«ДОБРЫМ ЖИТЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ РАДОСТНО»
Цель:
· способствовать усвоению понятии: "доброта", "чуткость", "милосердие", "гуманность", "альтруизм", а также развитию нравственного самопознания.
Воспитатель: Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Когда я в анкете задала вам вопрос о том, какие качества вы больше всего цените в людях, то большинство из вас перечислили такие качества, как доброжелательность, доброту, нежность. Какого человека можно назвать добрым? Давайте устроим мини-соревнования и в командах (по рядам) выполните следующие мои задания:
1. Приведите слова, близкие по значению к слову "добрый", "доброта" (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Добавьте к этому списку менее распространенные слова (доброжелательный, милосердный, гуманный). Давайте все их занесем в этический словарь, помогайте составлять определение этих слов:
ü Отзывчивость - готовность прийти к человеку на помощь;
ü Чуткость - умение остро сопереживать радость и печаль окружающих;
ü Альтуризм - бескорыстная забота о благе других людей;
ü Гуманизм - признание ценности человека как личности, гуманность — человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
А теперь расположите в столбец перечисленные понятия (альтруизм, гуманность, чуткость, отзывчивость, доброта) и напротив запишите слова с противоположным значением.
ü Доброжелательность - желание другим добра (при помощи слова "пожалуйста" — игра). Чтобы вам легче было выполнять предыдущие задания, давайте вместе проанализируем две ситуации.
Ситуация № 1
Было это в лагере под Москвой. Ребята вышли на лесную полянку и развлекались, кто, как: гоняли мяч по траве, в бадминтон играли, бегали друг за другом. А один мальчик сидел на пеньке и читал книжку. Вдруг кто-то заметил белку на вершине одиноко стоявшей сосны. В одну секунду ребята с криком окружили дерево. Полетели вверх шишки, камни, комья земли. Белка в ужасе заметалась с ветки на ветку... Тогда мальчик встал, положил свою книжку и пошел к ребятам. Он стал уговаривать их прекратить "охоту" и, что удивительно, уговорил. Белку оставили в покое, а мальчик вернулся своему пеньку. Но книжкой его уже завладели девчонки. Они перелистывали ее, разглядывали картинки и не спешили вернуть владельцу. А он терпеливо ждал. Вдруг из книжки выпало перышко. Маленькое серое перышко с черными крапинками. Должно быть, от цесарки, а может быть, от другой какой птички. Мальчик бросился к перышку, но одна девочка уже подхватила его, подняла, дунула снизу, и перышко легко, как пушинка, взлетело кверху. Его закрутило ветерком и понесло в сторону. Мальчик побежал за перышком, но девочки опередили его и перышко снова взлетело в воздух.
— Отдайте! — крикнул мальчик. — Отдайте, пожалуйста. Но девочки не слушали его. Они продолжали играть. И вдруг у той самой сосны, на которой сидела перепуганная белка, перышко излетело повыше, к самой кроне, и запуталось там, в иглах хвои. Девочки со смехом разбежались, а мальчик так и остался под деревом. Он не плакал. Нет. Он просто смотрел на свое перышко, и по всему было видно, что потеря эта для него тяжела. Тут подошел к нему парень в шортах. Он тоже глянул вверх, ловко сплюнул в сторону и сказал:
— Чего стоишь, как при стукнутый? Подумаешь, ценность, какая?
— Это мне мама прислала из экспедиции, на память, — грустно сказал мальчик.
— На память, — передразнил парень. — Хочешь, я тебе петуха обдеру на память? Мужиком надо быть, а не маменькиным сынком. Вопросы:
— Какие стороны характера проявились в поведении девочек?
— Прав ли был парень в шортах, пристыдив мальчика?
Ситуация № 2
В нашу мальчишескую компанию на лето приезжал один мальчик из Петербурга. Он немного был старше, обладал, как нам казалось, безукоризненными манерами и на несколько месяцев обычно воцарялся нас; авторитет его был непререкаемым. Он носил ослепительно чистые, отглаженные рубашки и носовые платки. Однажды мы вышли прогуляться всей компанией. Вадим был настроен агрессивно. Какой-то паренек шел нам навстречу. Вадим, сейчас уже не помню почему, придрался к нему, тот оказался неробкого десятка. И тогда Вадим ударил его, сбил с ног и еще раз ударил лежащего кованым ботинком по голове. "Разделайте его, ребята", — приказал он нам. Как вы маете, чем закончилась эта история? А дальше... Некоторые ребята (неплохие причем) послушно бросились выполнять его распоряжение. Правда, компания наша после этого вскоре распалась, а Вадима я больше не встречал.
ü Как вы относитесь к поступку Вадима?
ü Какие качества сочетаются в его личности?
ü Как вы оцениваете поведение других ребят?
ü Как поступили бы ребята вашего класса в подобной ситуации?
А теперь запишите те задания, на которые вы ответите дома:
В письменном виде приведите хорошо известные вам примеры:
1. Доброго дела, свидетелем которого ты был.
2. Проявленного кем-то из твоих друзей или знакомых сострадания по отношению к другому.
3. Проявленной кем-то из окружающих терпимости по отношению к ближнему.
4. Совершенного кем-то бескорыстного поступка.
5. Поступка по борьбе со злом, сделанного известным тебе человеком.
Устно ответьте на вопросы:
ü Сколько раз и кому ты уступил дорогу?
ü Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, проявил участие, показал дорогу)?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.