ДНЕВНИК по учебной практике (научно-исследовательской)

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткое описание документа: Участие в установочной конференции по организации и проведению научно-исследовательской практики. Научный руководитель ознакомила студентов с программой учебной практики, инструкциями по ведению дневника, критериями составления отчета о прохождении практики. Разбор тематики. В начале практики мною была утверждена тема изучаемой работы. Я остановилась на теме « Использование песенного материала на уроках английского языка»
Иконка файла материала 00177856-6860f237.docx
Министерство образования и науки РФ   ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Дагестанский государственный педагогический университет» филиал в  г. Дербенте                                                        Кафедра филологии   Факультет иностранных языков ДНЕВНИК по учебной практике (научно­исследовательской) студентки 4 курса ОЗО факультета иностранных языков ……………………….                                                                       2017Индивидуальный план работы 1. Участие в установочной конференции. 2. Выбор темы исследования. 3. Поиск и ознакомление с темой: «Использование песенного материала на уроках  английского языка» 4. Работа с библиотечными фондами ДГПУ ФИЯ для формирования лексико­ грамматических навыков по теме, указанной выше. 5. Самостоятельная работа.  6.  Консультация. 7. Практическая работа в школе. 8.  Составление аналитического отчета о прохождении учебной практики. 9. Оформление документации. 10.Проведение итоговой конференции. Дата Краткое содержание выполняемых работ 22.05.17   Участие в установочной конференции по организации и проведению  научно­исследовательской  практики. Научный руководитель  ознакомила студентов с программой учебной практики, инструкциями  по ведению дневника, критериями составления отчета о прохождении  практики.     Разбор тематики. В начале практики мною была утверждена тема  изучаемой работы. Я остановилась на теме « Использование песенного  материала на уроках английского языка»   Составление индивидуального плана.  Был разработан план, по  которому будет проходить исследование работы.  23.05.17    В процессе работы проводила отбор, систематизацию и анализпечатных и электронных образовательных изданий: 1. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых  путей. //Иностранные языки в школе. – 2002. ­ №1. –24­28 с.      2.Гальскова Н.Д.,  Гез Н.И. Теория обучения  иностранным  языкам.  Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 336 с. 3.Кащук С.М. Формирование лингвистической компетенции  на основе современных песен. // Иностранные языки в школе. – 2004.  ­  №4. – 60­63 с.  4. Кирпичникова Е.П. Роль музыки и песен в изучении  английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1990. ­ №5. – 45­ 48 с. 5.  http://www.festival.1september.ru 6.http://www.iyazyki.ru 7.  http://www.languagesbysongs.eu  В связи с тем, что я работаю, я решила проэксперементиро­вать и  пригласить своих однокурсниц и руководителя практики на открытое  занятие. Мероприятие я провела в 8 «а» классе на тему: «Музыка в  нашей жизни»    Консультация.  Работали над анализом проведенных мероприятий. Посетила открытые  уроки однокурсниц вместе с научным  руководителем. Провели анализ  уроков  Самостоятельная работа.   Работала над анализом имеющегося у меня материала, отбирала  необходимую информацию для исследуемой темы Консультация.  Выполняла задания под руководством руководителя практики. Был  проведен анализ, систематизация и обобщение имеющегося материала. 24.05.17  25.05.17 26.05.17 27.05.17. 29.05.17­ 30.05.17 31.05.17 После консультации научного руководителя, была проведена работа  над презентацией на тему: «Использование песенного материала на  уроках английского языка» 1.06.17 Составление отчета по практике о  результатах исследования.  Всодержание отчета была включена моя собственная оценка по  результатам проведенной  работы. Были отмечены проводимые мною  действия и мероприятия, оценка их эффективности, проанализированы причины достижения и не достижения   поставленных целей. В конце  были внесены предложения по улучшению работы. 2.06.17  Оформила и представила руководителю практики все необходимые  документы и материалы по работе.    3.06.17. Участие в итоговой конференции. Защита реферата. Введение Перед каждым учителем встает вопрос: как заинтересовать учащихся, как повысить мотивацию. Почему бы не сделать это при помощи того, что понятно и близко каждому школьнику и имеет  достаточно большое значение в их жизни? И это, безусловно, музыка. С помощью музыки и песен  на английском языке более прочно усваиваются лексические единицы, и расширяется словарный  запас. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что  помогает ее активизации. Именно в песнях лучше усваиваются грамматические конструкции.  Песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Ну и, наконец, благодаря музыке создается благоприятная обстановка на уроке и снижается психологическая нагрузка. Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых в обучении  иностранным языкам не нова. Необходимость внедрения в практику обучения материалов,  которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали  духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых. В настоящее время  отбор учебных материалов все чаще строится не на чисто лингвистическом, а  культуроориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать  ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы. Для того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах  используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и  песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении  иностранному языку в основном сводились к прослушиванию, чтению и переводу, анализу,  заучиванию и воспроизведению их наизусть. За последнее десятилетие начали развиваться новые  подходы к работе со стихотворным и песенным материалом. Суть их в том, чтобы использоватьхудожественные произведения как средство обучения выражению своих собственных мыслей,  основываясь на своем собственном жизненном опыте. Конечно, сами по себе песни и стихи могут  применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако  еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.  Актуальность проблемы использования песенного материала на уроках английского языка  можно объяснить рядом обстоятельств. Так, современные  требования  к обучению иностранному  языку предполагают такую организацию учебной деятельности, целью которой является  формирование и развитие у учащихся иноязычной коммуникативной культуры. Эффективность  овладения языком и формирование коммуникативной компетенции находится в прямой  зависимости от активности учащихся, вовлечения их во все виды речевой деятельности, поэтому  большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения.  В качестве предмета исследования  рассматривается использование   песен   в   процессе   обучения     иностранному   языку   (при   формировании   фонетических, лексических, грамматических навыков). Цель данного исследования – показать значимость применения песни в   усвоении   учащимися   языкового   материала,   а   главное   в   формировании   фонетических, лексических, грамматических навыков. Для   достижения   поставленной   цели,   следует   решить   следующие  задачи:  ­ изучить литературу об организации учебной деятельности с использованием  иноязычных  песен; ­ проанализировать  оптимальность  использования  песенного материала  в про­цессе обучения  иностранному языку; ­рассмотреть   особенности   песни   как   методического   приёма   при   обучении   произношению, лексике и грамматике на уроках иностранного языка; ­ определить специфику песни и ее роль в формировании иноязычных речевых навыков; ­ определить принципы работы с песней на уроке иностранного языка; ­ рассмотреть методику и особенности работы с песенным материалом при  обучении  английскому языку; ­рассмотреть   примеры   использования   песенного   материала   на   уроке  иностранного  языка.  Определение понятия «песня» Песня   ­   один   из   древнейших   видов   искусства.   Сначала   это   была   самодеятельная   (народная,   фольклорная)   песня   и   только   потом   появилась   песня   профессиональная.   От   песни   произошли   другие   виды   искусства:  поэзия и музыка.   Чаще всего слово "песня" употребляется в значении:­Произведение   искусства,   сочетающее   в   себе   стихи   и   мелодию.     Стихи   и мелодия могут быть записаны в виде текста и нот. Одну и ту же песню может спеть   сам   автор   или   какой­либо   исполнитель,   ее   можно   спеть   без   аккомпанемента   или   под   аккомпанемент   одного   или   нескольких инструментов,   ее   может   спеть   солист,   дуэт,   ансамбль   или   хор; ­Исполнение   произведения   искусства.   Здесь   уже   четыре   составляющих:   стихи, мелодия, вокал, аккомпанемент. Например, именно исполнение имеет в виду Владимир Лан цберг, когда в своей статье "ЭТО "МОЯ" ПЕСHЯ" он  пишет: "Собственно, о чем сыр­ бор? Hу, песня и песня: слова, музыка, вокал,   аккомпанемент". Это же значение имеет в виду Леонид Альтшулер в своем   определении: "Песня ­ это музыкальное интонирование поэтической речи",  поскольку   и   интонирование,   и   речь   ­   это   исполнение;   ­Аудио или видеозапись исполнения произведения искусства на каком­либо   носителе: виниловом диске, аудиокассете, компакт­диске, в звуковом файле,   видеокассете, кинопленке.  ­Вид   искусства.   Так,   например,   в   Музыкальной   Энциклопедии   сказано:   "Песня ­ наиболее распространенный род вокальной музыки. Истоки жанра   песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не былиразделены и су ществовали в виде единого искусства песни. Тексты песен   представляют   собой   особый   жанр    поэзии"   Таким образом, слово "песня"    имеет  четыре значения:  ­ произведение искусства;   ­ исполнение произведения искусства; ­ запись исполнения произведения искусства; ­ вид искусства.       настоящее   время   классификация   выглядит   так.   Существует   род (группа)   искусств   ­    музыка.   В   ней   две   подгруппы   ­   вокальная   музыка   и   инструментальная   музыка.   Инструментальная   делится   на   камерную   и   симфоническую. Вокальная на виды: песня, романс, кантата, оратория, опера.   Песня, как вид искусства, делится на два направления ­ бытовая (народная,   фольклорная, самодеятельная) и профессиональная (сценическая).    обоих направлениях существуют жанры: лирическая, патриотическая   (гимническая),   шуточная,   пародийная,   детская,   колыбельная,   маршевая  (строевая),   студенческая,   туристская,     частушка,   блюз,   джаз,   шансон,   рок, поп, рэп,  и т.д. В   разных   направлениях   какие­то   жанры   встречаются    чаще,    какие­ то реже.   Например,   жанр   патриотической   (гимнической)   песни   чаще   встречается   в   профессиональном   направлении,   а   жанр   частушки   присущ   направлению бытовой (народной, самодеятельной) песни.  Таким   образом,   самодеятельная   песня   является   направлением   в искусстве   и включает р азличные жанры.Жанр   ­   внутреннее   свойство  произведения  искусства, оно не зависит от того, кто был автором этого произведения ­ профессионал или  любитель.   Песня — яркая,   образная   форма   углубленного   представления   об   окружающей   действительности.   Использование   песни   вызывает   у   ребенка   положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и порой убеждает его   сильнее,   чем    полученная   другим   путем   информация.   Все   сказанное   о песне, и о хоровой песне, в частнос ти, свидетельствуют в пользу широкого использования   музыки   и   песни   в   учебном   процессе,      частности,   при обучении иностранному языку. Роль песни на уроке иностранного языка   Повышению   эффективности   занятий   иностранным   языком   в   школе,   наряду   с   общепризнанными   дидактическими   средствами,   способствуют   разнообразные   формы   музыкальной   наглядности,   являющиеся   активным   средством оптимизации всей образовательной деятельности учащихся. Один   из специфических видов наглядности – это песенный материал. Овладение   аспектами   и   видами   речевой   иноязычной   деятельности   происходит   более   успешно,   если   в   качестве   музыкальной   наглядности   используется   популярный современный песенный материал.   Широкое применение песен   пособствует   формированию   лингвистической   компетенции   обучающихся.   Уже на самом начальном этапе обучения иностранному языку используются   небольшие   по   объѐму   песни   в   фонетической   зарядке.   Они   не   только   развивают   навыки   произношения,   но   и   благоприятно   сказываются   на   совершенствовании   навыков   аудирования.   Содержание   текстов   песен   способствует   расширению   активного   запаса   слов   обучающихся.   Песни   обеспечивают   тренировку   учащихся   в   использовании   грамматических   явлений, механической памяти. В этом качестве подбираются, как правило, несложные   в   языковом   плане   песни,   нередко   это   песни,   не   являющиеся   аутентичным   материалом,   а   специально   разработанные   для   тренировки  какого­ либо   грамматического   явления.   Песни   способствуют   созданию   психологического   комфорта   на   уроке.   Они   помогают   разгрузить   сознание   учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную   атмосферу общения на уроке.  Песни, как и любой другой учебный материал, подбираются с учётом целей конкретного урока,    возрастных   и   индивидуальных   особенностей  учащихся. Их   можно использовать в качестве дополнительного и основного материала на уроке,   организовывая различные виды работы: прослушивание, чтение, инсценирование,   иллюстрирование и другие.Использование   песен   на   изучаемом   языке  весьма актуально по ряду  причин.   Во­ первых, учащиеся   сразу   приобщаются   к  культуре страны изучаемого язы­ ка, так  как  дети этог  возраста, по мнению психолога, особенно чутки  и  восприим­ чивы к чужой культуре. Во­вторых, при работе с этим своеобразным лингвостра­ новедческим материалом создаётся хорошаяпредпосылка   для   всестороннего   раз­вития  личнос ти  учащегося,ибо специальноподобранные песни стимулируют образ­ное  мышление и формируют  хороший вкус. Песенный жанр как один из  важных  жанров музыкального творчества  благодаря  наличию   вербального  текста  спосо­бен  точно  и   образно  отразить  различные  стороны  социальной   жизни  народа  страны   изучаемого   языка.      Песне,   как   и   другому   произведению   искусства, присуща   коммуникативна  функция, т.е. передача  заложенным  её  автором  содержания адресату. При   этом  в  отличие  от  учебных  текстов  общестрановедческого  характера,   которые,    прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его   интеллект и память, песня в   качестве   страноведческого   материала   оказывают   воздействие   н   эмоции человека и его общехудожественную память.  При  использовании  песен на уроке   английского  языка   происходит  приобще­ние детей  к   миру музыки, где  музыка  выступает  действенным  средством   эсте­ тичного  воспитания;  знакомство  детей  с  музыкальной культурой   народа  страныизучаемого  ин остранного  языка;   воспитание коллективизма  и высоких  морально­этических  качеств; регулиро вание  межличностных   отношений   в  группе, а  также  реализация   принципа   двуплановости обучения, в результате чего  усвоение иноязычного материала  протекает более  эффективно.  Итак,  важно  использовать  песни   и   песенный   материал  на уроках  иностран­ ного  языка, так  как  это  позволяет  включить  в  активную познавательную деятельность  по  изуч ению  иностранного  языка  резервные  возможности личности  каж­ дого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной  коллективной работы  в  атмосфе­ре положительных эмоций. Песня   как   один   из   элементов   национально­культурного компонента содержания обучения английскому языку    В   настоящее   время   является   естественным   то,   что   овладение  иноязыч­ ной   речью   как   средством   общения   невозможно   без   знаний  особенностей   культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный  подходы   к   обучению   иностранному   языку взаимообусловлены и неразрывно  связаны. Процесс  формирования   коммуникативной  и  лингвострановедческой  компетен­ ций  включает  в себя обучение не только  знаниям,   но   также  и  умению   правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении. Цель формирования   данных  компе тенций – осуществление обмена  между своей культурой и  культурой  общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения взаимопонимания и единения.Известно, что   песня, особенно   аутентичная,   является   важным  элементом   любого языка и поэтому  заслуживает  самого  пристального внимания. Кроме  того,песня – это   в еликолепное  средство повышения интереса, как  к стране   изучаемо­го  языка,  так   и  к  самому  языку, а   также  эффективный способ повторения  язы­кового   материала, особенно на старшем  этапе обучения. Характер  песенных текстов  как  аутентичных  материалов  весьма многообразен.Они  могут  ра зличаться   по лингвистической   сложности, стилевой и исторической соотнесённости. Поэтому в  зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конкретн ых целей урока песни используются по­разному.  Так,   на   начальном   этапе   обучения   иноязычной   речи  песня  является особенно эффективны  средством, наиболее  адекватным аутентичным материалом.Но, в  отличие от установившегося с тереотипа, что с песней можно работать только на   начальном  этапе обучения  иностранному   яз ыку, доказано, что на среднем  этапе  он тоже необходим.  Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни,   её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использо ван для изучения языка как системы, а также для ознакомления с   особенностями   менталитета, культуры  страны   изучаемого  языка. Момент  предъ­ явления   песенного  текста определяется   условиями, поставленными преподавате­лем,   уровнем обученности учащихся. Целями в таком случае могут быть представ­лены: 1.Формирование фонетических навыков; 2. Пополнение лексического запаса учащихся; 3.отработка грамматических конструкций. Кроме   того,   песня   помогает   учащимся   приобщиться   к   иноязычной культуре.Мелодия    песни   должна   отвечать   интересам   и   увлечениям  учащихся, а её  содержание нести смысловую нагрузку. Немаловажным   источником   коммуника­тивной  компетенции  является  изучение  песен  разных   эпох  и  разного    жанра.   Например, можно сравнить какую­нибудь песню послевоенного периода и песню  90­х годов    провести  сопоставительный   анализ, как   лингвистики   текста, так   и  социально­когнитивного содержания. Также песня помогает сплочению группы:   песню можно петь хором. А в   предварительной   работе   над   текстом,   где   обычно   сочетаютс    различные формы   работы   (диалог,   полилог,   индивидуальная   и   групповая   работа) непро извольно происходит общение учащихся. Таким   образом, на   основе  извлеченных   из   текста песни фраз   и отдельных    лексических единиц обучаемый   может  проявлять самостоятельность и творчествоВыход на твор ческий уровень способствует осознанию   особенностей   традиций,   культуры   страны   изучаемог    языка,   в работе происходит формирование коммуникативной компетентности.  Технология закрепления лексического, грамматического и фонетического материала с помощью современной песниИспользование   аутентичных  стихотворных   форм   и  текстов  песен   на уроках английского я зыка является эффективным приемом для тренировки  фонетических и грамматических явлений, а  также служит эффективным способом   пополнения   лексического    запаса. Многие   учителя  используют стихи и песни на своих уроках в качестве фонетической заря дки. Чтение и заучивание  поэтических  текстов,   разучивание  и  пение  текстов   помогает учащи мся оперировать набором фонетических,лексических, грамматических элементов на автоматизиро ванном уровне.  Для   многих   учащихся   подросткового   возраста   песни   современных английских или американских  групп представляют особый интерес, поэтому одним из видов деятельности на уроках служит рабо та с песней. Часто это сводится   к   чтению   слов   песни, их   переводу   на   родной   язык   и   зап иси нескольких   новых   слов  в  тетрадь, прослушиванию   песни   и   совместному исполнению   п од  фонограмму. Но   этим  ограничиваться   не   стоит.   Можно придумать   серию   упражнений    на   понимание   содержания   песни, согласованию   слов   и   выражений   (matching),  лексико­ грамматические упражнения,  а также упражнения на говорение с  использованием слов   песни и  фантазии   учащихся.   Такого  рода  задания  внесут  разнообразие     урок,  а также   будут   направлены   на   повышение   мотивации   учащихся   в   изучении англи йского языка. Так, в начале урока может быть проведен следующий вид работы, который поможет закрепить  изученный лексический или грамматический материал: сначала  дети слушают  песню и  пытаются  понять, о чем она, уловить общую идею. Рекомендуется разъяснить ребятам заголовок песни   вкратце охарактеризовать ее содержание, привлекая внимание к ключевым словам или фразам.  Далее все получают листы со словами этой песни, в каждой из которой пропущено по одному  слову. Прослушивая песню во второй раз, дети вставляют необходимые слова.  Например, отрывок из песни Let it Be: When I find … in times of trouble (myself)  Mother Mary …to me (comes) Speaking words of …let it be (wisdom) And in my hour of … (darkness) She is …right in front of me (standing) Speaking …of wisdom let it be (words) А еще эта песня может быть использована при изучении или закреплении лексических единиц  при изучении темы Autobiography. Это классика современной музыки и посвящена  взаимоотношениям в семье и матери Джона Леннона. When I find myself in times of trouble Mother Mary comes to me Speaking words of wisdom let it be. And in my hour of darkness She is standing right in front of me Speaking words of wisdom let it be. Let it be, let it be.Whisper words of wisdom, let it be. Дети   очень   любят   данный   вид   работы.   Во­первых,   все   подростки   обожают современную музыку. Во­вторых, тексты песен обычно затрагивают   злободневные  проблемы,  которые  учащиеся  старших  классов  любят  обсуж­дать.  В­ третьих,   на   примере   песен   хорошо   изучать   разговорный неформаль­ный   стиль. И  наконец,  это  веселый  способ  изучения  фонетики английского языка. Чтобы   увязать  разучивание  песни  с  учебной  программой, ученики выполняютупражнения, п рилагаемые к каждой песне, подбирая те, которые соответствуют  илиблизки   к   тому  или   ином    разделу   изучаемой   классомлексики и грамматики.   Использование песен на уроках английского языка помогает закрепить граммати­ческий  материал изученный   на   уроке.   Так,   например, песня: Madonna “Frozen может быть использована при из учении грамматического материала по теме  PassiveVoice, поскольку в ней встречаются предложе ния со   страдательным   залогом.   На  примере   этой   песни  хорошо   показать, насколько  часто используется в обычной  речи  страдательный залог.  You`re so consumed with how much you get, You waste your time with hate and regret, You`re broken,  When your heart`s not open.          Также, при изучении грамматического материала по теме Future Simple,  можно  использовать песню Sting “Fields of Gold”. Она хорошо подойдет для  повторения конструкций  будущего времени. You'll remember me when the west wind moves Upon the fields of barley You'll forget the sun in his jealous sky As we walk in fields of gold При  изучении  грамматической  темы  Past Simple,  помогает  закрепить материа  песни    Britney  Spears  “Baby   one   more   time”. Её   также  можно использовать в   качестве разминки или фонетической зарядки. В песне много разных граммати­ческих  конструкций.  Oh baby baby, how was I supposed to know that something wasn't right here Oh baby baby, I shouldn't have let you go and now you're out of sight, yeah show me how you want it to be tell me baby cuz I need to know now, oh because Для расширения лексического запаса учащихся по теме «Разговор по телефону»  поможет песня Lady Gaga “Telephone”. Ее можно использовать в качестве фонетической  зарядки,  подросткам очень нравится эта песня.Hello, hello, baby, you called? I can't hear a thing I have got no service, in the club, you see, you see Wha­Wha­What did you say, huh? You're breaking up on me Sorry, I cannot hear you, I'm kinda busy            Для расширения лексического запаса по теме «Наука» поможет песня Paul Weller “Scienc ”.  I've got a pen in my pocket does that make me a writer Standing on the mountain doesn't make me no higher Putting on gloves don't make you a fighter And all the study in the world Doesn't make it science. Также песня Fergie “Glamorous” поможет закрепить лексику по теме мода, стиль и известные бр енды. В песне затрагивается вопрос о том, что не всё в этой жизни  меряется  деньгами  и   брендами. We flying the first class  Up in the sky  Poppin' champagne  Livin' the life in the fast lane  And I won’t change  By the glamorous, oh the flossy flossy  Таким   образом,   работа   над   песнями   на   уроках   английского   языка   способствует   совершенствованию   навыков   произношения   учащихся,   усвоению   и   активизации   грамматических   конструкций,   достижению точности в артикуляции,  ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому   языку   в   целом, обогащению   сл оварного  запаса,  развитию навыков   и   умений   чтения   и   аудирования,   стимуляции  монологи ческого  и диалогического   высказывания,   развитию   как   подготовленной,   так   и спонтанной р ечи, а также сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого Рекомендации студентам и преподавателям при проведении уроков иностранного языка с использованием песенного материала Прослушивание   песни   во   время   урока   создает   приятную   атмосферу. Вот   почему   учит еля   иностранного   языка   используют   песни   в   практике обучения.Кроме   того,   учащиеся   в оспринимают   песню   скорее   как развлечение, чем  обучение,   что   является   очень   важным   м отивирующим фактором.   Это   больше   всего   относится   к   популярным   песням,   которые, бе сспорно,   являются   частьюмолодежной   культуры. Обучающие   ресурсы, которые   разрабатыва ются   нашим проектом, выходят   за   рамки  звукового воспроизведения песни. Они содержат дваважных аспекта, способствующие повышению  языковой  компетенции  учащихся:   визуальную  ин формацию  (в том   числе   статичную ­картины, или  динамическую  ­ клипы)  и текст  (текстовое сопровождение караоке). С дидактической точки зрения, песни под караоке можно эффективно  использовать в обучении  иностранным языкам, поскольку: ● музыка и стихи способствуют развитию памяти (т.к. текст рифмуется); ●   когда   учащиеся   поют   песни,   они   усваивают   лексико­грамматические модели на иност ранном языке и расширяют свой лексический запас (в песнях языковые единицы представлены  естественном контексте); ● слушая текст песни, учащиеся развивают свой слух ­ навыки аудирования; ● когда учащиеся поют, они развивают навыки иноязычного произношения; ● когда учащиеся читают слова песни и поют ее под караоке, они развивают навыки чтения и  понимания. Основные проблемы, которые учителям предстоит решить, используя песни и связанные с ними  учебные материалы на уроке, сводятся к тому, что часто несерьезны «имидж» популярных песен и  нестандартная грамматика приводят в замешательство студентов, изучающих   иностранный   язык Особенно   это  касается  языков, нахо­дящихся   в   центре   внимания   данного проекта,    которые   не   столь   широко   распространены  и  не  столь  массово изучаются. Несомненно,   не все песни  являются  подходящим для изучения  иностранного языка в классе, поэтому  препо­ даватели  должны вложить свой  педагогический   опыт   в   выбор   песен,  т.к. этот  выбор      является   начальным шагом в создании эффективных и качественных учебных материалов. Чтобы  оказать  поддержку   учителям   иностранного   языка   в   создании качественных   учебн ых   материалов,   предлагается   стратегия   из   10   шагов. Манера   преподавания   и   усвоения    знаний   тесно   связаны   с   личностными  харак­ теристиками  учителя  и  учащегося. Данное  руководство  предлагает общую рамку, не  претендуя на роль предписания. Шаг 1: создание списка с песнями под караоке на языке, который вы преподаете.  Начальный   шаг   ставит   целью   помочь   вам   лучше   познакомиться   с песнями, к которым  вы имеете доступ, и, таким образом, понять, что у вас имеется под  рукой.  Шаг 2: выбор песни под караоке, которая лучше всего удовлетворит потребности учащихся.  Главное   ­   сосредоточиться   на   песнях,   текст   которых   можно   легко   понять.   Конечно,   наличие   нескольких   идиоматических   выражений   может оказаться забавны    и   полезным, но   подумайте,   не   помешают   ли   они учащимся понять общий смысл песни.  Шаг 3: анализ песни (караоке).  Прослушайте   песню,   прочитайте   текст   и   постарайтесь   определить, каким   потребностям   учащихся   она   отвечает. Что   нового   даст   она   вашим ученикам:лексику,   развитие   навыков  аудирования,   чтения   или   что­либо другое?  Шаг 4: постановка цели урока.Наступил момент, когда учитель должен точно решить, чему он хочет  научить своих   учеников   на   данном   уроке,   т.к.   песня   может   быть сфокусирована на  разных аспектах процесса обучения. Шаг 5: создание собственного учебного материала.  Этот шаг требует с вашей стороны педагогического опыта и известных усилий.   Начните с целей, которые вы ставите перед собой до начала урока, и подготовьте    ряд   учебных   материалов   и   заданий,   которые   помогут   вашим учащимся получить необходи мые им знания. Данные материалы и задания должны   строиться   от  простого   (песня  использует ся   в   первый   раз)  к сложному,чтобы способствовать развитию языковых умений учащихся и ни  коем случае не демотивировать их.  В зависимости от выбранной песни учитель может создать длинный список с разными видами у пражнений: например, заполнение пропущенных слов, многовариантный   выбор,   установление   с оответствий,   письменные задания; они   могут   включать   работу   с   текстами,   тема   которых    связана   с содержанием   песни;   возможен   и   такой   сценарий   урока,   при   котором учащиеся  сочиняют свои собственные тексты к выбранной песне и т.д.  Шаг 6: представление песни (караоке) учащимся. Перед тем как включить песню, учитель может начать предварительное  обсуждение с учащимися, чтобы сосредоточить их внимание на том, что им предстоит   увидеть   и  услышать.   Направляемая   дискуссия   по   содержанию песни ­предпосылка  для  лучших  резул ьтатов  обучения. Учитель   может сообщить  название   песни,   а   учащиеся   попытаться   угадать   о   чем   в   ней говорится.  Списо с возможными предварительными учебными заданиями очень широк  и   разнообра­зен,        каждый   учитель   может   добавлять   свои собственные   упражнения.     Однако   хотелось   бы   подчеркнуть,   что   этот   шаг очень важен в контексте  метода, предлагаемого создателями данного проекта.  Шаг 7: включите песню (караоке).  И вот, наконец, наступает момент, когда вы включает песню в классе.   Первый   раз   песню   лучше   прослушать   целиком,   без   остановок.   Ее   можно   повторить   снова,   т.к.   учащимся   необходимо   время,   чтобы   ее   осмыслить.   Когда вы убедитесь, что ваши ученики познакомились с текстом песни, вы можете перейти к более конкретным заданиям по тексту песни.  Шаг 8: переход к практическим учебным занятиям. Пришло время использовать материалы и ресурсы, описанные в 5 шаге.   Очень важно включить их в процесс обучения, начиная с легких и переходя к более   сложным   зад аниям.   Упражнения,   которые   выполняются   на   данном этапе, должны быть связаны с визуаль ным изображением и текстом, чтобы учащиеся могли справиться при возникновении трудностей, о тносящихся к пониманию содержания   песни. Не приступайте к 9 шагу, пока учащиеся не выполнили все запланированные  вами задания. Шаг 9: углубленное изучение.Наступило   время   выполнения   самых   сложных   заданий,   которые   вы подготовили ранее в   шаге: выполнение сложных грамматических заданий, разбор   трудных слов, письменное сочинение по тексту (или эссе). Этот этап лучше начать спесни или пре дварительных объяснений, а уже потом перейти непосредственно к выполнению более сложных зад аний. Этот шаг включает в себя и обобщение пройден­ного. Именно на этом этапе вы можете выбр ать наиболее подходящие методы и средства в зависимости от индивидуальных возможностей  студентов. Шаг 10: всегда старайтесь делать обучение приятным.  Песни и караоке ­ это удовольствие, так что всегда при использовании   песен старайтесь убедиться, что учащимся приятно и интересно выполнять  предложенные вами задания. Использование   караоке   в   преподавании   и    изучении     иностранных  языков   один   из   самых   эффективных   способов    обучения, т.к.   песни  обеспечивают   воздействие  на  различные   органы    чувств   (звуки,   картина   и   текст  представлены  одновременно).   Поэтому   правильное   их  применение преподавателями   иностранных  языков  должно, несомненно,  привести   к замеча тельным результатам. Работа   с  песней  имеет  ряд  особенностей,  на   которые   необходимо обращать особое внима ние в процессе разработки поурочных планов, а также планирования серии уроков.  Важно   помнить   о   том,   что   формирование   речевого навыка,   будь  то навык   лексический, грамматический,   аудирование, чтение   или   письмо, требует   мног ократного   правильного   повторения   речевого   образца   для   выработки   автоматизма.   Также   речевой   навык   отличает   гибкость,   то   есть   способность использовать языковые модели в различных сочетаниях друг с   другом,   что   наиболее   эффективно   достигается   при   помощи   планомерной работы над песн ями. Кроме того, через пение у большинства учащихся исчезает страх перед общениемна  иностранно   языке  в  жизни, улучшается   произношение  по сравнению с темикто редко или вообще не испо льзует песни в изучении иностранного языка. Учащимся становится легче усвоить мелодику языка,  различные интонации, возможные свя­зи между словами, понять структуру изучаемого   языка,   и,   конечно  же,  интерпретировать   сложность   и разнообразие чужой культуры. Таким   образом,   можно   сделать   следующие   выводы. Обращаясь   к использованию   песен    на   уроке  английского  языка, учитель  может  решать сразу несколько задач: ­   формировать   произносительные   и   интонационные   навыки   на   примере пения на иностранном языке с предварительными фонетическими  упражнениями; ­ снять напряжение с использованием песни соответствующей мелодии и содер­жания; ­ приобщить учащихся к музыкальной культуре народа, язык которого изучается; ­   закрепить   изучаемые   грамматические   структуры   и   расширить  лексический  запас учащихся с помощью песенного материала. Использование   иноязычной  песни   в  процессе  обучения  английскому языку  способствует: −совершенствованию навыков произношения;−позволяет точности в артикуляции, ритмике и интонации; − углубляет знания по английскому языку; − обобщает словарный запас; − развивает навыки и умения чтения и аудирования; −стимулирует монологическое и диалогическое высказывания; − развивает как подготовленную, так и спонтанную речь. Все теоретические положения я попыталась реализовать на практике. В связи с тем, что я  работаю в школе, я решила пригласить однокурсниц и научного руководителя на урок английского языка с использованием песенного материала на тему: «Музыка в нашей жизни» в 8 «а» классе. УРОК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ "МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ" Цель: формирование коммуникативной компетенции, развитие речевой деятельности через  технологию критического мышления. Задачи:  ­ совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме   по   разным   видам   речевой   деятельности:   говорению,   чтению,   аудированию   и   письму;  ­   учить   выражать   в   устной   монологической   и   диалогической   речи   различные   виды   оценки, сообщения, доказательства. Познавательный   аспект: познакомить   учащихся   с   исследованиями   о   влиянии   на   людей классической музыки. Развивающий аспект: учить работать самостоятельно, развивать критическое мышление. Воспитательный   аспект: воспитание   уважительного,   толерантного   отношения   к   другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры. Осознание значения  музыки в жизни человека. 1. Организационныймомент: Teacher: Good morning, dear students and guests. I am glad to see you at our lesson. I hope we will have a good time and you will enjoy our lesson, because the topic of our talking is something, that makes our life more bright and interesting. – What do you think of it? Answers: P1. I can’t imagine my life without friends and my computer. P2. As for me, books and music are very important, because they help me relax. P3. I’m sure, music gives a light of pleasure and excitement, helps me overcome difficulties. Teacher: Very good, students. I agree with you. Two of your favourite things music and computer are with you today.  They will make our lesson enjoyable. So our today’s topic is “Music in our life”. 2. Сообщение целей и задач урока:Today we will speak about your favourite music styles, watch the video repeat the adjectives, work with presentations, sing the song, make cinquains about music. 3. Речевая зарядка Teacher: Look at the board, please, and read the motto of our lesson (“Life without music would be a mistake”) Do you agree with this quotation? P1: It goes without saying I do, because we can’t imagine our life without music. P2: I think life without music would be boring! P3: In my opinion, life without music isn’t interesting at all. P4: Really, the life would be a mistake if we didn’t hear music, because music helps us in everyday life. Teacher: You are right. But what is music? Specialists explain that music is not only a combination of pleasant sounds. It is an art, which reflects life. There are a lot of different kinds of music. Some of them appeared long ago, and some are modern. And what music styles do you know? P1:Classical.              P6: Jazz. P2: Pop.                     P7: Folk. P3:Rock.                   P8: Rock’n’roll. P4: Rap.                    P9: Country. P5: Chamber.            P10: Punk. 4. Активизация лексики в речи «Интервью». Teacher: There are different kinds of music, but tastes differ, you know. I want to know what music styles you prefer? For this task I asked … to be our class correspondent. Please come here… and ask your classmates about their favourite music styles. (Один из учащихся выступает в роли корреспондента) Student1:  _, what sort of music do you prefer?  Student2:  I think pop music is the best style of music, because you can listen to it wherever you want and have good relaxation. It’s usually simple and doesn’t require deep thinking. Some of songs are cheerful, and some of them are lyrical. That’s why I am fond of pop music and often listen to it.  Student1: What about you, _ ? Student3: I think classical music is very nice because it is serious and emotional kind of music. Its useful influence on people’s organism was proved by scientists. I know, doctors recommend pregnant women to listen to classical music to strengthen their babies’ nervous system. Besides, listening to classical music means that you are an educated person. That’s why it’s important to listen to classical music and I often listen to it. Student1: Now I`ll try to guess, _, you like jazz, don`t you? Student4: No, I don`t.I think rap music is cool. It’s a rhythmic style of speaking. I like it because first of   all it’s the music of young people. It’s not easy to sing rap as it may seem. Not everyone can read thewords so fast. The best rap singers are Afro­Americans, but there are some good European rap singers, too. Student1: Is there anybody who is fond of folk? I think folk music is worth listening to because it is based on old traditions and it reflects the lives and life problems of people. Historical events are often reflected   in folk songs. For example, listening to Tatar folk songs we can learn about Tatars’ way of life and their struggle for independence. That’s why it’s important to listen to folk music. It will help me to know more about the history, culture and traditions of my country. Student1:  _, and what music do you listen to when you have free time? Student5: As for me I prefer rock all the year round, because it can express all kinds of my mood.  With this music I feel strength and stability. Rock music, or, rather rock­n­roll, appeared in the 1950­s. The first rock music is connected with the names of Elvis Presly, Chuck Berry, The Beatles, The Rolling Stones, Eric Clapton, The Doors and some others.  Teacher: Thank you for the interview. So, what are the results of your survey? Student 3: Well, my classmates` musical interests are different. Some of them prefer dance music, rock and rap. The others are fond of hip­hop, soul and classical music. But pop music takes the first place. By the way, what music do you prefer, (обращается к учителю)? Teacher: I like different kinds of music. It depends on my mood. After my hard working day I`d prefer listening to something calm and quite. When I`m full of energy sometimes I listen to rock. When I listen to music I forget the problems of everyday life. 5. Работа с видеофильмом. Teacher: Different styles of music can be described by different emotional words. Do you remember them? Look at the board and read the adjectives: Beautiful, touching, serious, cheerful, relaxing, sad, simple, traditional, healing, emotional, exciting, catchy, soothing, pleasant, romantic, energetic, melancholic, cool, passionate, breathtaking, great, powerful, perfect, brilliant, sentimental, annoying. Teacher: I think these adjectives will help you to describe to the song “Introducing Me” (by N. Jonas).  So, I invite you to listen to the song “Introducing Me” (by N. Jonas). Watch the video and then try to describe the song. (after video) Teacher: I think you enjoyed this wonderful song, didn’t you? P1: It goes without saying, I enjoyed it greatly. P2: It made a deep impression on me.P3: It enchanted me. P4: Its sweet melody impressed us deeply. Teacher: Now try to describe to the song using these adjectives. I have the next question for you.  According to this video and in general how can music influence people? I think ex. 111 on page 40 will help you to answer. Teacher: Thank you for your answers. I see you like music and now it is high time to check your homework, to watch your presentation. Who wants to be the first? (Представление проектов по теме «Музыка») Teacher: You really did your best. Thank you very much for your excellent job. I liked your music projects . Doubtless, music  plays a very important  role in human`s life. It  reflects our  mood and emotions. Moreover, they say that music helps to study better and makes people more intelligent. Do you agree with this opinion? Student: The specific songs will depend on the student's age and current English level. Using songs to study English improves memory and pronunciation, and makes learning more fun. I think the easiest and the cheapest way to improve English language is to go to a website with the words of favorite English songs and copy the words to the song. Listen to how the singers pronounce the words, and then try to sing or say the words at the same. People like using English songs to practice English skill because it's easy and enjoy. 6. Аудирование Teacher: I completely agree with you.  I know, English songs help improve your English. Now I will give you sheets of papers with the song «Teenager in love». Listen and complete the song.  First of all read the song. Teenager in love Each time we …… a quarrel It almost breaks my …… , ‘Cos I …… so afraid That we might have …… part. Chorus Each night I …… the stars up above Why …… I be a teenager in love? One day I feel so …… , Next …… I feel so sad. I guess I’ll learn …… take The good with the …… . ChorusI cried a tear for nobody but …… I’ll …... the lonely one if you should say we’re through. Well, if you …... to make me cry That …... be so hard to do And if you should say …... I’ll still go on loving …… . Chorus (have, heart, am, to, ask, must; happy, day, to, bad, you, be; want, won’t, goodbye, you) Teenager in love Each time we have a quarrel It almost breaks my heart, ‘Cos I am so afraid That we might have to part. Chorus Each night I ask the stars up above Why must I be a teenager in love? One day I feel so happy, Next day I feel so sad. I guess I’ll learn to take The good with the bad. Chorus I cried a tear for nobody but you I’ll be the lonely one if you should say we’re through. Well, if you want to make me cry That won’t be so hard to do And if you should say goodbye I’ll still go on loving you. Chorus 1. 2. 3. Listening. Reading missing words. Sing the song all together.Teacher: Thank you very much dear students, your chore was excellent. 6. Домашнее задание. Teacher: Take these sheets of paper at home and describe the song. Use the adjectives, say about style and how this song influenced you. It will be your homework. 7.Рефлексия. Teacher: Our lesson is nearly over and we have little time for reflection. We have discussed much today. I wonder what feelings and thoughts you`ve got now. Please, express your opinion in your cinquain poetry. You know its structure. Cinquain poetry: 1 word (a subject or a noun) 2 words (adjectives) that describe the first word 3 words (action verbs) that relate to the first word 4 words (feelings or a complete sentence) that relate to the first word 1 word (a synonym of the first word or a word that sums it up) Here is the example:       Music fantastic, romantic, reflects, inspires, enriches, It wakes me in the morning Melody Teacher: Work three­four minutes and then present your poem, please. Well done! Perfect! Wonderful! 8.  Итоги урока Teacher: What have you got acquainted with during today’s lesson ? Students: During today’s lesson got acquainted with… I have:  found out that…                 earnt… remembered… Teacher: So my dear students, today you have had a good opportunity to express your attitude to music. You were creative at the lesson. I liked your music projects and I am going to put you excellent marks. You really did your best. I`d like to say that I am really happy to have such good pupils! Thank you very much for your excellent job! Maybe you have some questions.  Our lesson is over. Good luck! And good­bye!И в заключении хотелось бы отметить, что цель, поставленная в данной работе, как я полагаю,  мной достигнута. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески­ направленных. И одним из таких приемов является использование на уроках иностранного языка  стихотворений, рифмовок и песен: многофункциональных по своей сути, и (главное) с помощью  которых можно создать психологически комфортную атмосферу в классе, что, по моему мнению,  достигается не всегда, но просто необходимо всем участникам урока. Список литературы 1.  Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей.  //Иностранные языки в школе. – 2002. ­ №1. –24­28 с. 2.  Гальскова Н.Д.,  Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.  Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 336 с. 3.  Кащук С.М. Формирование лингвистической компетенции на  основе современных песен. // Иностранные языки в школе. – 2004. ­   №4. – 60­63 с.  4.  Кирпичникова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского  языка. // Иностранные языки в школе. – 1990. ­ №5. – 45­48 с. 5.   http://www.festival.1september.ru 6.  http://www.iyazyki.ru 7.   http://www.languagesbysongs.  r  u