МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.СПУТНИК
МОЖАЙСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на РМО
учителей начальных классов
на тему:
« ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Подготовила:
Мельникова Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МОУ- СОШ пос. Спутник
2018 г.
Аннотация: в моей работе рассмотрена проблема обучения младших школьников чтению и письму. Отражены основные особенности и составляющие части смыслового чтения. Обобщен практический опыт применения различные приемы обучения детей смысловому чтению. Приведены этапы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: смысловое чтение, младший школьный возраст, универсальные учебные действия.
За последние 70 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два–три раза. А определенные функциональные возможности ребенка младшего школьного возраста остались теми же. Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:
- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
- слабость анализа и синтеза прочитанного;
- зависимость от небольшого жизненного опыта;
- яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
- преобладание интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; - преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Ребенок может прочесть книгу, но критически отнестись к ее содержанию не может.
В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий;
- очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования;
- дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания;
- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера.
Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей смысловому чтению.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста. Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий (УУД): - в личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Какова же методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим?
Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В третьих, необходимо уделять достаточное внимание и чтению про себя.
Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
1 этап: Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов:
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают ил- люстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
3. Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл.
Предтекстовые приемы, которые использую перед прочтением текста:
1. Оценка текста.
2. Отсроченная отгадка
3. Ассоциации.
4. Обращение к жизненному опыту.
5. Чтение с остановками.
6. Антиципация.
7. «Дерево предсказаний».
8. Верите ли вы?
Один из приемов «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.
Алгоритм работы с приемом «дерево предсказаний»:
I. Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
II. Ветви дерева – это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно, …»; «Вероятно, …». Количество ветвей не ограничено.
III. Листья дерева – обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
Примеры работы с приемом «Дерево предсказаний». Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения.
В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные пред положения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
2 этап: Работа с текстом во время чтения.
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. В своей работе использую такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2–3 предложения) с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом тек- ста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фраг- мента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Приемы, используемые мною при работе с текстом:
1. Ключевые слова.
2. Прием драматизации.
3. Фишбоун.
4. Моделирование обложки.
5. Составление плана.
6. Кластер.
7. Составление схемы произведения
8. Диалог с автором.
3 этап: Работа с текстом после чтения.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»):
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента? Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, ка- кое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма).
4. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3–4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно.
5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской де- ятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художе- ственной формы).
Послетекстовые приемы работы:
1. Толстые и тонкие вопросы.
2. Синквейн.
3. Аннотация.
4. Составление/ разгадывание кроссворда.
5. Пересказ.
6. Чтение по ролям.
7. «Ромашка вопросов».
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно по- пулярна в мире современного образования.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов:
1.Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие- то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто ис- пользуют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при прове- дении терминологических диктантов и т. д.
2. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты гово- ришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление чело- веку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что ска- зал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сооб- щении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы услов- ности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы…?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет…?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему … хорошо, а … плохо?», «Чем … отличается от другого?» и т. д.
6. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимо- связи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в
обычной жизни можете…?», «Как бы вы поступили на месте героя рас- сказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрас- тов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Используя «Ромашку вопросов» в младших клас- сах, я оставляю визуальное оформление. Детям нравится формулировать во- просы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Список литературы
1. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 67–72.
2. Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №7. – С. 24–26.
3. Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/ 6027_derevo_predskazaniy (дата обращения: 31.03.2017).
4. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Наука становления личности средствами чтения – общения: Слов.-справочник. – М.: Школа России, 2011. – 103 с.
5. Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategiichteniya/677-romashka-bluma-ili-romashka-voprosov (дата обращения: 31.03.2017).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.