Добродетель
Оценка 4.7

Добродетель

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
03.06.2019
Добродетель
Все чаще мы слышим о том, что растет «злое поколение», поколение без нравственных принципов. Хотелось бы спросить: « А что мы сделали, чтобы этого не было? Говорили ли мы с детьми на вечные темы?» Поверьте, если бы мы пытались, то, несомненно, у нас бы это получилось. Создавая мастерские, автор «пропускала» их через себя и свой класс. И каждый раз получала подтверждение в необходимости осмысления таких нравственных категорий, как «добро» и «зло», терпимость», «достоинство», «честь», «совесть». Пропуская нравственные категории через себя, через свое сердце, дети менялись, становились добрее. В этом случае отпадали так надоевшие классные нравоучительные часы, где классный руководитель выступает не в качестве мастера, наставника, а вечно недовольного учителя. Предлагаю на классных часах говорить на такие вечные темы как «добро» и «зло», «равнодушие» и «черствость». Вопросы, затронутые на этих мастерских, значимы для любого человека, желающего достичь успеха в жизни, не обходя нравственные понятия. Такая форма проведения заставляет ребенка самому найти правильный ответ на заданный вопрос. Данные сценарии – это не только использование методики французских технологий, но и использование элементов театральной постановки, а также использование методики ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения), где после разыгрывания ситуации ответ не дается, нужно самостоятельно решить проблему. Мастерская самопознания – наименее разработанный жанр в технологии педагогических мастерских, поэтому, заметим, в каких целях используется данная форма работы: - коррекциии отношений человека к самому себе, к другому человеку; - осознание нравственных ценностей; -познание собственных возможностей и ограничений в формировании жизненных ценностей. Мастерская не терпит насилия и давления со стороны ведущего, мастера. В данном случае неукоснительно следуем принципу добровольности. Мы можем предложить детям поучаствовать в мастерской. На мастерской нет места нашим амбициям, нравоучениям, назиданиям, оценочным суждениям. Личный пример, готовность быть открытым, честным, уязвимым подвигнут и ваших детей к подобному поведению. Через мастерскую самопознания мы можем оказать реальную педагогическую поддержку нашим детям, которым зачастую не к кому идти со своими личными проблемами и не с кем их обсудить.
Добродетель Щепина.docx
Цель данных «мастерских» – показать, что   моральные принципы, заложенные в семье, являются  необходимыми   условиями  для  формирования    нравственных   убеждений ребёнка.     Мастерская ценностных ориентаций «Добро и зло».     Часто ли мы творим добро?  Разобраться в таких нравственных категориях как «добро»  и «зло» поможет данная «мастерская». Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины плохих поступков  людей; ­ воспитать чувство  доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.           Вношу черный ящик Пандоры. Нечаянно ящик падает  на пол. Прошу детей помочь собрать и прикрепить к доске упавшие листочки. На листочках написано: лицемерие, зло, жестокость, унижение,  доброжелательность, хитрость, милосердие, доброта, юмор, драки, справедливость, честь, достоинство, благородство. (Крепится на магниты к доске).  Прошу детей положить в черный ящик Пандоры (обязательно назвать) все то, что они считают должно   там   храниться.   (Все   зло).   Почему   вы   положили   эти   вещи?   Таким   образом, становится ясно, что наша тема «Добро и зло». 2. Культурный аналог.     А откуда появилось выражение ящик Пандоры? Подождать ответы участников. Мастер рассказывает легенду и соотносят то, что они положили в ящик Пандоры.  Легенда.   А, вы знаете, что когда­то люди жили, не зная никаких несчастий, зла и болезней, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс прислал на Землю красивую женщину   –   Пандору.   Она   получила   от   Зевса   ларец,   в   котором   были   заперты   все человеческие несчастья. Любопытная Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья и злые   поступки.   Она   имела   неосторожность   рассыпать   лицемерие,   зло,   жестокость, унижение,   хитрость,   драчливость.   (названия   «лицемерие»,   «зло»,   «жестокость», «унижение», «хитрость», «драчливость»  появляются на доске). 3. Социоконструкция.        Выберите любое слово, которое обронила Пандора, объясните, как вы его понимаете, приведите примеры из вашего опыта. 4. Социализация в группе. Социализация в классе.     Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе и  после этого один из группы выступает перед всем классом. 5. Использование культурного аналога.   Участникам предлагаются различные пословицы и поговорки.  (Поговорки и пословицы обязательно предоставить для работы). А   теперь   пословицами и поговорками.   подтвердите   ваши   высказывания   меткими   народными   изречениями   ­ Работа в группах и выступление участников.  После этого все «зло» складывается в ящик Пандоры. 6. Социоконструкция. Что побуждает человека поступать плохо? 7. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими предложениями. 8. Использование культурного аналога.  Дети и родители  разыгрывают сценку «Охотник и змея». Ведущий:   Один   человек   пошел   осенью  на   охоту.   Охотился,   устал,   захотел   отдохнуть. Спустился в ложбинку, сел у небольшой замершей подо льдом речки и видит: в осоке кто­ то шевелится. Поглядел человек, а перед ним змея. Хвост у змеи примерз ко льду. Змея: Друг человек! Вызволи меня, пожалуйста, пропаду я здесь. Человек: Хорошо! Змея: Я замерзла совсем, погрей меня. Человек: Что поделаешь, придется тебя погреть. Змея: Друг человек, я согрелась и съем тебя! Человек:  Если   хочешь,   так   ешь.   Что   с   тобой   поделаешь?   Но   давай   спросим   трех встречных, что они скажут. Если согласятся ­ твоя воля! Ведущий: Вот идет охотник со змеей по дороге, навстречу ­ лошадь. Змея: Здорово, лошадь! Скажи –ка, лошадь, съесть мне этого человека или нет? Лошадь: Надо съесть его! Он меня в стойле на ржаной соломе держит, никогда хорошей пищи не дает. А если я не в силах воз везти – бьет меня. Змея: Съем, раз лошадь велит! Человек: Погоди немного, еще двоих надо спросить. Ведущий: Пошли они дальше и встретили корову. Змея: Скажи –ка, корова, съесть мне этого человека или не стоит? Корова: Ешь, ешь! Он мое молоко пьет, а меня ржаной соломой кормит. Плохо, плохо у него я живу. Змея: Ну, теперь я тебя съем! Человек: Погоди, еще один остался, что он скажет. Ведущий: Долго ли, коротко ли  шли – увидели кошку на высокой иве. Змея: Здорово, друг кошка! Кошка: Состарилась я, плохо слышу, поближе подойти. Змея: Спрашиваю тебя, не съесть ли мне этого человека? Кошка: Что? Поближе подойди, не слышу. Стоп! Вопросы для учащихся: 1.Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то этого ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?» 2.   Сможете   ли   вы   сказать,   вы   сделали   хотя   бы   одно   доброе   дело?   Какое?   Как   люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было совершать добрые дела? 3.Предположите, что было дальше? Продолжение сценки. Ведущий: Змея вытянула длинное тело, а кошка, выставив свои когти, прыгнула с ивы на змею и задушила ее. Кошка: Ты человека хотела съесть. Человек кормит  и поит меня. Я у него на подушке в переднем углу сплю, а зимой в холодную пору – на печке. Ведущий: Охотник посадил кошку на плечо и у нес домой. Так они стали неразлучными друзьями. 5.Социоконструкция. Социализация. У каждого человека есть слабое,  уязвимое место. Мастер рассказывает легенду о «Ахиллесовой пяте» В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых воинов. По мифам, мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, куда   он   и   был   смертельно   ранен   стрелой   Париса.   Возникшее   отсюда   выражение «Ахиллесова пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место. Попытайтесь разработать правила как     во время остановиться, как не обидеть своего одноклассника, соседа, родственника. Участники читают правила, которые они разработали сами. 6. Рефлексия. Представьте, что злоба­ это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включают в себя понятие «злоба».   Давайте это все сложим в черный ящик Пандоры и постараемся жить без злобы. (Складываем все в ящик Пандоры и больше никогда не открываем его). Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включают в себя понятие «доброта». Подарите это яркое солнышко тому,  кто,  по­ вашему  мнению, очень  в этом нуждается.   Мастер: Сумей преодолеть преграды, и боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды за свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, исподтишка разит беда. Ты должен быть кому­то нужен. Всегда! Как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, не по расчету. Пригодись! Хотя бы маленькой синичке­ Пусти ее из клетки ввысь. Приложение 1. (Пословицы и поговорки) 1. От добра  добра   не ищут. 2. Неизведанный друг нехорош для услуг. 3. Друга ищи, а найдешь – береги. 4. На сердитых воду возят. 5. Знаем сами – кривы сани. 6. Не рой другому яму, сам упадешь. 7. Шелудивый баран все стадо портит. 8. Шила в мешке не утаишь. 9. Ручка беленька, душа черненька. 10. Счастье без ума – дырявая сума. 11. Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое. 12. С умным найти, с дураком –  потерять. 13. Тяжело жить одному на свете. Мастерская ценностных ориентаций  « Терпимость и жестокость».  Все чаще мы слышим о жестоком нетерпимом обращении к людям, животным, природе.  Найти корни жестокого обращения, научиться терпимо относиться ко всему и ко всем –  этому посвящена данная «мастерская». Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины жестокого обращения; ­ воспитать чувство  терпимости к окружающим; ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по5­ 7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания детей. 1.Индуктор.      На доске вывешены картинки оскалившихся животных – тигра, волка, льва.        В разрезе весит зеркало. Прошу участников   подойти к зеркалу и изобразить оскал животных. На кого вы похожи, когда злитесь? Какие вы в это время?      Таким образом, мы сегодня поговорим о «Терпимости и жестокости». 2. Культурный аналог.  Послушайте восточную притчу.  Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: ­О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом? Мудрец задумался и ответил: ­Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое? Услышав это, молодой  воин рассвирепел. ­ Да за такие слова я готов тебя просто убить! – заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: ­ Вот это и есть ад. Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны. ­ А вот это и есть небеса, ­ заметил старик. Как вы думаете можно сравнить небеса с терпимостью, а жестокость с адом? 3. Социоконструкция.        Объясните,   как   вы   понимаете,   что   такое   «терпимость»,   а   что   такое   «жестокость». Приведите примеры терпимого и жестокого обращения, используя свой опыт. 4. Социализация в группе. Социализация в классе.     Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе и  после этого один из группы выступает перед всем классом. 5. Социоконструкция.       Время   от   времени   каждый   из   нас   в   разговоре   с   кем­то   высказывает   точку   зрения, отличную от той, которую имеет наш собеседник, как мудрец и воин. И свою правоту хочет доказать   во   что   бы   то   ни   стало.   Иногда   это   превращается   в   открытую   борьбу.   Что побуждает человека поступать жестоко по отношению к другому   человеку? Вспомните случай из жизни, когда  спор чуть не закончился дракой. Расскажите, что произошло тогда и  как вы себя чувствовали, как удалось избежать драки. 6. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники работают в группах и выступают со своими предложениями. 7. Культурный аналог. Один из учеников спросил Будду: ­Если меня кто­нибудь ударит, что я должен делать? Стоп!  Как вы думаете, что ответил Будда? Ответы участников. Послушайте, что написано в притче. Будда ответил: ­Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать? ­Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. ­Так делайте то же самое. Кто­то был безумнее, был в гневе и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось. 7.Социоконструкция.      Как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться   примирительно,   терпеливо?   Разработайте   свои   правила,   которые   ведут   к взаимопониманию. 8. Социализация в группе. Социализация в классе.     Участники   работают   в   группах   и   выступают   со   своими   предложениями.  Правила записываются на листе ватмана, принимаются и используются в дальнейшей жизни класса и семьи. 9. Рефлексия.     Прочтите изречение К.Пеппера о силе добра и терпимости и придумайте собственное. «Когда   кто­нибудь   совершает   для   другого   доброе   дело,   мирится   с   кем­либо, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы».  Приложение 1. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию. 1 Ставь интересы других выше собственных. 2 Будь верен и надежен. 3 Уважай других, уважая себя. 4 Терпеливо относись к другой точке зрения. 5 Воспринимай людей как равных себе. 6 Учись сопереживать другим, ставя себя на их место. 7 Умей прощать и не будь обидчив. 8 Живи в согласии самим собой и с другими людьми. 9 Проявляй чуткость. 10 Будь свободен  от лжи и обмана. 11 Умей контролировать свои желания и поступки. Мастерская ценностных ориентаций «Равнодушие».                                               «Равнодушие­это паралич души, преждевременная смерть».                                                                                                              А.П.Чехов.                                                «…Ты ни холоден, ни горяч».                                                                                                             Библия.      Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Найти корни равнодушия, помочь  избавиться от безразличия – этому посвящена данная «мастерская». Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины равнодушия в поступках людей; ­ воспитать чувство  доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, неприятия к  равнодушию и жестокости;  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по5­ 7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания детей. 1.Индуктор. Я принесла кусочек черствого хлеба, сухарь. Как вы думаете, о каком  человеческом  качестве у нас будет сегодня разговор? ­Ответы детей . (черствость, эгоизм,  безжалостность, равнодушие, безразличие, бездушие,  апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность,  индифферентность).  ­Слова появляются на доске(прикрепить на магниты или на интерактивной доске  Да, тема  «мастерской» «Равнодушие » (записываю на доске или название появляется на  интерактивной доске).  Как вы думаете, почему именно эта  тема так актуальна сейчас? 2. Социоконструкция.        Выберите любое слово, объясните как вы его понимаете.   (Слова на доске или на интерактивной   доске   «черствость»,   «эгоизм»,   «безразличие»,   «бездушие»,   «апатия»,   «безжалостность»,   «равнодушие»,   «бессердечность»,   «бесчувственность», «безучастность», «пассивность», «индифферентность»). 3. Социализация в группе. Социализация в классе.  Выбор слова в группе.  Каждый участник работает индивидуально, затем все вместе и  после обсуждения один от группы выступает перед всем классом.  4. Использование культурного аналога. Работа со словарями. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: безразличие – это равнодушие к  вопросам знания, морали, общественной жизни. Большая Советская Энциклопедия: индифферентность, равнодушие, безучастность,  безразличие. Словарь Даля: индифферентизм ­ латинского происхождения: равнодушие, безучастие. ­Участники работают со словарями. Зачитывает определение из словаря, сравнивая с  определением, которое они дали самостоятельно. 5. Использование культурного аналога. Работа с меткими народными изречениями­ пословицами и поговорками. А теперь подтвердите ваши высказывания меткими народными изречениями – пословицами и поговорками. (Книги с пословицами и поговорками обязательно предоставляются для  работы). ­Работа в группах, выступление участников. «Моя хата с краю, ничего не знаю»,  Самолюб всякому не люб.  А нам что черт, что батька. Больны раны на своих плечах. В благополучии человек сам себя забывает. В своей сермяжке никому не тяжко. Ваш колокол — хоть разбей его об угол. Всяк в своем добре волен. Всяк Еремей по себе разумей. Всяк на свой аршин меряет. Всяк сам на себя хлеб добывает. Всяк сам себе — загляденье. Всякая жаба себя хвалит. Всякая рука к себе загребает. Всякий пест знай свою ступу! Всякий хлопочет — себе добра хочет. Всякий Демид себе норовит. Всякому свое и немыто бело. Всякому своя обида дорога. Всякому своя рубаха к телу ближе. Как кафтан ни близок, а рубашка к телу ближе. Всякому своя слеза солона. Ему хоть трын­трава не расти. Есть и квас, да не про вас. За чужой щекой зуб не болит. И не бывал, и не видал, и о ту пору на свете не живал. Из чужой мошны платить не тяга. Каждая собака в своей шерсти ходит. Коли конь, да не мой — так волк его ешь! Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает. Легка ноша на чужом плече. Лошади чужие, хомут не свой — погоняй, не стой! Лучше своя овечка, чем чужая печка. Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был. Мне что до кого? Было б нам хорошо. Мое добро: хочу — с кашей ем, хочу — масло пахтаю.. Мы горели, а они штаны грели. На своей кляче куда хочу, туда и качу. На чужой горбок не насмеюся, на свой горбок не нагляжуся. Наше дело петушиное — пропеть, а там — хоть не рассветай. Наше дело сторона. Не в свои сани не садись. Не в свои оглобли не впрягайся. Не верь брату родному, а верь своему глазу кривому. Не до чужой печали: и своей еще с плеч не скачали. Не наш воз — не нам и везти. Не наш конь — не наш и воз. Не наше дело, что пора звонить приспела, есть на то пономарь. Небо упадет, так не одних нас ушибет. Никто про себя худа не скажет. Поедешь просить — соседи глухи; к тебе придут — глухоте не поверят. После нас хоть потоп. Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь. С него взятки гладки. С чужого коня — середь грязи долой. Свинье не до поросят, коли саму палят. Свое добро — хоть в печь, хоть в коробейку. Свое мило, хоть и гнило. Свои волосы как хошь ерошь, а моих не ворошь. Свои иголки для ежа не колки. Свои люди — сочтемся. Свой глаз — алмаз, чужой — стеклышко. Своя воля: хочу — смеюсь, хочу — плачу. Своя рука — владыка. Своя рубашка ближе к телу. Тони, кому охота, а мы на песочек. У кого что болит, тот про то и говорит. Чужая спина — ненадежная стена. Чужие шаги считал, а свои лапти порвал. Чужое береги пуще своего. Чужой бедой сыт не будешь. 6. Социоконструкция. Выберите одно изречение и раскройте смысл любого из данных  изречений:        1.Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К.Л. Берне) 2 Равнодушие­это паралич души, преждевременная смерть (А.П.Чехов) 3 Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека  (М.Саади). 4 Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла  средства от самой ужасной из них – равнодушие  (Хелен Келлер). 5 Не бойся врагов ­ в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в  худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных  – они не убивают и не  предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство  и убийство. (Эберхард). 6 Нравственное уродство­ равнодушие к плохим поступкам и словам. (Феофраст) 7 Терпимость имеет тонкую грань, за которой царит равнодушие (Георгий  Александров). 8 Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,­ это  не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности  (Бернард Шоу)  Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека.  9 (М.Горький). 7. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими мнениями по данным изречениям.   8. Использование культурного аналога. Притча. Ведущий: Как­то на рассвете юноша шел по берегу моря и увидел старика, который  подбирал на песке морские звезды и бросал их воду.  Юноша: «Для чего ты это делаешь?» Старик: «Звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца». Юноша: «Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что  толку в твоих усилиях». Стоп! 1 Как вы думаете, что побуждало старика бросать в воду морские звезды? 2 Сможете ли вы привести примеры из вашего личного опыта, когда вы не остались  равнодушными к недостойным поступкам других людей? 9. Социоконструкция. Как вы думаете, какие причины проявления равнодушия? ( Появляются на доске или на  интерактивной доске ­ гордость, эгоизм, карьеризм, себялюбие). 10. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими предложениями.  ­Как вы думаете, что ответил старик? Продолжение. Ведущий: Старик взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море  и тихо произнес. Старик: Толк есть для этой морской звезды. Мастер: Доброе дело начинается с мелочи: помог словом, делом. В малом виден человек,  его поступки. Остался не равнодушен, значит, ты – настоящий человек. 11. Социоконструкция. Какие существуют антонимы к слову «равнодушие»? (сопереживание, сочувствие, доброта, милосердие, терпимость, уважение, чуткость, добросердечие, отзывчивость, сострадание,  благожелательность). 12. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими предложениями. Слова появляются  на доске или на интерактивной доске. 13. Социоконструкция. Используя данные слова, разработайте заповеди милосердия. (готовность помочь,  отозваться на чужую беду, доброе отзывчивое отношение к человеку, заботливое  отношение к людям). 14. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими предложениями.  Мастер: Мы заканчиваем  час общения. На прощание давайте зажжем свечу, передавая её  из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание. Мастер, передавая свечу,  говорит: «Не забывай дарить добро родителю, учителю и другу. Оно, как истинное волшебство, вернется к вам по кругу». Мастер: Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. Мастерская ценностных ориентаций «Сквернословие».            Проникновенье наше по планете   Особенно заметно вдалеке:                   В общественном парижском туалете            Есть надписи на русском языке.                                  (песня «Письмо из Парижа). Речь – это показатель ума. (Сенека). Сквернословие, к сожалению, стало прискорбной реальностью нашего времени. Будучи «побочным   продуктом»   отмены   цензуры   и   демократизации   языка,   оно   беспокоит   всех, кому дорог литературный язык Пушкина и Толстого. Запреты на нецензурщину уже не помогают и остается одно ­ объяснить тем, кто бездумно и бессмысленно уснащает свою речь матерщиной, почему она нецензурна даже при языковой вседозволенности. Этому и посвящен наша «мастерская». Цель: создание условий для  осознанного отношения к тому, что мы произносим.    Задачи:  ­ формировать стойкую неприязнь к сквернословию;  ­ побуждать к нравственному самосовершенствованию; ­ воспитывать доброту к людям. Возраст: 10­12 лет. Участники разделены на группы по 5­7 человек. 1.Индуктор.             Вношу мусорное ведро. В ведре лежат листочки с написанными на них словами: написано: блин, фиг, елочки точенные, елки­палки,  мерзавец, негодяй, паршивец, поганец, подонок,   дурак,   очкарик,   ботан,   задрот,   лупоглазик.     (Крепится   на   магниты   к   доске). Прошу детей бросить в мусорное ведро (обязательно назвать) все то, что они считают должно там быть.  Почему вы положили эти слова? Таким образом, становится ясно, что тема нашего часа общения «Сквернословие» (записать тему на доске).     2. Социоконструкция.          Объясните,   как   вы   понимаете,   что   обозначает   слово   «сквернословие».   Приведите примеры из вашего опыта. (Можно использовать словари). 3. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 4. Использование культурного аналога.   Участникам   предлагаются   различные   пословицы   и   поговорки.  (Сборники   поговорок   и пословиц обязательно предоставить для работы). А   теперь     подтвердите   ваши   высказывания   меткими   народными   изречениями   ­ пословицами и поговорками. Работа в группах и выступление участников.  После этого табличка с надписью «сквернословие» выбрасывается в мусорное ведро. 5. Социоконструкция. Что побуждает человека унижать, обзывая другого, используя сквернословие? 6. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники работают в группах и выступают со своими предложениями. 7. Использование культурного аналога.  Дети  разыгрывают сценку «Двенадцать месяцев». Ведущий:   Девочка побежала в чащу подснежники искать. А их видимо­невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. Мачеха:  Ну, что, уже домой вернулась? А подснежники где? Ведущий:  Ничего   не   ответила   девочка,   только   высыпала   из   передника   на   лавку подснежники и поставила рядом корзинку. Дочка: Да где же ты их взяла? Ведущий: Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают — верят   и   не   верят.   Трудно   поверить,   да   ведь   вот   на   лавке   целый   ворох   подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем! Мачеха: А больше тебе ничего месяцы не дали? Падчереца:  Да я больше ничего и не просила. Дочка: Вот дура, так дура! В кои­то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков! Мачеха: Умница, доченька!  Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее, да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. Стоп! Вопросы: 1.   Сможете   ли   вы   сказать,   как   реагировали   люди,   когда   вы   грубили   им   или сквернословили?   А как люди реагировали на проявление сказанных вами добрых слов? Приятно ли вам было говорить добрые слова? 2.Предположите, что было дальше? Продолжение сказки. Ведущий:  Встретились мачеха и дочка с 12 месяцами. Подарили 12 месяцев по теплой шубе каждой.  Мачеха: Дура, ты дура! Уж если шубу просить, так хоть соболью! Дочка: Сами вы дура! Говорили бы вовремя. Мачеха: Мало, то себе собачью шубу раздобыла, еще и мне навязала. Дочка: А коли не нравиться, вы мне и свою отдайте. А сами замерзайте тут под кустом. Мачеха: Так и отдала, держи карман шире. Поторопилась! Собачью шубу выпросила. Дочка: Вам собачья как раз к лицу. Лаетесь¸ как собака! Мачеха: Сама ты собака! Ведущий: Их голоса постепенно превратился в лай, и обе они, надев шубу, превращаются в собак: старуха в гладкую черную с проседью, а дочка – в мохнатую рыжую. Недаром говорится: «От гнилого сердца и гнилые слова».   8.Социоконструкция. Социализация. Как вы понимаете эти слова? Что надо делать, чтобы избежать «гнилых слов» Попытайтесь разработать правила.   Участники читают правила, которые они разработали сами. 9. Рефлексия. Напишите   оду,   гимн,   стихотворение   добрым   словам.   Зачитайте.   Пусть   доброе   слово сопровождает вас всегда. Мастер: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Приложение 1. (Пословицы) 1. Нет ничего заразнее слова. 2. От гнилого сердца и гнилые слова. 3. Бросая пыль, луну не скроешь. 4.Верблюд не видит своего горба. 5.Вспыльчивость успеха не принесет 6. На сердитых воду возят. 7. Знаем сами – кривы сани. 8. Не рой другому яму, сам упадешь. 9. Шелудивый баран все стадо портит. 10. Шила в мешке не утаишь. 11. Ручка беленька, душа черненька. 12. Счастье без ума – дырявая сума. 13. Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое. 14. Выпущенную стрелу и камню не остановить 15. Тяжело жить одному на свете. 16. Достоинству нас не научит тот, кто недостойно сам себя ведет. 17. Зловоние не может превратиться в благоухание. 18. Из змеиных яиц цыплята не вылупятся. 19. На колючках груши не растут. 20. На солончаке не взрастишь гиациантов. Мастерская ценностных ориентаций  «Береги воду». Очень   часто   мы   слышим   о   безответственном   отношении   наших   детей   к     природным ресурсам. Данная мастерская поможет  сформировать  жизненно важные умения и навыки: ответственное   отношение   к   окружающей   среде,   экономное   расходование   природных ресурсов, особенно самых доступных и востребованных – воду. Дети разделены на группы по 4­5 человек. Цель:   создание   условий   для   формирования   знаний   о   значении  воды  в   жизни   человека, бережного и ответственного отношения  к окружающей среде, об экономном расходовании природных ресурсов (воды). Возраст: 11­12 лет. Оборудование:   старый   ржавый   кран,   стакан   с   водой,   листочки   со   словами   «бережливость», «безответственность»,   «расточительство»,   «бесхозяйственность»,   «ответственность», «экономия», магниты, бумага для работы в группах, вода в трехлитровой банке, три пробирки, цитаты великих людей или поговорки и пословицы,   по количеству детей вырезаны из бумаги темные тучи и голубые капельки. 1.Индуктор. Вносим старый ржавый кран,  через отверстие наливаем немного воды и видим, что вода  капает. Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (ответы детей)  В ответах детей услышим: «безответственность», «расточительство», «бережливость»,  «экономия»,безхозяйственность», «ответственность». (Данные слова крепятся на магниты к  доске). Если дети назовут другие слова, то напишем их на доске.  Таким образом, становится ясно, что тема нашего классного часа «Береги воду».(Тему пишем на доске). 2.Работа   в   группах.   Выберите   любое   слово,   которое   вы   назвали,   объясните,   как   вы   его понимаете,   приведите   примеры   из   вашего   опыта.   Дети   работают   самостоятельно   в   группах: сначала каждый отдельно, затем обсуждают все вместе и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 3.Использование энциклопедии. Найдите в энциклопедии значение слов, которые вы выбрали. Сравните с тем, что вы написали. 4. Обсуждение в группах. Как   вы   думаете,   почему   говорят:   «Пролитую   воду   не   соберешь»? (ответы детей) 5. Использование культурного аналога. Детям предлагаются различные цитаты о воде. Цитаты обязательно предоставить для работы. (Приложение 1). Можно использовать пословицы и поговорки. (Приложение 2) Теперь подтвердите ваши высказывания цитатами великих людей. 6. Проведем опыт. Наглядная демонстрация распределения воды на земле: Вода в 3­х литровой банке ­ это вся вода на Земле. Нальем в пробирку №1 90 мл воды ­ это вся пресная вода на Земле. Из пробирки №1 отливаем 6,75 мл в пробирку №2 ­ это количество воды в ледяных шапках и ледниках. Вода, оставшаяся в пробирке №1, ­ та вода, которая может быть использована для нужд (подземные воды, вода открытых пресных водоемов и атмосферная вода). Дети   озвучивают   свои   результаты   и   делают   вывод.   (Вывод:   пресной   воды,   которую   мы используем для своих нужд на земле очень мало.  7.Использование культурного аналога.  Дети разыгрывают cказку «Встреча с  Аралом» Ведущий: Летели два ветра на юг. Долго они летели над песками и скалами, устали:  Молодой Ветерок: Дедушка,  давай отдохнем,  устал я, пить хочу! Дедушка Ветер: Подожди,  сейчас будет молодое малосоленое море. Там и попьешь и  покупаешься, и порезвишься, и сил наберешь. Ведущий:   Летят   они   дальше,   а   моря   все   нет   и   нет.   Уже   и   города   Аральск   и   Муйнак пролетели. Дедушка Ветер:  Не узнаю я что­то этих мест, внучок, и моря не вижу. Море­то было знаменитое, две могучих реки Амударья и Сырдарья его образовали и несли в него воды с высот Пальмира. Сколько воды испарялось, столько в него пребывало. В море было тысячи больших и малых островов, на берегах жили рыбаки, работали заводы, строили порты и пристани.  Ох, не вижу я, внучок, этого моря. Неужели, совсем старый я стал. Ведущий: Пролетели Дед и Внук еще 50 км и увидели сначала кладбище кораблей, а потом вдалеке показалось и само море. Грустное оно стало, не радостное. Дедушка Ветер: Море Аральское! Что случилось с тобой? Почему ты не веселое стоишь, не радуешь нас своей свежестью и чистотой? Стоп! 1.Как выдумаете, что ответило море? 2. Кто виноват, что так получилось? Продолжение  сценки. Море: Чему радоваться? Погубили меня люди, которым я дарило чистые воды, красоту морскую, рыбу свежею, когда они стали выращивать хлопок и рис, им понадобилось больше воды. Тогда человек стал забирать воду из рек Амударьи и Сырдарьи с помощью каналов. Испаряется она с полей, а ко мне в Аральское море не попадает. Вот и стало у меня воды втрое меньше, и вода стала вдвое солонее, чем раньше. Рыба в такой воде не смогла жить и погибла,   рыболовство   прекратилось.   Желание   человека   больше   получить   хлопка   и   риса обернулось для меня бедой. Высыхаю я, тяжко мне.  Дедушка Ветер: Да, не сладко тебе, Аральское море. Вот ведь как бывает: хотел человек как лучше, да не посоветовался с природой, нарушил ее равновесие, и вот что из этого получилось. 8.   Правила.   Как   по­вашему   надо   беречь   и   сохранять   воду?     Попытайтесь   разработать правила сохранения воды для учеников нашего класса.  Дети читают правила, которые они разработали сами.  9. Рефлексия. Представьте, что безхозяйственность ­ это темная тучка. Напишите на ней те качества, которые включают в себя   это понятие.   Давайте   все   эти темные тучки и старый ржавый   кран     в   нашей   жизни   не   было   такого   выбросим   в   мусорное   ведро,   чтобы   безответственного отношения к воде.  Представьте, что бережливость – это голубые капельки. Напишите на капельках те качества, которые включают в себя понятие «бережливость». Подарите друг другу эти капельки, для того, чтобы каждый из нас  знал и применял правила бережного отношения к воде. Мастер. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода ­ наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ! Давайте же беречь воду в реке, в ручье, в океане и в водопроводном кране! Приложение 1. Цитаты о воде 1.Мы познаём ценность воды лишь когда колодец пересыхает.(Беджамин Франклин) 2.Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой  наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты —  сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. (Сент­ Экзюпери )  3.Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.(Леонардо да Винчи) 4.Капля воды дороже алмаза. (Д. И. Менделеев) 5.Не везде, где есть вода, есть и лягушки, но где квакают лягушки, там вода есть. (Гёте ) 6.Вода, потребляемая в умеренном количестве, никому повредить не может. (Марк Твен) Приложение  2. Пословицы и поговорки Апрель всех напоит. Апрель открывает ключи и воды. Апрель с водою — май с травою. Вешней воды царь не уймет, вода путь найдет. Вода и землю точит и камень долбит. Вода не мутит ума. Вода студёна ­ тело ядрено. Где солнце пригреет, там и вода примелеет. Ждать воды ­ не беда, да пришла бы вода. Лучше вода в радости, чем брага в печали. В воде не тонет, и в огне не горит. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.  Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться. Сколь воду ни варить, все вода будет. Хлеб да вода ­ крестьянская еда. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Пролитую воду не соберешь. Мастерская ценностных ориентаций «Вежливость».     Часто мы разговариваем очень грубо?  Почему мы так делаем? Найти причины в себе  поможет данная мастерская. Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины грубого отношения  к  людям; ­ воспитать вежливость к окружающим;  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.  Захожу в класс очень быстро. Говорю (грубо): «Встали! Сели! Приготовили ручки!» «Ребята, вам понравилось, как я с вами разговариваю?» (ответы детей). О чем я  хотела бы с вами поговорить? (ответы детей). Тема записывается на доске. 2. Социоконструкция.    Попробуйте дать определение понятию «вежливость». Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость» (для работы предоставить словари). 3. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 4. Социоконструкция.  Попробуйте объяснить изречение « Жизнь коротка не настолько, чтобы людям не хватало времени на вежливость» (Р. Эмерсон). 5. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 6. Использование культурного аналога. Послушайте стихотворение. Дети читают стихотворение: Автор: Поселился в доме вдруг Очень вежливый индюк. Раз по тридцать в день, не реже Он кричал:  Индюк: Эй, вы, невежи! Заходите, что ли, в гости Поучиться вежливости! Я и сам Автор: кричал индюк,  Индюк: Доктор вежливых наук, И жена моя – пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся ты, осёл, Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: приду, спасибо! Ты не будь свиньёй, свинья! Ждёт тебя моя семья­ Только раньше бы умыла  Ты своё свиное рыло! Автор: Как ни бился он, однако К индюку никто не шёл­ Ни хавронья, ни осёл. Посинел индюк от злости: Индюк: Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды! Все они –Балды! Балды! Автор: И добавил с высоты Своего величия: Индюк: Не усвоили, скоты, Правила приличия! Можно ли назвать индюка вежливым? Почему? Как  вы оцените человека, который с  одними всегда вежлив, с другими – иногда, а с третьими – никогда? Приведите  примеры из своей жизни. 7. Социоконструкция. Гегель сказал: «Вежливость ­ это знак благосклонности и готовности к услугам». Как вы  понимаете это изречение? 8. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 9.  Слово мастера: Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг  другу услуги, просили друг друга о чём – либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения. Слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё было определено и строго расписано.  10. .Социоконструкция. Социализация. Разработайте   правила   вежливости.    Расскажите   о   тех   нормах   этикета,   которые   вам приходится соблюдать в повседневной жизни. Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни?   11. Рефлексия. Напишите 5­10 предложений на тему: «Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер  другого».  (  Ф. Честерфилд)     Мастерская ценностных ориентаций «Эгоизм».     Часто наши поступки бывают эгоистичными?  Почему мы так поступаем? Найти  причины в себе поможет данная мастерская. Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины эгоизма; ­ воспитать доброе отношение к окружающим;  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.  На доске написано изречение: «Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе» (Аристотель). Как   вы   понимаете   эти   слова?(ответы   детей).   Тема   нашего   часа   «эгоизм»   (записать   на доске). 2. Социоконструкция. Попробуйте дать определение понятию «эгоизм». Подберите синонимы и антонимы к слову «эгоизм» (для работы предоставить словари). 3. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 4.Использование культурного аналога. Посмотрите   сценку   В.А.Сухомлинского   и   ответьте   на   вопросы   («Рождение   эгоиста» В.А.Сухомлинского). Автор: Андрейка   –   один   сынок   у   папы   с   мамой.   Любуются   мама   с   папой   Андрейкой   –   не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.  Мама: ты у нас самый красивый!  Автор: говорит мама. Папа: ты у нас самый умный! Автор: говорит папа. Бабушка: ты у нас самый счастливый! Автор: говорит бабушка. Дедушка: ты у нас самый удачливый! Автор: говорит дедушка. Стоп! 1.Как вы думаете, как чувствует себя Андрейка? 2. Будут ли довольны родители Андрейкой, когда состарятся? Почему? 3.Как вы думаете, что ожидает Андрейку? Послушаем продолжение: Автор:   Смотрит   вокруг   себя   Андрейка,   и   кажется   ему,   что   весь   мир   вокруг   него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг   ­ маленькие букашки­ таракашки. Им, букашкам­таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. 5. Социоконструкция.  Подумайте, почему люди становятся эгоистами? Как это происходит? Что или кто этому способствует? 6. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 7. Использование культурного аналога.   Вы  часто  слышите  слова  «жить  для  людей».  Вдумайтесь,  что это  такое?  Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского («Пахарь и крот») и ответьте на вопросы.  Автор: Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот. Крот: Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё? Автор: Пахарь отвечает Пахарь: Я пашу не только себе, но и людям. Автор: Удивился Крот Крот:  Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе. Стоп! Предположите, что мог сказать пахарь. (ответы детей).  Давайте послушаем, что сказал пахарь. Пахарь: Но ведь вы же – кроты, а мы – люди Автор: ответил Пахарь и начал новую борозду. 8. Социоконструкция.    Попробуйте ответить на вопросы: Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?   Как можно назвать Крота? Какой принцип заложен в его отношение к жизни?    А как можно назвать Пахаря? Каким принципом руководствуется он? 9.  Мастер:   Знаете ли вы, что такое альтруизм?  (ответы детей). Можно ли назвать пахаря альтруистом?     (Альтруизм   ­   система   нравственных   принципов,   предполагающих предпочтение интересов других своим собственным интересам. 10. На доске написано: ­Альтруизм   есть порыв к самопожертвованию, добровольное принесение   себя в жертву другим.   (Н. Фёдоров).  ­ Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.  ( М.Ю. Лермонтов). Обсудите данные изречения.   Какой из принципов вам ближе? Почему? 11.  Рефлексия.  Что значит жить для людей? Сочините сказочную историю «Если б я был волшебником, что бы сделал для людей?»     Мастерская ценностных ориентаций «Оптимизм и пессимизм».       Почему некоторые люди настроены оптимистично, а другие ­ пессимистично? Найти  причины  поможет данная мастерская. Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины оптимистичного и пессимистичного поведения; ­ воспитать доброе отношение к окружающим;  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.  Нарисуйте два цветка. Раскрасьте один цветок чёрным карандашом, а другой – цветными карандашами. Какая картинка вам больше нравится? Почему? Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире? Как вы думаете, о чем я хочу с вами поговорить? (ответы детей). 2. Социоконструкция.    Как   называют   человека,   который   радостно   воспринимает   жизнь?   Дайте   определение понятию «оптимизм».     Как называют противоположное восприятие мира? Как называют человека,   который   видит   только   чёрные   стороны   жизни?   Дайте   определение   понятию «пессимизм». (для работы предоставить словари). 3. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 4. Социоконструкция. Как   вы   понимаете   данное   высказывание  «Весёлый   человек   создаёт   себе   весёлый   мир, мрачный человек создаёт себе мир мрачный» (С. Смайлс) 5. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом 6.Использование культурного аналога.  Послушайте рассказ «Подсолнечник во время грозы» В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.  Тяжёлые  черные  тучи  закрыли  солнце. Темно, хмуро  стало  в  поле.  Лес  стоит  чёрный, молчаливый,   будто   ждёт   чего­то   настороженно.   Жёлтое   пшеничное   поле   посерело. Встревоженный   жаворонок   упал   с   неба   в   ниву   и   умолк.   Только   поле   цветущих  подсолнечников   горит   ­   пламенеет.   От   них   будто   свет   льётся,   и   над   землёй   не   так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеётся поле. Вопросы: 1.   Почему   подсолнечник   не   поддался   общему   настроению?   На   что   он   надеялся?.      2.Встречали   ли   вы   в   жизни   оптимистов?   Нравилось   вам   с   ними   общаться?   Чем   вы подзаряжались   от   них?   Делают   ли   оптимисты   жизнь   светлее   и   счастливее   для окружающих? 7. Социоконструкция.  Почему люди по­разному воспринимают один и тот же мир? Как воспринимаете мир вы? Влияет ли возраст человека на его восприятие мира? Почему вы так считаете? 8. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом 9. Каждой группе выдано высказывание. Как вы понимаете данное высказывание? 1 группа: Мир многогранен, многоцветен, Порою добр, жесток подчас, Он щедр и скуп, богат и беден: Вглядись в него – он весь для нас! (В. Алтырцев) 2 группа: Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.   (Э. Роттердамский) 3 группа: Оптимизм – это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие.(Д. Бонхеффер) 4 группа:  «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» (Марк Аврелий) 10. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 11. Мастер: Великий французский философ Мишель Монтень девизом своей жизни сделал такие слова: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее. А наша оценка того, что происходит, всегда зависит от нас». Послушайте несколько советов и попытайтесь применить их в жизни. 1.  Прежде всего, улыбайтесь – широко, весело, от всей души. Расправьте плечи. Дышите глубже. Попробуйте спеть куплет от какой­нибудь весёлой песни.. 2. Засучите рукава и займитесь делом. Работа – дешевое и одно из самых лучших лекарств на земле. 3.   Объявите войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Скука рождается, когда умирает игра.  12.Рефлексия. Нарисуйте два замка – замок Оптимизма и замок Пессимизма. Дайте советы людям, как остаться или стать оптимистом. Мастерская ценностных ориентаций «Принципы».      Среди нас есть добрые и злые, нравственные и безнравственные, законопослушные и преступники, альтруисты и эгоисты,  подающие милостыню и равнодушно взирающего на страдающего человека. И от того, как каждый   человек относится к   окружающим,   в личном отношении к разным ситуациям зависит многое, а иногда и жизнь человека. Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека. Задачи: ­ выявить причины нравственных и безнравственных поступков ; ­ воспитать уважение к людям, честность, непримиримость к несправедливости; ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.  Послушайте китайскую мудрость: Всему что достойно, Учись, не ища награждения,  И действуй потом,   Как велят убеждения.   2. Социоконструкция.  Как вы её понимаете? Что такое убеждения? 3. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом 4. Социоконструкция.  Попробуй дать определение понятию «принципы». 5. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом 6.Использование культурного аналога.   Прочтите пословицы.  ­ Моя хата с краю – ничего не знаю.  ­ Сделал дело – гуляй смело.  ­ Уговор дороже денег.   ­Береги платье снову, а честь смолоду.  ­ Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.  ­ На всех добра не хватит.  ­ Век живи – век учись.  ­ Где прыжком, где бочком, где ползком, а своего добьюсь.  ­ Наше дело сторона. Вопросы: 1. О каких жизненных принципах говорится в пословицах? Попробуйте продолжить список. 7. Социоконструкция.  Что такое нравственные принципы? Назовите их.  8. Социализация в группе. Социализация в классе. Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 9. Рефлексия. Напишите сочинение «Мои жизненные принципы». Подберите подходящий эпиграф. 10. Мастер:  Хочу закончить наш классный час словами Державина. Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого. Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого – Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех.  Мастерская ценностных ориентаций     «Стыд и совесть»  В силу своей активности и общительности подростки часто  совершают поступки,  которые не  могут  оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос  совести может оказаться  единственной силой, способной уберечь подростка  от ошибки  или преступления.  Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным  качествам человека, уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд,  раскаяние. Задачи: ­ выявить причины плохих поступков; ­ воспитать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;  ­совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания. Возраст: 10­12 лет. Учащиеся   разделены на  группы по 5­7 человек. Каждому участнику присвоен  порядковый номер, выбран секретарь, который записывает высказывания участников. 1.Индуктор.  Ребята как вы понимаете данное высказывание: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» (ответы детей). 2. Социоконструкция.  Попробуйте   дать   определение   понятиям   «совесть»   и   «стыд».   Подберите   синонимы   и антонимы к этим словам» (для работы предоставить словари).  3. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 4. Использование культурного аналога.  Участникам предлагаются различные пословицы и поговорки. А теперь  подтвердите ваши высказывания меткими народными изречениями ­  пословицами и поговорками. Пословицы: 1 Как ни мудри, а совести не перемудришь.  2 Совесть без зубов загрызет.  3 От человека утаишь, от совести не утаишь  4 Жизнь дана на добрые дела.  5 Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.  6 Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.  7 Правда как оса ­ лезет в глаза.   Работа в группах и выступление участников 5. Использование культурного аналога. Послушайте рассказ  «Осколки в сердце» (сценку показывают дети) Автор: Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где   родился   и   вырос,   а   слепой   так   и   сидит   на   том   же   месте   с   той   же   кружкой.   Молодой человек:  Помнишь, много лет назад кто­то кинул тебе в кружку битое стекло. Это был я. Прости меня.  Автор:  ответил человек. Слепой человек:  Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет Автор:  ответил слепой. 6. Социоконструкция.   Попробуйте ответить на вопросы: 1. Как вы думаете, когда у главного героя  появились муки совести? 2. Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком­то нищем слепом  старике?   3. Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?  7. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 8.  Социоконструкция   Люди часто употребляют такие выражения:   «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения  совести», «совесть заговорила»,  со «спокойной совестью», с  «чистой совестью».  Как вы понимаете эти выражения? Приведите примеры из своего жизненного опыта. 9. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 10. Социоконструкция. Какие  противоположные понятия вы знаете? ( Бесстыдство, наглость, нахальство). Чего же, по­вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?  11. Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 12. Социоконструкция. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Ваши предложения. 13.  Социализация в группе. Социализация в классе.   Участники   работают   самостоятельно   в   группах:   сначала   каждый   отдельно,   затем обсуждают все вместе, и только после этого один из группы выступает перед всем классом. 14. Рефлексия. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица.  Придумайте и вы краткое, но  меткое изречение о совести и стыде. 15. Мастер: Я хочу закончить на классный час словами поэта Александра Яшина: В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть еще: Совесть, Честь.

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель

Добродетель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019