствие речи (Лепетные слова, звукоподражания)
- II уровень — словарный запас бедный, в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы, грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах, фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.
- III уровень — хороший словарь бытовых слов, недостаточно развиты абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия, характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой, в грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях слов, разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок или пересказ вызывает затруднение.
При ОНР у детей бывают нарушены все компоненты языковой системы: и фонетико-фонематическая сторона речи, и лексика, и грамматический строй. Нарушения носят, как правило, стойкий характер, поэтому очень важное условие в коррекционной работе — системность, непрерывность в обучении. У детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.
· Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития.
Клинические диагнозы:
· Дизартрия - нарушение произношения звуков, темпа речи, выразительности голоса.
· Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
·
Ринолалия - это нарушение
тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии
и физиологии речевого аппарата:
- врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы – то , что в народе
называют «волчья пасть», «заячья губа».
- аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов
· Алалия - полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.
· Афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
· Дислексия - нарушение способности к овладению навыками чтения
· Дисграфия - нарушение письменной речи.
· Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.