Данное пособие предназначено для учителей начальных классов с целью оказания методической помощи при организации и планировании воспитательной работы с учащимися, при подготовке к проведению родительских собраний, классных часов.
Даны некоторые сведения по краеведению, представлен календарный план знаменательных дат.
Рекомендовано кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального общего образования ВОИПКиПРО.
Авторы-составители канд. пед. наук О.Е. ЖиренкоФормат PTF
Размер 2,14 Мб
Утверждаю
Директор _______________
________________________
«____» ______________20_ г.
ДНЕВНИК
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
_______________________________________________________________________
(ФИО)
_________________________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения)
на 20…/… учебный год
_______________________________ класс2Авторысоставители канд. пед. наук О.Е. Жиренко
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов с целью оказания
методической помощи при организации и планировании воспитательной работы с
учащимися, при подготовке к проведению родительских собраний, классных часов.
Даны некоторые сведения по краеведению, представлен календарный план
знаменательных дат.
Рекомендовано кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального общего
образования ВОИПКиПРО.
3Общеобразовательная воспитательная проблема:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задачи:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:
развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать
сведения об объектах и явлениях окружающего мира;
освоение знаний об окружающем мире, о человеке;
воспитание эмоциональноценностного отношения к окружающему миру;
развитие потребности проявлять заботу о других;
развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках
людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
Основные заповеди ученика _______________________________________
_________________________________________________________
(Образовательное учреждение)
(приняты школьной конференцией «____» ________ 20__ г.).
1. Не жди от других ничего, но сам другим давай все, что можешь.
2. Живи для Родины и человечества, будь рыцарем, защитником бедных и
слабых.
3. Укрепляй свое тело и душу и просветляй разум, порази злого дракона в
самом себе.
4. Пусть первая мысль твоя будет о других, вторая – о себе.
5. Будь завтра лучше, чем был всегда.
6. Старайся в совершенстве овладеть знаниями в различных областях науки.
7. Не позволяй душе лениться, давай ей постоянную пищу для размышлений.
Посещай театры, выставки, музеи.
45Модель ученикаличности ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Образовательное учреждение)
Первая ступень (начальные классы)
Становление своего «Я» в коллективе:
отношение к жизни, здоровью;
отношение к творчеству, труду;
отношение к прекрасному вокруг;
отношение к школе как второму дому;
отношение к семье, родному краю, Родине;
отношение к народным традициям, обрядам, обычаям.
Вторая ступень (среднее звено)
Утверждение и развитие личности:
осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков;
формирование нравственноэстетических потребностей, жизненных
ценностей;
стремление к здоровому образу жизни;
становление гражданской позиции;
развитие активной творческой самореализации;
умение общения и совместной деятельности.
Третья ступень (старшие классы)
Школьная зрелость (готовность личности к самостоятельной жизни):
творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и
нравственноэстетически;
наделенная чувством собственного достоинства (уважающая себя и других);
ответственная за свое здоровье;
обогащающая духовно и нравственноэстетически;
занимающая твердую гражданскую позицию;
способная делать выбор и принимать решения.
6Утвержден
на педагогическом совете школы
«____» ____________ 20__ г.
КОДЕКС УЧИТЕЛЯ
______________________________________________________
(Образовательное учреждение)
Права и обязанности учителя
Учитель имеет право:
• Проявлять себя как личность;
• Иметь свою творческую лабораторию, вести эксперимент;
• Выбирать ведущие направления своей деятельности;
• Творчески планировать и организовывать педагогический процесс,
внедрять авторские идеи и методики, если они дают положительный результат;
• Быть творческим лидером;
• Требовать уважения своей личности и поощрения своей деятельности;
• Участвовать в корректировке системы дифференцированного обучения и
планирования работы школы;
• Иметь свою точку зрения.
Учитель обязан:
• Проявлять нетерпимость к косности и рутине, быть мастером своего дела,
творческим и растущим специалистом;
• Строить учебновоспитательный процесс на основе дифференциации и
индивидуализации;
• Обращаться с ребенком как с равным;
• Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка;
• Воспитывать в учащихся творчески активную и высокоинтеллектуальную
личность согласно модели выпускника школы;
• Начинать воспитание ребенка с самого себя;
• Строить свою работу на основе педагогической диагностики;
• Стимулировать развитие творческих способностей, потенциала и
самореализации личности на основе мотивации деятельности учащихся;
• Выполнять предложения педагогического совета школы, приказы и
распоряжения администрации школы.
78Утверждаю _________________
Директор ____________________________________________________________________
(Образовательное учреждение)
«____» ____________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Общие положения
1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом
РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о
правах ребенка, Уставом школы.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности
директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности
классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не
имеющего классного руководства и работающего в данном классе.
1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или
опыт работы с детьми не менее 3 лет.
2. Функции
Основными функциями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности классного коллектива.
2.2. Организация учебной работы классного коллектива.
2.3. Организация внеучебной жизни класса.
2.4. Изучение личности школьников.
2.5. Социальная защита школьников.
2.6. Работа с родителями.
3. Должностные обязанности
Классный руководитель имеет следующие обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с
активом, направляет учеников класса в Совет школы, организует коллективное
творчество.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
3.5. Соблюдает санитарное состояние закрепленного кабинета.
3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с
родителями по вопросу бесплатного питания.
3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд,
оплата различных услуг и т.д.)
93.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный
руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих
уроки без уважительной причины.
3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в его классе.
3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по
поводу успеваемости школьников.
3.13. Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей,
развития их познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в
кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует
экскурсии, посещение театров, выставок и т.д.).
3.14. Привлекает психолога для организации психологической помощи
учащимся (цикл бесед, индивидуальные консультации, рекомендации).
3.15. Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует
благожелательные, межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.16. Организует творческие дела в классе.
3.17. Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет
здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную
работу.
3.18. Помогает деятельности различных детских общеобразовательных
организаций.
3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого
дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой
встречи классного руководителя с классом, проводит один тематический
классный час в месяц.
3.20. Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися
методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
3.21. Работает с характеристиками учащихся.
3.22. Помогает учащимся в выборе профессии.
3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без
попечения родителей (если такие есть в классе). Сотрудничает с социальным
педагогом.
3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей
«группы риска» и состоящих на учете в ПДН.
3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
3.28. Изучает условия воспитания в семье.
3.29. Работает с родителями индивидуально.
103.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности
класса.
3.31. Влияет на общение ребят с родителями.
114. Права
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых
учителямипредметниками в классе (без права входить в класс во время урока
без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
4.2. Привлекать к дисциплинированной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебновоспитательный процесс, в порядке,
установленным Уставом школы.
4.3. Поощрять учащихся в порядке, установленным Уставом школы.
4.4. Требовать от учителейпредметников информации об организации
учебновоспитательного процесса и отдельных учащихся.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или за ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего распорядка школы, законных
распоряжений директора или заместителя директора школы, должностных
обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель
несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым
законодательством.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии
с Трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за
данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и гражданским законодательством.
Зам директора по ВР _________________ _________________
С инструкцией ознакомлен(а)_____________________________________
(подпись, фамилия)
12ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
1. Количество детей в классе, из них мальчиков, девочек.
2. Особенности формирования класса.
3. Характеристика уровня сформированности коллектива в классе.
4. Группа лидеров,
неблагополучные семьи.
пассив класса.
актив,
Трудные подростки,
5. Характеристика взаимоотношений между группами.
6. Традиции, существующие в классе.
7. Характеристика учебной мотивации класса:
класса в целом и отдельных учащихся;
посещение курсов, факультативов, дополнительных занятий.
8. Оценка уровня сформированности навыков учащихся по направлениям:
гражданственнопатриотическое (сформированность гражданской позиции,
общественнопатриотических ценностей, политическая эрудиция и кругозор,
участие в общественных молодежных организациях);
краеведческое (желание изучать историю страны и Воронежского края,
участие в областных и городских краеведческих акциях);
социальноправовое (место ребенка в обществе, взаимоотношения с
окружающими людьми, знание своих прав и обязанностей, умение ими
пользоваться);
нравственноэстетическое (отношение к посещению учреждений культуры,
уровень поведения внеклассных мероприятий, участие в школьных и районных
мероприятиях, культура отношений и внешнего вида, посещение учащимися
кружков и секций эстетического направления);
экологическое (участие в экологических акциях, отношение к
экологическим проблемам страны);
трудовое (участие в трудовых делах, отношение к дежурству по школе,
классу, ремонт кабинета, летняя практика);
спорт и здоровье (сформированность сознательного отношения к своему
здоровью и здоровому образу жизни, желание заниматься физической культурой,
посещение спортивных кружков и секций).
9. Роль родителей учащихся в воспитательном пространстве класса:
сотрудничество с классным руководителем, оказание помощи в проведении
поддерживающих существующие традиции совместной
мероприятий,
деятельности.
10. Подведение итогов, определение проблем. Постановка задач для
дальнейшего роста коллектива и разрешения проблем.
1314Характеристика класса
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
15________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
16СПИСОК
учащихся класса на ____________________ учебный год.
Классный руководитель _______________________, телефон ______________
№ личного
дела
Ф.И.О. ребенка
Домашний адрес
Номер
телефона
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
17ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ КЛАССА
ВНИМАНИЕ
1. Продуктивность внимания (сколько работы может сделать в единицу
времени) (много, мало); уровень продуктивности внимания: высокий, средний,
низкий.
2. Распределение внимания (умение удерживать внимание на нескольких
источниках, заниматься продуктивно несколькими видами деятельности,
например, делать уроки и слушать музыку, разговаривать с соседом и выполнять
задание и т.д.). Уровень распределения внимания: высокий, средний, низкий.
3. Переключаемость внимания (умение быстро переключиться с одного вида
деятельности на другой). Уровень переключаемости внимания: высокий,
средний, низкий.
ПАМЯТЬ
Какой тип памяти больше развит:
1. Логический тип памяти.
2. Механический тип памяти.
МЫШЛЕНИЕ
1. Гибкость мышления (многомало) вариантов, гипотез, исходных данных,
точек зрения, операций. Ученик вовлекается в процесс мыслительной
деятельности, предлагает решение какойлибо проблемы. Уровень гибкости
мышления: высокий, средний, низкий.
2. Быстрота мышления (темп выполнения мыслительных операций).
Уровень быстроты мышления.
ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Коммуникабельность (умение общаться, устанавливать и поддерживать
контакты). Уровень коммуникабельности: высокий, средний, низкий.
2. Самооценка: адекватная, завышенная, заниженная.
3. Мотивация обучения:
1) высокая;
2) средняя;
3) низкая (безразличное или негативное отношение к школе).
1819