Тема урока: Добрый сказочник Чуковский.
«Телефон» 1 кл
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Дидактическая цель урока:
· продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К. Чуковский «Телефон»)
· формировать навыки чтения целыми словами;
· организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения
Планируемые результаты:
Предметные:
Учить инсценировать литературное произведение, основываясь на анализе выразительных средств.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания
коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; формировать умение выражать собственное отношение к герою в процессе инсценирования.
Учащиеся научатся: подбирать нужную
интонацию
и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения;
высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки
выразительного чтения стихотворений.
Учащиеся получат возможность научиться:
· работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;
· анализировать и отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для инсценирования литературного произведения;
· творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования;
· сотрудничать с одноклассниками и учителем, осуществлять взаимоконтроль.
Формы организации работы учащихся на уроке:
· фронтальная;
· индивидуальная;
· групповая;
Используемые технологии:
· Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
· ИКТ
· Элементы игровых технологий
Средства обучения и оборудование:
1.Учебник «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, часть II)
2.Выставка книг К.И.Чуковского.
3.Портрет К.И.Чуковского.
4.Карточки для планирования работы на уроке.
5. «Чудо-дерево» с предметами из сказок (мыло, градусник, воздушный шарик, мочалка, телефон, блюдце, спички, монета)
6.АРМ учителя (видео-сказка «Телефон»)
7.Карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации, клей, ручка.
8. Реквизит для инсценирования (шапочки-маски, телефоны).
9.Карточки для проведения рефлексии.
10.Светофорчики-смайлики для взаимооценки и самооценки.
Ход урока:
1.Оргмомент.
-эмоциональный настрой на урок:
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
(приветствуют гостей кивком головы)
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Тихо садитесь. Проверьте правильность посадки.
2.Сообщение темы урока. Целеполагание.
-Сейчас у нас с вами урок литературного чтения, и я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.
а)Обзор выставки книг:
Мои
дорогие девчонки, мальчишки,
Пока не берите тетрадки и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку –
Я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор ее вы ответите хором,
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы по обложке названье прочтите
И мненье свое от других не таите.
На выставке представлены книги:
Вот «Путаница», «Телефон», «Айболит» и «Тараканище»,
Рядом стоит «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Крокодил» и «Бармалей».
А кто же написал всё – ответьте скорей.
Конечно же это – ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ.
(На доске записана тема урока «Добрый сказочник Корней Чуковский»; портрет писателя, выставка книг)
б)Постановка темы, целей урока:
- А это значит, что нас с вами ждет встреча с произведениями (дети читают с доски) доброго сказочника Корнея Чуковского.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке?
- Для чего вам это нужно?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К.Чуковского, почитаем, услышим и увидим его произведения.
3.Планирование урока.
- Чтобы достичь поставленной цели, давайте с вами вместе спланируем наш урок. Выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку:
· Повторение изученного.
· Письмо.
· Решение примеров.
· Знакомство с новым произведением.
· Отжимание.
· Чтение и выполнение заданий к тексту.
· Подведём итоги.
- Будьте внимательны при выборе карточки помните, что у нас урок чтения.
3.Актуализация знаний обучающихся.
1)Повторение и расширение биографических знаний обучающихся:
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
(Ответы детей: Чуковский – псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Он много произведений написал для взрослых, писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Но больше всего его знают как автора сказок и стихов для детей. Его книги веселые и добрые, похожи на игру)
- А вот сказочником Корней Иванович стал совершенно случайно. В его семье было четверо детей. Заболел его маленький сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.
А однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
2)Игра «Чудо-дерево»
- Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
-Этими строчками начинается его забавное стихотворение «Чудо-дерево».
У нас в классе тоже выросло необычное дерево, а растут на нем разные предметы, которые принадлежат его сказочным героям. Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.
(На дереве висят разные предметы; дети называют, из какой они сказки)
1. Воздушный шарик (”Тараканище”: А за ним комарики на воздушном шарике…)
2. Мыло, мочалка (“Мойдодыр»: Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса, и юлило, и мылило, и кусало, как оса…)
3. Блюдце (“Федорино горе”: А за ними блюдца…)
4. Градусник (“Айболит”: И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам, и всем по порядку даёт шоколадку, и ставит и ставит им градусники…)
5. Денежка (Муха-Цокотуха”: Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... )
6. Спички. («Путаница»: А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...)
- Молодцы, ребята! Среди вас действительно есть настоящие знатоки сказок дедушки Корнея!
- Вы трудились не на шутку, проведем физкультминутку!
4.Физкультминутка:
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
5.Работа над сказкой «Телефон»
1)Подготовка к восприятию сказки «Телефон»
- На нашем чудо-дереве остался еще один предмет:
Загадка:
По краям коробочки
Разместились кнопочки.
Ну, а рядом – в уголке –
Ручка с трубкой на шнурке.
Быстро кнопки нажимаю,
Трубку к уху приставляю,
И не бью баклуши я,
Я –
говорю и слушаю. (Телефон.)
- Из
какой сказки этот предмет? ( «Телефон»)
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
А вот что в этой сказке было дальше, мы сейчас с вами узнаем.
2) Просмотр видеосказки «Телефон» (4 мин.)
3)Первичная проверка понимания.
─ Понравилась ли вам сказка?
─ Что особенно запомнилось?
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
4)Самостоятельное чтение обучающимися сказки К.И.Чуковского «Телефон» (вполголоса).
(Учебник «Литературное чтение»: стр.17-20)
5)Проверка самостоятельной работы с текстом - работа в группах.
Правила работы в группе:
1. Умей договариваться;
2. Не перебивай друг друга;
3. Не кричать;
4. Принимать общее решение;
5. Не сердиться, не обижаться.
- Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки «в замочек».
· Задание для 1-й группы:
Инсценирование отрывка сказки «Телефон»
Подготовка к инсценированию отрывка сказки «Телефон» (стр.17-18):
-Чтение отрывка;
-Распределение ролей (шапочки-маски героев сказки);
-Упражнение в чтении по ролям;
· Задание для 2-й группы:
Составление правил общения по телефону.
- В сказке звери разговаривают с автором по телефону.
- Учат ли они нас правильному общению по телефону?
Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно проанализировать и вписать подходящее по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните по _________(пустякам)
2.Звоните только по _____________(важным )вопросам.
3.___________ (Внимательно) слушайте собеседника.
4. Используйте в разговоре __________ (вежливые) слова.
· Задание для 3-й группы:
Игра «О чем просили звонившие?»
- Почему сказка называется «Телефон»? О чем просили звери?
-Рядом с героями сказки «Телефон» прикрепить карточку с их просьбами:
слон калоши
крокодил перчатки
зайчатки шоколад
мартышки «му да му»
медведь книжки
цапли карусели
свинья капли
газель соловья
кенгуру бегемот
носорог Мойдодыр
· Задание для 4-й группы:
Творческая работа - оформление обложки книги.
- Обратите внимание на красочное оформление книг. Вам нравится оформление?
- Сейчас вы тоже будете в роли оформителей. Вам предстоит оформить обложку книги, используя подходящие иллюстрации и надписи.
6.Проверка выполненной работы в группах.
1) Модель обложки к сказке «Телефон» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
2)Игра «О чем просили звонившие?» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
3)Правила общения по телефону (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
4)Инсценирование отрывка сказки (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
7.Подведение итогов урока.
-Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. В свободное время вы можете почитать книги с нашей выставки и выполнить рисунки для книжки-самоделки, ведь обложка у нас с вами уже есть.
Рефлексия содержания учебного материала:
-Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план?
- Какие цели мы ставили перед нашим уроком?
- Удалось вам достичь поставленной цели?
- Чем вам запомнился этот урок?
- Что нового вы унесёте с собой?
- Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить за работу на уроке?
Продолжите предложения:
|
научился…
попробую…
удивился…
понял, что…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.