Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оформление урока: картина Куинджи «Вечер на Украине» Домашнее задание к уроку: «Майская ночь»; «Сорочинская ярмарка»; «Ночь перед Рождеством»; Сообщение о детстве Гоголя. ХОД УРОКА – В сборнике несколько произведений, объединенных одной темой и проблемой. Рассмотрим одну из актуальных проблем, как решает ее автор, какие уроки помогает извлечь. Беседа по вопросам – Что представляет собой ярмарка в Сорочинцах? Прочитайте ее описание. Звучит «Гопак» Мусорского. – Помогает ли музыкальная иллюстрация лучше понять дух, настроение, царящее на ярмарке? Запись на доске: ЯРМАРКА – событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отменяются все условности, все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой и открытостью, как музыка Мусорского.
Иконка файла материала Добро и Зло в Вечерах на хуторе.doc
Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Оформление урока: картина Куинджи  «Вечер на Украине» Домашнее задание к уроку: «Майская  ночь»; «Сорочинская  ярмарка»; «Ночь перед Рождеством»; Сообщение о детстве Гоголя. ХОД УРОКА – В сборнике  несколько произведений, объединенных одной темой и  проблемой. Рассмотрим  одну из  актуальных проблем, как решает ее автор, какие уроки помогает извлечь. Беседа  по вопросам – Что представляет   собой ярмарка  в Сорочинцах?  Прочитайте ее описание. Звучит  «Гопак»  Мусорского. – Помогает ли  музыкальная   иллюстрация  лучше понять дух, настроение, царящее на ярмарке? Запись на доске:  ЯРМАРКА –  событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления  опрокинуты, отменяются все условности, все участники – как  одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой  и открытостью, как музыка  Мусорского. – Что­то  мешает  людям безмятежно  веселиться, спокойно торговать. Что  это? (Зло рядом. Оно витает в  воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.) – Зло  воплощается в зримый образ, появляется сам черт.  Каков он? (Такой как в народных преданиях.  Его  образ если не очеловечивается, то одомашнивается.  Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему  нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.) – Так, может,  и говорить  не о чем? Исчез чёрт и исчезло зло? (Нет.  Осталась его красивая свитка.) – Такая  дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверно счастлив ее обладатель? Какова история красной  свитки? Может ли зло  или то, что  имеет  отношение  к злу, принести добро  человеку? (Все обладатели свитки   счастья не получили, одни убытки,  стремились от нее избавиться, но и это было непросто, удалось только тому,  кто, перекрестившись, изрубил свитку  и разбросал куски.) –  Легко отличить зло, если оно с рогами   и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно   скрывается    под обычной   человеческой личиной. Как же тогда его распознать?  Не поможет ли в этом  Гоголь?   Кто из  героев повести – воплощение зла? (Мачеха Хивря.  И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы  подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты  у мачехи, и выражение лица  дают парубкам повод  сказать:  «А вот впереди и дьявол сидит!»  Об этом  говорит  ее речь, отношение к падчерице и сожителю.) –  Как  переплелось  зло  сказочное, фантастическое   и повседневное, реальное!   Что же помогло Грицько   и  Параске   превозмочь это зло, чертовщину, мешавшую их счастью? (Помощь парубка  и Цыгана, хитроумно  использовавшего   красную свитку.  В целом добро, Любовь, Единение победило зло. Никто не слышит грозных   окриков Хиври, обступив  танцующей  стеной  счастливую, красивую пару, слышится музыка – то, что  тоже  способно  обьединить людей.) –  Обратимся к   последней странице повести.  Учитель зачитывает ее. – Почему на такой  щемящей ноте  умирающего смычка  заканчивается повесть, где перед нами счастливые  молодые? (У нас нет   никакой  уверенности   будущем  счастье Грицько  и Параски. В  нечистом месте, нечистымиспособами, с помощью нечистой силы   добыто оно – с помощью красной свитки.  «Скучно оставленному!  И  тяжело, и грустно   становится  сердцу, и нечем помочь ему») – Откуда у Гоголя, совсем еще молодого  человека (ему чуть больше 20 )   такой странный  взгляд на мир: с  одной стороны, поэтический,   романтический, а с другой  – очень суровый, всевидящий, реалистический?  Всему начало – семья, детство  человека, все мы родом  из детства. И Гоголь – не исключение. –  Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Нужно сильно потрясти   детские чувства, и тогда они  надолго сохраняют все прекрасное, я испытал  это на себе» (Н.В. Гоголь октябрь  1833 г.) – Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях? Выступает группа «Биографов»  с сообщениями (Золотусский  И.П. Гоголь. М., 1979, с. 13–14, 24–25.) – С ранних лет  маленький Гоголь «прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из  сердца страшную пустыню.  Так и его герои понимают, что   в борьбе со злом   необходимо единение  всего  доброго и светлого.  Обратимся к другой повести: «Майская ночь, или утопленница» Думается, самой красивой и поэтической. Читаю начало повести. – Когда, в какое  происходит  действие в повести? (Вечером в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического.) – Изумительная природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими.  Однако в  прекрасном пейзаже есть  нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла   совсем рядом. Что это? (Дом свидетель дикого зла, происходящего здесь, изменился даже внешне   и вносит  диссонанс    в прекрасный мир.) – В чем заключается это страшное зло? (Отец под влиянием мачехи­ведьмы  выгнал родную дочь  из дома,  толкнул на самоубийство. «Скучно оставленному! И тяжко, и грустно оставленному сердцу, и нечем помочь ему.») – Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто? (Родной отец,  человек страшный, злобный, который будучи головой, обливает на морозе людей. Может ли кто­то помочь Левко   добиться у отца согласия   на брак с Ганной  или отвадить   голову от молоденькой  девушки?  Друзья парубки   дурачат голову. Все это похоже на озорство в «Сорочинской  ярмарке». Но отец неумолим.) – И  тогда, конечно, приходит чудо: паночка­утопленница  обещает любую награду, если Левко  поможет  русалкам  избавиться от ведьмы. Почему именно к Левко она обращается с просьбой о помощи? (Он добр,  отзывчив на чужую бед, испытывает сердечное волнение ( тяжелое и полное жалости, грусти чувство  сперлось в груди парубка), когда он услышал печальный рассказ паночки.) – Не ошиблись русалки, нашел Левко ведьму. Но как же он ее узнал? («Внутри у нее виднелось  что­то черное, а  у других светилось»  И  сейчас в нашем языке живы  эти выражения: «чёрное нутро»,  «чёрные мысли, дела»,  «чёрный человек». Когда она бросается на девушек, на лице ее сверкает злобная радость – злорадство.  И как  бы не маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его  почувствовать, распознать.) – Как бы наградила  русалка человека в сказке? А у Гоголя? Почему? (Чистой душ, победившей зло и награда  чистая – не золото, не деньги – любовь.) – Что общего у Левко и Грицько?  в чем их отличие? Обратите внимание на их речь. (Они оба молоды,  музыкальны, влюблены, оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий и  душевный, более  поэтическая натура,  и он истинный христианин – желает царствие небесного паночке, крестит спящую Галю.  Записку он получает, как награду  за совершенное добро.) – Почему Левко получил у головы согласие на свадьбу, не разбудив спящую Галю, чтобы рассказать ей о  радости? (Он бережет ее сон, покой.  Перекрестив девушку, он закрыл окно и «тихонько удалился…»  Это  настоящая любовь, которой не страшно никакое зло.  И как награда за такую  истинную, бережливую любовь –  гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.) Учитель читает последние  эпизоды описания ночи. – Великая ночь, божественная! И еще  одна  не менее  изумительная ночь  ждет нас в другой повести  – «Ночь  перед Рождеством». Что обьединяет эти повести?  В чем их непохожесть? (Любовь, родители, мешающие    счастью своих детей, борьба добра и зла. Но «Майская ночь» несет    на себе  трагизм  мрачного предания, а  «Ночь перед Рождеством» задорна, весела.)– Почему создается такое впечатление?   Вспомните мачеху­ведьму   в «Майской ночи»  сравните с ведьмой и ее приятелем – чёртом    в новой повести Гоголя. (Там ведьма злобная, жестокая,  оборачивается страшной черной  кошкой  с желтыми когтями, чтобы задушить падчерицу. Здесь Солоха – женщина, «приятная  во всех  отношениях»,  а  черт и вовсе смешной, похожий на «немца».) – А еще один злой образ  – Пацюк.  Как встретили вы его? (Когда­то он был запорожец, потом лечил людей,   похож на огромную бочку, тоже смешон.  В этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо.  Но оно  стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания  ДОБРА, ЗЛА,  ГРЕХА.   Эти евангельские мотивы неслучайны, они тоже идут из детства автора.) Выступление ученика­«биографа» по книге Золотуского, с 28– 29) – Как понимаете смысл заглавия повести? (В ночь перед Рождеством, на кануне светлого рождения Спасителя,  нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования  норовит ввергнуть  в грех православных  людей.) – Как изобразил эту разгулявшуюся нечисть Гоголь? (Ведьма крадет звезды, черт – месяц  в небе колдуны, рой  духов, пляшущий черт, метла.) – А как входит в повесть Рождество? (Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело  колядовать и славить Христа.  Но не только  торжеством природы  и радостью людей, а вечной, особенно острой   в эту ночь борьбой  добра и зла.) – Почему черт крадет месяц? И кто такой этот Вакула, что его все черти знают? (Кузнец, живописец,  богобоязливый человек, который писал для церкви образы святых и картину, на которой черта изгнали из ада.) –  Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как ни пытался он мешать живописцу, никакие его  гадости не смутить душу  Вакулы или заставить дрогнуть его руку так крепка его вера в Бога, так чиста его  душа, что делает  эту светлую  душу местом  сражения  добра и зла? (Любовь к Оксане. Он перестает быть  хозяином, когда смотрит на нее.) – Как обычно проводил Вакула  рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? (Он проклинал  колядки, хотя раньше был от них без ума, не чувствовал в том веселье, которое  раньше любил более всех,  и  парубки шли  без него. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу..» И тогда приходят самые  страшные мысли.) – Но Вакула обращается к парубкам с самой последней просьбой. О чем его  забота? (Глубоко верующий  человек, он знает о грехе самоубийства, знает, что губит  этим  свою вечную душу, и просит отслужить панихиду.) – Почему он решился искать помощи у Пацука? (В его горе никто  уже не мог помочь ему, жизнь без Оксаны не  имела смысла. « Пойду, ведь душе  все же придется пропадать»  Им движет вечная надежда на чудо.) – Наверно, не так чиста и  богобоязлива  душа, если «пришел в такое место, как дом Пацука, за помощью?  Как  вы считаете? (Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью  выбежал из хаты, когда сообразил, что Пацук  в рождественский пост ест скоромные  вареники.  И один вареник успел испачкать губы Вакулы  сметаной –  как символ того, что кузнец уже грешен.  Для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло. Во  дворце он увидел  картину  с изображением прекрасной Девы  с  Божестенным младенцем  на руках. Глядя на  них, испытывает  очищение души. Он не оставлен, он нужен мирянам, особенно в часы богослужения.  Без нег  певчего  нет праздника. Ожившая картина – знак победы ДОБРА НАД ЗЛОМ.) – Какие мы извлекли уроки? Выводы:  Добро и зло  часто соединяются в душе  человека.    Чтобы распознать зло, надо быть душевно чистым и чутким . Бороться со злом нужно силами добра, любви и справедливости. Через постижение красоты, человек поднимается к добру.

Посмотрите также