ПРОЕКТ
«Добрый мир – живем по правилам»
Соликамск,
«Добрый мир – живем по правилам»
Участники: дети, родители, педагоги
Тип: педагогический, коллективный, информационный.
Масштаб: среднесрочный
Срок реализации:
Воспитать человека интеллектуально, но не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества.
Т. Рузвельт
Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.
К.Д. Ушинский
Актуальность: Человеческое общество может существовать лишь до тех пор, пока оно подчиняется общепринятым законам или правилам и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному произволу. Проблемы и разногласия в обществе неизбежны, и для того, чтобы предохранить его от распада, должны соблюдаться определенные ограничения и правила. Общество формирует эталон (образец), позволяющий судить о добродетелях (добре) и пороках (зле), о созидании и разрушении, о хороших и дурных поступках. Любое сообщество людей жизнеспособно лишь потому, что в нем в большей или меньшей степени достигнуто согласие подчиняться единым законам (правилам). Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении. Для этого нужно целенаправленные и последовательные занятия в этой области. Они могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Именно эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которых – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Цель: Создание условий по взаимодействию семьи и ДОУ по вопросам воспитания у детей социально - значимых качеств личности таких как, честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность, гуманизм, патриотизм, нравственное поведение, общую культуру. научению детей правилам вежливости, доброты, милосердия и выработка навыков самостоятельности в правильных нравственных поступках и мыслях, формирование понимания содержания данных правил и принятия их как внутренне значимых.
Задачи:
1. Изучить методическую и психологическую литературу о воспитании духовно-нравственных качествах у детей дошкольного возраста
2. Разработать и реализовать проект «Добрый мир – живем по правилам»
3. Разработать и оформить картотеку художественной литературы по изучаемой теме.
4. Пополнить методическую копилку конспектами мероприятий по формированию нравственных начал у детей старшего дошкольного возраста
5. Расширить представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка.
1 этап – подготовительный
· Анкетирование родителей
· Обсуждение цели и задач проекта с родителями
· Создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной
· Реализация основных видов образовательной деятельности по направлениям проекта.
· Сбор и обработка методических, практических материалов;
· Создание книги « Добрый мир – живем по правилам»
· Оформление картотеки художественной литературы по изучаемой проблеме
3 этап – итоговый
· Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными знаниями;
· Обобщение материалов проекта.
· Итоговый праздник «Цветок познания»
Предполагаемый результат:
1. Пополнение развивающей среды, составление диагностики оценки динамики духовно-нравственного развития дошкольников.
2. Дети:
- получат элементарные навыки деликатного и предупредительного отношения к окружающим людям, правил поведения в зависимости от требований и конкретной обстановки.
- научатся быть сдержанными в проявлении отрицательных эмоций,
- в группе уменьшится на 80% случаев негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям.
- 100% детей усвоят правила вежливого поведения: умение видеть рядом с собой других людей, не позволять себе обижать, стараться помогать им.
3. Родители:
- обогатят свои знания в области воспитания,
- будут способствовать применению детьми знания и умения правил, приобретенных в совместной деятельности.
|
Содержание |
цели |
ответственные |
Сроки проведения |
Ожидаемый результат |
1 этап - подготовительный
|
|||||
1.
|
Изучение методической литературы по заявленной теме |
Обеспечение образовательного процесса научной основой |
воспитатель |
Ноябрь 1 неделя |
Концептуальная основа проекта |
2. |
Анкетирование родителей «О способах воспитания» Приложение № 1 |
Определение уровня осознанности родителями необходимости воспитания нравственных качеств дошкольников.
|
Воспитатель, родительский комитет |
2 неделя
|
Выявление проблемы, определение путей ее решения |
3. |
Деловая игра для родителей «Через доброе – к человечному…» Приложение № 2
|
Формирование у родителей понимания значимости проблемы нравственного воспитания. |
Воспитатели, родители |
3 неделя
|
Создание коллектива единомышленников |
4 |
Разработка проекта «Добрый мир – живем по правилам» Приложение № 3 |
Создание плана мероприятий по воспитанию у детей дошкольного возраста нравственных качеств.
|
Воспитатели, родители
|
4 неделя
|
Методическое обеспечение проекта |
5 |
Определение финансовых затрат проекта |
Обеспечить реализацию проекта должной материальной базой |
Воспитатель, родительский актив |
3 неделя |
Соответствующая материальная база: альбомы, краски, файлы, фотоаппарат
|
|
Содержание |
цели |
ответственные |
Сроки проведения |
Результат |
2 этап - основной |
|||||
1 |
Реализация проекта «Добрый мир – живем по правилам» Приложение № 4
|
Научение детей правилам вежливости, доброты, милосердия и выработка навыков самостоятельности в правильных нравственных поступках и мыслях, формирование понимания содержания данных правил и принятия их как внутренне значимых. |
Воспитатели, родители
|
Декабрь - апрель |
Конспекты мероприятий Книга «Заповедей, правил, кодекса»,
|
2 |
Работа с родителями |
Создание условий по взаимодействию семьи и ДОУ по вопросам воспитания у детей социально - значимых качеств личности таких как, честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность, гуманизм, патриотизм, нравственное поведение, общую культуру. |
Воспитатели. родители |
Декабрь - апрель |
Пополнение развивающей среды. организация выставок «мамины руки», «Золотые руки бабаушки», «Ай - да, папа, ай - да молодец», Создание генеологического древа, девиза семьи Создание альбома «Моя семья» Памятки для родителей |
3 |
Развивающая среда |
Создание условий, благоприятствующих реализации проекта |
Воспитатели, родители, дети |
Декабрь - апрель |
Стенды «Дерево доброты», «Ромашка добрых дел», «Экран настроения», «Окно помощи», картотека литературы, нравственные сказки
|
3 этап – итоговый
|
|||||
16.
|
Тестирование родителей
|
Определение значимости проведенной проектной деятельности для родителей
|
воспитатели
|
Май 1 неделя
|
Изменение родительского мнения о значимости нравственного воспитания |
17.
|
Презентация книги «Добрый мир – живем по правилам» и словаря «Добрые слова» |
Гармонизация детско-родительских отношений, формирование нравственных принципов
|
воспитатель
|
2 неделя
|
книга «Добрый мир – живем по правилам»; словарь «Добрые слова»
|
18.
|
Родительское собрание «Воспитание добротой»
|
Способствовать получению опыта об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка, увлечь родителей разнообразными способами воспитания. |
родительский комитет, воспитатели
|
3 неделя
|
Выбор орг.комитета по организации праздника.
|
19
|
Оформление выставки рисунков, работ по изучаемой теме, подготовка группы к празднику
|
Гармонизация детско-родительских отношений
|
Родители, воспитатели
|
4 неделя
|
выставка
|
20
|
Итоговый праздник «Цветок познания» Приложение № 5 |
Сплочение детско-родительского коллектива |
родители, дети, воспитатели |
1 июня |
конспект |
Приложение № 4
Перспективный план «Добрый мир – живем по правилам»
|
Занятия |
цели |
ответственные |
форма |
Сроки проведения |
Ожидаемый результат |
|
|
1.
|
Имя и клички («Хорошо там и тут, где по имени зовут».
|
Дать понятие о том, что человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами; узнать значение своего имени, характера, поведения. |
Воспитатели, родители
|
Беседа об имени, Создание альбома «Что в имени тебе моем», презентация страничек Чтение С.Прокофьева «Девочка Маша и ее друзья» |
Декабрь 1 неделя
|
Составление рассказа о своем имени. Страничка альбома «Что в имени тебе моем» |
|
|
2.
|
Семья («Кто родителей почитает, тот во веки не погибает» «Все вместе да и душа на месте» |
Закрепить понятие «семья», что разрушает и созидает семью. Выявить истинное отношение к своим родным, основные правила почитания и уважения старших. Рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево. |
Родители, воспитатели
|
Просмотр фильма «Мама», чтение сказок «Про непослушного зайчонка», «Айога», рисование «Моя семья», выставка «Это моя семья», встреча с интересными людьми: «Мама и папа очень нужны» |
2 неделя
|
Родовое дерево, Создание коллажа «Мы большая дружная семья» Презентация семейного альбома |
|
|
3. |
Слово («Слово может убить, слово может - оживить») |
Закрепить понятие «слово», какие бывают слова; совершенствовать умения употребления добрых, ласковых слов. |
Воспитатели, родители |
Беседа «Обидные слова», чтение сказки Воробьева «Капризка» Просмотр мультфильмов Гауфа «Маленький Мук», Т.А. Гофмана «Щелкунчик». Рисование «Настроение от плохих и хороших слов» |
3 неделя
|
копилка добрых слов |
|
|
4.
|
Совесть («Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука» |
Дать понятие «совесть», для чего нужна, что совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым. |
Воспитатели, родители
|
Беседа «Что такое совесть», Рисование «Что такое хорошо», «что такое плохо» Чтение Н.Носова «Огурцы», «Незнайка в солнечном городе». Е.М. Волкова «сказка о совести» Драматизация «Золушка» |
4 неделя
|
Окно честных дел |
|
|
5 |
«Совесть без зубов, а загрызет»).
|
Продолжать закреплять понимание содержания «Совести», учить оценивать свои поступки и поступки других людей
|
Воспитатели
родители |
Придумывание сказок «Хорошо-плохо», оформление их в книжку. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» Рисование «Душа совести и бессовести» |
Январь 1 неделя
|
Мини-книжка «Сказки о совести» |
||
6.
|
Благодарность и недовольство («Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят»).
|
Дать детям определения понятия «благодарность». за доброе дело, услугу. Формирование понимания содержания данных правил и принятия их как внутренне значимых. |
Воспитатели
родители |
Просмотр мультфильма «Ух, ты, говорящая рыба» Чтение р.н.сказок «Иван царевич и серый волк», « Царевна – лягушка». Рисование по сказкам. Беседа «мы помощники» |
2 неделя
|
Экран «Скажем спасибо» |
||
7.
|
Добро и зло («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром». |
Донести до детей содержание изучаемых слов, помочь осознать пословицы «делай добро и бросай его в воду»
|
Воспитатели
родители |
Чтение народных сказок «Добро всегда побеждает» Кляксография «Добрый и злой мир» Рассматривание иллюстраций про войну. Создание коллажа «Добро и зло» Мультфильм «Каникулы Бонифация» |
3 неделя |
Коллаж «Добро и зло», Стенд «Ромашка добрых дел» |
||
8. |
«Делай другим добро, будешь сам без беды»).
|
Происхождение слов Слова «спасибо» и «благодарю»; за все, что с нами происходит, нужно благодарить.
|
Воспитатели
родители
|
Просмотр мультфильма «Ух, ты говорящая рыба», мультфильмов У.Дисснея «Спасатели» Акция «Помощь малышам» Акция «Мамины помощники» Встреча с интерсными людьми «Мамы, папы разных профессий» Разучивание песни «Если добрый ты» |
4 неделя
|
Выставка рисунков «Делай добро и бросай его в воду»
|
||
9 |
Щедрость и жадность («Не хвались серебром, хвались добром»)
|
Углубить понятие о добре и зле, развивать способность к сопереживанию, формировать установки доброго отношения к окружающим людям, учит быть в мире с собой и другими людьми.
|
Воспитатели, родители
|
Просмотр мультфильма «Просто так», Пушкина «Сказку про попа и работника его Балду», Беседа по пословице «Зимой снега не выпросишь». Чтение Д.Родари «Голубая стрела» Драмматизация «Два жадных медвежонка», представление для малышей. Рисование «Жадный и щедрый» |
Февраль 1 неделя
|
Создание дерева добрых дел.
|
||
10 |
Трудолюбие и лень («Делу – время, потехе – час» «Труд человека кормит, а лень портит»).
|
Формировать навыки бережного отношения к труду, уважение к людям различных профессий. Воспитывать осознанное понимание важности трудовой деятельности, значимости общественного труда |
воспитатели родители |
Чтение «Двое в ленляндии» Коми-пермяцкая сказка «Спи отдыхай», Просмотр мульфильма Л.Зубков «Сказка про лень», Р.н. сказка «Лень да Отеть». Беседа по пословицам. Экскурсия по д\с – люди разных профессий. Рисование «Если был бы я волшебник» |
2 неделя |
Альбомы «Трудовые будни родителей», Альбом «Стихи о людях труда и профессиях» |
||
11 |
Зависть и доброжелательство («Завидущие глаза не знают стыда»)
|
Формировать установки доброго отношения к окружающим людям, учит быть в мире с собой и другими людьми.
|
воспитатели родители |
С. Прокофьева «Про девочку Айку» Изготовление подарков своими руками дома для детей группы, в д\с для родителей. Акция «День подарков» Посадки растений на рассаду в цветник. |
3 неделя |
Праздник подарков
|
||
12
|
Послушание и упрямство («Кто кого любит, тот того и слушает»).
|
Формировать понимание безопасного существования в социуме, понимания чувства ответственности за других. Учить слышать товарища, старших, анализировать и выбирать безопасный стиль поведения по отношению к себе и другим |
воспитатели родители |
Просмотр мультфильма «Упрямый козленок» Чтение абхазской народной сказки «Глупое упрямство» Сочинение мини-сказок про послушание |
4 неделя |
Экран поведения, Создание мини-книжки «Сказки про послушание»
|
||
13 |
Прощение и обида («Тому тяжело, кто помнит зло»)
|
Воспитывать понимание, что нельзя обижать тех, кто рядом. Формировать уважение к окружающим людям. Учить просить прощение осознанно. А не по требованию взрослого |
воспитатели родители |
Беседа о христианском празднике «Прощенное воскресенье» Коммуникативная игра «Прошу прощения» Аппликация « Я прошу прощения» |
Март 1 неделя |
Стенд «Волшебная веточка вербы» |
||
14 |
Милосердие и жестокость («Жесток нрав не будет прав»)
|
Воспитывать понимание, что нельзя обижать тех кто рядом. Формировать уважение к окружающим людям. Учить просить прощение осознанно. А не по требованию взрослого |
воспитатели родители |
Чтение Толстой «Птичка» Андерсен «Соловей и роза»,
|
2 неделя |
Стенд «Волшебный цветок» |
||
15 |
Дружба и вражда ("Нет друга – так ищи, а нашел – береги" «Дружбу помни, а зло забывай» )
|
Воспитание дружелюбия, понимания необходимости заботится о других. Формирование знаний о том, кто является настоящим другом. |
воспитатели родители |
Беседа о друзьях. Рисование «Мой лучший друг», Развлечение «Когда мои друзья со мной» Мультфильм С. Прокофьева «Лучший друг», Чтение р.н. сказки «3 Ивана»
|
3 неделя |
Подборка стихов о дружбе. Конспект развлечения. |
||
16 |
Правда и ложь («Правда любит свет, а ложь тьму»: «Где правда, там и счастье» «За правду стой горой») |
Сравнить понятия, различать их. Приучать детей делиться с другими тем, что имеешь.
|
воспитатели родители |
Чтение произведение Н.Носова «Фантазеры» и др., Просмотр фильма Д.Родари «Джельсомино в стране лжецов» Рисование по прочитанным произведениям. |
2 неделя |
Выставка литературы по теме, подборка мультфильмов |
||
17 |
Ответственность |
Формировать у детей социально - значимых качеств личности таких как, ответственность. Формирование понимания содержания данных правил и принятия их как внутренне значимых.
|
воспитатели родители |
Чтение р.н. сказок«Гуси-лебеди», Про Иванушку – дурочка» Просмотр сказки Е.Шварца «Два брата». Акция «День порядка», Беседа «Самая ответственная профессия». Встреча с интересными людьми: с людьми отвечающими за здоровье и безопасность |
Апрель 1 неделя |
Экран самостоятельных дел – оценка родителями. |
||
18 |
Храбрый и трусливый |
Воспитывать понимание нравственных качеств, желание принимать их к себе , патриотизм, нравственное поведение. |
воспитатели родители, педагог-психолог |
Беседа «Вся храбрость – храбрость, вся ли трусость – трусость» Чтение произведений А.Гайдара «Мальчиш-кибальчиш», Мамин-Сибиряк «Заяц-хваста» Психологический практикум «Я не боюсь» |
2 неделя |
Стенд «Гора страха» |
||
19 |
Чистое сердце («Возлюби ближнего своего как самого себя») |
Формировать уважение к окружающим людям. Воспитание нравственных начал и желания применять их к себе, как личностно значимых. |
воспитатели родители |
Беседа «Что значит – чистое сердце». Придумывание мини-сказок. Рисование «Добрый мир» Оригами «Кораблик дружбы» Беседа «Кто сегодня самый добрый»
|
3 неделя |
Стенд «Наше чистое сердечко» |
||
20 |
Чувство товарищества (один в поле не воин) |
Формировать чувство коллективизма, умение заботиться о близких. Воспитывать умение договариваться, слышать мнение других и принимать их осознанно.
|
воспитатели родители |
Драматизация для малышей «Теремок», Посадки в цветник. Спортивные соревнования «Я, ты, он она – вместе дружная семья» |
4 неделя |
Коллаж «Земля – наш общий дом». Книжка «Мой друг» |
||
|
Месячник хороших поступков |
|||||||
21 |
Такие разные слова |
Формирование пониманий образных выражений. Воспитание у детей социально - значимых качеств личности таких как, нравственное поведение, общую культуру |
Воспитатели, родители |
Рисование «Непонятные словосочетания». - домашнее задание: обговорить образные словосочетания: нарисовать. Презентация «Непонятные словосочетания» |
Май 1 неделя |
Альбом «Такие разные слова» |
||
22 |
Любовь к близким |
Углубить понятие о добре и зле, развивать способность к сопереживанию, формировать установки доброго отношения к окружающим людям, учит быть в мире с собой и другими людьми.
|
Воспитатели, родители |
Рисование «моя семья». Беседа «Наша планета – наш общий дом». Акция «детский сад – зеленый сад» - с привлечением родителей (создание макета озеленения участка», его презентация, воплощение в реальность всей семьей) |
2 неделя |
Подарки близким |
||
23 |
Мы такие разные |
Воспитание толерантности как социально значимого качества. Научение детей правилам вежливости, доброты, милосердия |
Воспитатели, родители |
Беседа «Почему мы разные». Развлечение «Девчонки и мальчишки» Оригами «Журавлик мира». Чтение «артемка», Просмотр фильма В.Губарева «Королевство кривых зеркал» |
3 неделя |
Альбом «Здравствуйте, это я. Я не такой как все» |
||
24 |
«Если добрый ты» |
Выработка навыков самостоятельности в правильных нравственных поступках и мыслях. |
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель |
Разучивание песни «Если бы дети всей страны» Подготовка концерта и его проведение для малышей. Изготовление подарков дома и в д\с для других, не таких как мы |
4 неделя.
|
Экран доброты |
||
25 |
«Если бы дети всей страны» |
Продолжать учить детей применять нравственные принципы в реальности, адекватно и правильно оценивать свои поступки и поступки других. |
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель |
Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен. Праздник «детства» |
1 июня |
Конспект |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.