ДОКДАД "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"
Оценка 4.6

ДОКДАД "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

Оценка 4.6
docx
11.02.2022
ДОКДАД "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"
Роменская А.Г.Доклад.docx

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

В.А. Маяцкая, канд. пед. наук,

ГБУ ДПО  СКИРО ПК и ПРО

 

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Учитывая социальный заказ, законодательная база российского образования  утвердила основные приоритеты и цели всех ступеней образования.

В ст. 10 п. 7. Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ <…>» [3]. В национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. отмечается, что «приоритетной задачей системы образования является: непрерывность образования в течение жизни человека, <…> преемственность различных уровней и ступеней <…>» [2]. ФГОС НОО и ФГОС ООО - это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной [4,5].

Таким образом, нормативно-правовое регулирование преемственности начального и основного (общего) образования в условиях динамично меняющегося мира обеспечивает последовательную реализацию преемственности образовательного процесса на всех его этапах.

При переходе от начального к общему образованию преемственные связи должны осуществляться на уровне целей и задач, содержания образования, организационных форм и планируемых результатов.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Перевод из младшей школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Одной из важных отличительных характеристик ФГОС НОО и ФГОС ООО является  ведущий вид деятельности обучающихся, что неизбежно ведет за собой смену отношений на уровнях учитель-ученик, ученик - ученик, ученик-родитель, учитель-родитель.

 В начальной школе - это учебная деятельность детей, структурными компонентами которой являются: учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебные действия и операции, действия контроля и действия оценки (по В.В. Давыдову).

Систематическое осуществление учебной деятельности способствует сформированности у младшего школьника способов деятельности по  самоизменению себя как субъекта. Это, в свою очередь, будет являться предпосылкой и основой успешной  адаптации обучающихся в 5 классе.

В понимании В.В. Давыдова учебная деятельность представляет собой «один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия» [1]. Иными словами, учебную деятельность надо понимать как деятельность по самоизменению субъекта.

В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Хоть актуальность ее по-прежнему сохраняется, и подросток все еще является школьником. Основным противоречием подросткового периода является настойчивое желание подростка получить признание своей личности взрослыми при отсутствии действительной возможности утвердиться среди них. По мнению  Д.Б. Эльконина, ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками.

По мнению К.Н. Поливановой ведущей деятельностью подростка является проектная деятельность. Она служит основой для реализации авторского действия подростков.

Таким образом, переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.

Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа, от первого до выпускного класса, и целенаправленно работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды. При этом, учителя-предметники должны  действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства.

В основе стандартов НОО и ООО лежит системно - деятельностный подход, в котором на первый план выступает проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает:

Ø воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

Ø переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования,

Ø ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта

Ø признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса

Ø обеспечение преемственности начального и основного (обшего образования).

Выделим следующие системообразующие подходы к проектированию и реализации образовательного процесса, которые обеспечивают успешный процесс познания обучающихся на каждой возрастной ступени:

Ø деятельностный (постановка учебных задач; основанная на потребностях обучающихся, привлечение обучающихся к информационной дея­тельности на всех учебных предметах, практическая направленность и ориентиро­вка на создание информационных задач,  основана на активных методах обучения);

Ø системный (реализация принципов итегративности и непрерывности );

Ø аксиологический (ценностные установки, ценностные отношения, развитие оценочной  сферы личности);

Ø компетентностный (исследовательский  и практико-преобразовательный  характер);

Ø развивающий (создание обстановки доброжелательности, свободы и понимания,  субъектная позиция учителя)

Таким образом, реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося, сформированности умения учиться как фундаментального новообразования, направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Литература:

1.                 Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

2.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

3.                 Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.

5.                 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО)

Таким образом, нормативно-правовое регулирование преемственности начального и основного (общего) образования в условиях динамично меняющегося мира обеспечивает последовательную реализацию преемственности образовательного процесса на всех его этапах

Таким образом, нормативно-правовое регулирование преемственности начального и основного (общего) образования в условиях динамично меняющегося мира обеспечивает последовательную реализацию преемственности образовательного процесса на всех его этапах

Это, в свою очередь, будет являться предпосылкой и основой успешной адаптации обучающихся в 5 классе

Это, в свою очередь, будет являться предпосылкой и основой успешной адаптации обучающихся в 5 классе

В основе стандартов НОО и ООО лежит системно - деятельностный подход, в котором на первый план выступает проблема самоопределения ученика в учебном процессе

В основе стандартов НОО и ООО лежит системно - деятельностный подход, в котором на первый план выступает проблема самоопределения ученика в учебном процессе

Таким образом, р еализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода…

Таким образом, р еализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022