Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
математика
Все классы
23.09.2018
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
• В первом классе – до 1 часа;
• Во втором классе – до 1,5 часа;
• В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
• В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
• В седьмом классе – до 3 часов;
• В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
• В первом классе – до 1 часа;
• Во втором классе – до 1,5 часа;
• В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
• В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
• В седьмом классе – до 3 часов;
• В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
доклад Дом задание.doc
«Организация самостоятельной работы
при выполнении домашних заданий»
Подготовила: учитель математики Пархоменко Г.А.
2018 г. В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому
просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из
главенствующих позиций в методике преподавания.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее,
если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке
при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно
подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием
нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся
убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если
первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая
работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые
необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно
только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и
успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников,
пожалуй, самое трудное звено в учебновоспитательном процессе. Многие стороны этой
проблемы требуют самого пристального внимания.
Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения
в примерных пределах:
В первом классе – до 1 часа;
Во втором классе – до 1,5 часа;
В третьемчетвёртом классах – до 2 часов;
В пятомшестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом классе – до 3 часов;
В восьмомодиннадцатом классах – до 4 часов.
Однако фактическая учебная нагрузка особенно, в гимназических классах, в начальной
школе вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9–10 часов в день, а в
средней школе ещё больше.
Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая
распространённость и выраженность нервнопсихических нарушений, большая
утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более
низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной
физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений
зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов
пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в
хронические. Многие исследователи, рассматривая пути преодоления перегрузок, главное внимание
уделяют вооружению всех учащихся общими учебными умениями и навыками. Их
формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству
предметов.
Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к
их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и
недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный
тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования
учебновоспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего
задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока.
Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания.
Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением
домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом,
самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием
домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в
школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и
последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они
состоят?
Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством
углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится
прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких
упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей
учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь
контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции
в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к
упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть
копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне,
в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может
вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться
только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание –
прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного
руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно
познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно
важно то, что самостоятельность в учебнопознавательной деятельности является
условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних
условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее
эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя»,
вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы,
активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать
творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский
писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены
пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается
творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся
начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к
энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В
среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются,
появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем
школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль
домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные
возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней
работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебнопрофессиональные интересы,
склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатых классах.
Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения
индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также
очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и
самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками,
развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой
деятельности – всё это является условиями формирования потребности в
самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество
выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом
младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы,
значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части
единого учебновоспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся
класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного
ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей
на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое
– то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы
«Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на
различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на
продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают
учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания
целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на
«сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая
реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных
заданий.
Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения,
например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади,
равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок
индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник,
другие – дватри или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся
носит поисковый характер.
Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора
любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с
дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких
заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из
арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у
учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней
работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что
рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на
несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ
По содержанию
По виду деятельности
По уровню оформления
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7
чел)
4. Групповая (10–15 чел)
5. Коллективная
1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Макет,
модель
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
9. Исследование
10. Эссе
11. ...
1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы,
таблицы…):
– файллист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка»;
– и т. д.
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки. 5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то
проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие
разнообразные формы проверки, но преобладающей всётаки остаётся фронтальная
проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на
проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске.
Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому
проведение взаимопроверки, вопервых, носит воспитательный характер, а, вовторых,
повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной
самооценки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала
Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован
учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки
дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие
систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь
выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль
учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы
учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале
путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую
быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всётаки чтото не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя.
Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на
черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно
до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо
нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого
предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на
то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь
обычным «не понял», «не сумел».
Ни в коем случае не спешите на помощь без необходимости. Если вы возьмете
выполнение домашних заданий на себя, ребенок никогда не научится работать
самостоятельно. Лучше подбодрите его: <Иногда чтото кажется таким трудным, а потом
вдруг все начинает получаться. Ты просто попробуй!> Пусть ребенок подробно объяснит,
что ему задано: часто при этом он сам находит решение. Если нет, подскажите первый шаг
или приведите соответствующий пример, чтобы направить ребенка. Ошибки сами не
исправляйте, лучше скажите: <Ты допустил ошибку, посчитайка еще раз>. Потому что
ошибки, найденные самостоятельно, в глазах учеников вовсе не считаются настоящими
ошибками Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите
записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей
среагируют адекватно.
Время, наиболее подходящее для выполнения домашних заданий. Это время зависит от
многих факторов: и от того, есть ли у ребенка какието другие занятия, и от того, когда его умственная деятельность наиболее эффективна. Не надо заниматься домашней работой на
голодный желудок, но и сразу после обеда тоже не стоит. Лучше всего дать ребенку
немного отдохнуть. Работоспособность человека после обеда понижается и полностью
восстанавливается только к пятнадцати часам. Получается, что это вроде бы и есть самое
подходяще время для выполнения домашних заданий. Однако, как правило, именно в это
время раздается звонок в дверь – друзья вашего ребенка зовут его поиграть. Поэтому будет
разумнее, если ученик сначала сделает домашние задания, тогда во второй половине дня он
будет свободен и может заниматься своими делами. Сколько времени должно занимать
выполнение домашних заданий? Если кажется, что ребенок сидит над уроками слишком
долго, нужно поговорить на эту тему с другими родителями. Если и у других учеников из
класса, в котором учится ребенок, домашние задания отнимают много времени, этот
вопрос можно поднять на родительском собрании.
Наиболее подходящее место для выполнения домашних заданий. Оно там, где ребенок
может сосредоточиться, где под рукой все рабочие материалы и вокруг нет ничего
мешающего или отвлекающего. У некоторых детей таким местом является обеденный стол
на кухне, у других – письменный в собственной комнате.
Если ребенок сделал домашнее задание “некрасиво”… С помарками и многочисленными
исправлениями, не надо настаивать на том, чтобы он все переписал, пользы от этого мало.
Ведь, если он, всетаки, пришел к правильному решению, значит, усвоил материал,
разобрался в нем, а это намного важнее, чем внешний вид работы. Пусть даже оценку ему
за это снизят.
Технология домашнего задания: место домашних заданий в системе других форм учебной
деятельности, требования к ним, их цели, виды и уровни, представлены достоинства и
недостатки таких заданий, психологопедагогические требования, приемы выполнения
домашних заданий. Особое место в данном докладе было уделено рекомендациям
родителям по организации помощи детям при выполнении домашних заданий. Умение
правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают
возможность ученику развивать ответственность и самостоятельность, а учителю – видеть
индивидуальные способности учеников. Как говорил К.Д. Ушинский: Домашнее задание
должно быть посильным; домашнее задание не должно быть большим по объему;
домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не начнут
работать самостоятельно. Традиционно, требования к домашним заданиям не учитывали
личные способности учеников, т.е. домашняя работа должна быть небольшой, более
простой и понятной, чем та учебная работа, которая проводится в классе, всякое домашнее
задание должно быть проверено учителем. Тогда как современные требования это: ∙
домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления
учащихся, т.е. необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с
материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность
проявить изобретательность. Домашние задания не должны быть однообразными и
шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, т.к. ученик,
хорошо овладевший способом решения отдельных примеров и задач, вынужден в таком
случае снова решать ставшие ему известными задачи и примеры.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
1. Выяснена важность и необходимость использования домашних заданий в процессе
обучения т.к. они способствуют полноценному усвоению и запоминанию изложенного на уроке материала, формированию самостоятельности, планированию своего времени.
Другими словами, домашние задания имеют важное значение для формирования у
учащихся навыков самостоятельного умственного труда и самообразования, чувства
ответственности за порученное дело.
2. Описаны цели (усвоение фактического материала, усвоение знаний в системе,
формирование обобщения, применение знаний, контроль знаний учащихся, нравственное
воспитание учащихся), виды (основанные на развитии знаний, умений и навыков, и виды,
направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные
особенности учеников) и уровни домашних заданий (обязательный минимум,
тренировочный уровень и творческое задание) и определены их достоинства и недостатки.
3. Раскрыты психологопедагогические требования к домашним заданиям, такие как ∙
следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько
раз в течение некоторого времени, ∙ домашние задания необходимо выполнять в день их
получения, ∙ выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами, ∙ нужно
создать психологический настрой на аккуратное выполнение и прочное усвоение
изученного материала домашних заданий.
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения
домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Докдад«Организация самостоятельной работы при выполнении домашних заданий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.