Для родителей
Оценка 4.9

Для родителей

Оценка 4.9
doc
25.10.2021
Для родителей
Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед и что же он означает.
шпаргалка для родителй.doc

Для родителей.

 

       Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед и что же он означает.

            Существуют так называемые клинические диагнозы (алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия)  и педагогические диагнозы (ОНР, ФФН, ЗРР, ФНР, ЛГНР). 

 

      Начнем с того, что логопед ставит диагноз, а точнее пишет логопедическое заключение, так, чтобы ему в дальнейшем по заключению было удобнее выстраивать поэтапно коррекционную работу.

     Приведу пример: логопед ставит диагноз - ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. 

ОНР — это педагогический диагноз, который говорит логопеду о том, что у ребенка имеются нарушения всех сторон речи: и звуковой, и грамматики, и связной речи.

Значит, логопед будет вести параллельную работу по развитию всех сторон речи. 

     Дизартрия — это клинический диагноз, который указывает на то, что у ребенка имеются также нарушения мышечного тонуса органов артикуляции (либо гипертонус, либо гипотонус).

Значит, логопед обязательно в работе будет использовать приемы массажа, а, возможно, будет вести работу параллельно с неврологом, назначать физиотерапевтические процедуры.         Клинический диагноз больше делает акцент на том, по какой причине возникли речевые нарушения у ребенка, а педагогический диагноз позволяет логопеду понять, что нарушено в речи и над чем нужно работать.

      В основном  логопеды пишут только педагогический диагноз, поскольку он более полезен в практической деятельности. Ведь при разных диагнозах коррекционная работа все равно всегда строится в зависимости от того, что мешает ребенку счастливо жить на данный момент: или нарушение звукопроизношения, или нарушение слоговой структуры слов, или отсутствие фразовой речи, или нарушение монологической речи и так далее.

      Приведу различные примеры диагнозов и коротко поясню, над чем должна вестись работа при таких диагнозах.

 

Педагогические диагнозы:

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться

• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

      Логопед ведет работу по исправлению звукопроизношения, по коррекции слоговой структуры слов, просодических компонентов речи: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

 

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). 

При ФФНР помимо нарушения звукопроизношения имеется и недоразвитие фо­нематического восприятия, то есть слуховой дифференциации. Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения должна вестись параллельно с работой по развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей — важное условие успешного обучения их чтению и письму. 

·      Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей звукопроизношение не нарушено, фонематические процессы относи­тельно сохранны, но имеется нарушение грамматического строя речи, ограничен словарный запас. Необходима длительная систематическая работа по формированию всех грамматических категорий.

  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). 

- I уровень — отсутствие речи (Лепетные слова, звукоподражания)

- II уровень словарный запас бедный,  в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы, грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах, фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

- III уровень — хороший словарь бытовых слов, недостаточно развиты абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия, характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой, в грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях слов, разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок или пересказ вызывает затруднение.

При ОНР у детей бывают нарушены все компоненты языковой системы: и фонетико-фонематическая сторона речи, и лексика, и грамматический строй. Нарушения носят, как правило, стойкий характер, поэтому очень важное условие в коррекционной работе — системность, непрерывность в обучении. У детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

·      Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития.

 

Клинические  диагнозы:

·      Дизартрия - нарушение  произношения звуков, темпа речи, выразительности голоса.

 

·      Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

 

·      Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата:
- врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы – то , что в народе называют «волчья пасть», «заячья губа».

- аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов

 

·      Алалия - полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.

 

·      Афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.

 

·      Дислексия - нарушение способности к овладению навыками чтения 

 

·      Дисграфия - нарушение письменной речи.

 

·      Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.


Для родителей. Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед…

Для родителей. Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед…

Развитие фонематического слуха у детей — важное условие успешного обучения их чтению и письму

Развитие фонематического слуха у детей — важное условие успешного обучения их чтению и письму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021