Доклад " Привлечение молодежи к чтению посредством организации новых форматов проведения свободного времени"

  • Педсоветы
  • docx
  • 13.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад " Привлечение молодежи к чтению посредством организации новых форматов проведения свободного времени"предназначен для учителей чтения, литературы, воспитателей. Здесь рассмотрены новые подходы к привлечению молодежи к чтению. Представлен практический опыт работы воспитателя по данной теме
Иконка файла материала Доклад на педсовет мой.docx

Тема: Привлечение молодежи к чтению посредством организации новых форматов проведения свободного времени

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

В.А. Сухомлинский

         Литература – неисчерпаемый источник знаний, она открывает мир, расширяет сознание, стимулирует воображение, формирует нравственные, моральные, духовные и эстетические качества.

           В последнее время происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков, в семьях почти прекратилось совместное чтение и обсуждение книг с детьми. А ведь, с одной стороны, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. С другой стороны, именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребенком и книгой являются родители. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Если взрослые сами не читают книг, ссылаясь на занятость и работу, то требовать от ребенка регулярного чтения бессмысленно. Современные дети проводят время с гаджетами, освобождая родителей от воспитательной работы.

      В условиях современного общества жизнь человека протекает в очень быстром ритме. Когда у нас появляется свободное время, оно ценится на вес золота. Поэтому проблема правильной организации свободного времени является актуальной как для школьников, так и для взрослого населения.     Константин Дмитриевич Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал о том, что если человек не знает, что ему делать в часы своего досуга, то у него «портится» голова, сердце и нравственность».

     Как привить ребенку любовь к чтению и вырастить разносторонне развитую, успешную личность? Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Кто же должен приобщать детей к чтению? Конечно же родители, воспитатели, библиотекари и педагоги.  

      Есть на свете место, где, кажется, замирает само время и всё дышит покоем и умиротворением – это библиотека. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки. Библиотека – это не только хранилище книг, но и фундамент, на котором строится культура нации. Возможности библиотеки в целенаправленном руководстве детским чтением уникальны, здесь собрано богатство книг. Библиотека ориентирована на конкретного человека, имеет обратную связь с каждым читателем и результатами его читательской деятельности.  В моей работе библиотека играет большую роль помощника и стимулятора интереса к чтению. В настоящее время, когда современные дети читают все меньше, особенно важно, чтобы книга стала добрым другом ребенка, его мудрым наставником. Главное для библиотекаря и педагога – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки. Воспитать в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Испокон веков книга растит человека, помогает найти ответы на волнующие его вопросы или просто даёт ему удовольствие. Любовь к книге – это верный, проверенный опыт познания и развития личности. 

      Как привлечь детей к чтению книг? Как выйти из этой нелегкой ситуации? Как возродить интерес к живому слову писателей и поэтов? Это основные вопросы сегодняшнего образования. Ведь от умения работать с книгой зависит успех изучения всех предметов. Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечением. Существуют разные способы приобщения детей к чтению.

       Одна из главных задач моей педагогической деятельности:

•        воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.  

    Свою работу строю на основе тесного взаимодействие с библиотекой.

        Предлагаю вам свой опыт работы и сотрудничества с библиотекой в рамках нашей группы. Своё тесное сотрудничество со школьной и городской библиотекой (филиалом №12) мы начали с 1 класса. Совместно с библиотекарями составляется план на год. Мной разработана система работы, которая отражена в рабочей программе воспитания. Многолетний опыт работы, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:

Формы работы таковы:

•        Организация в библиотеке «творческого чтения», цель которого не только привлечь ребят в библиотеку, научить их работать с книгой;

•        осуществление совместных проектов, мероприятий, акций

•        разработка перечня литературы для внеклассных чтений;

•        тематические книжные выставки,

•        презентации книг,

•        проведение литературных игр

•        библиотечные и информационные часы,

•        организация энциклопедических часов.

          Мероприятия, выставки, мастер-классы – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, побуждает многих людей обращаться к литературным источникам. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволяют мне активировать читательскую и творческую заинтересованность учащихся, делают чтение и книгу привлекательной и актуальной для наших ребят. Регулярные посещения библиотеки, способствуют развитию читательского интереса, и прежде всего формируют сначала привычку посещать библиотеку, а потом любознательность. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.    

            Образовательная и воспитательная функция школьной библиотеки ориентирована на формирование информационно-библиографической культуры школьников. Я всегда стремлюсь, чтобы время, проведённое в библиотеке, было интересным, и занимательным. Это библиотечные часы, викторины, праздники, информационные часы, энциклопедические часы. Среди разных мероприятий, особое место занимают литературные викторины. Основная задача викторины в игровой форме привлечь учащихся к более внимательному чтению изучаемой литературы. В рамках «недели детской книги» учащимся предоставлены викторины «Г.Х. Андерсен и его сказки», «Литературные забавы», викторина «Наш земляк - П.Г. Аматуни» и др. Задания к викторинам разрабатывались и оформлялись учетом особенностей контингента детей, как в традиционном формате, так и в электронном виде, в форме презентации.

         На занятиях в библиотеке, детьми хорошо воспринимаются библиографические обзоры, рассказы о книгах: все мероприятия, которые проводятся в библиотеке, содержат дополнительную или внешкольную информацию. Как правило, беседы дополняются просмотром видеофильмов (художественных и образовательных) прослушиванием дисков, просмотром презентаций. Это позволяет дать максимальную информацию, которая лучше усваивается в условиях информационной комфортности.  Книга и чтение используются как один из способов выхода из духовного кризиса. Дети с интересом слушают чтение педагога и читают книги, в которых рассказывается об их сверстниках во время войны, например, книга «География ВОВ в лицах», которую наши ребята всегда охотно читают.

        Конечно, привлечь к чтению в ходе какой-то компании волевым путём невозможно: заставить читать трудно, а заразить чтением можно через интерес, увлечённость и взаимопонимание. Эта работа в моей группе ведется регулярно, систематически. В рамках патриотического воспитания делаю обзорные выставки книг о войне в классе, привлекаю учащихся к чтению предложенных книг с выставки, стараюсь привлечь их внимание к историческим событиям того времени. Ребята охотно читают стихи, рассказы и воспоминания о войне.

        В сегодняшнем мире становится всё более очевидным, чтобы быть умным, эрудированным, чтение обязательное слагаемое жизненного успеха. Продвижение книги, чтения основное направление в деятельности каждой библиотеки и педагога. Я считаю, что одним из эффективных способов решения проблемы отсутствия интереса к чтению,  является использование активных форм проведения внеклассных занятий, которые помогают мне заинтересовывать учеников процессом чтения, вырабатывать потребность у юного человека читать разные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, обогащать словарный запас.

       Чтобы привлечь детей к чтению книг во внеурочной деятельности использую следующие формы: участие в акциях, посвященных знакомству с книгами, тематических выставках, неделях чтения, в конкурсах на лучшее прочтение стихотворения, сказки, знакомство с творчеством поэтов и писателей родного края. Практическим выходом из поставленной проблемы является организованные мной мероприятия по внеклассному чтению для учащихся моей группы. Мной проводятся занятия на которых ребята знакомятся с биографиями русских и зарубежных писателей и творчеством поэтов и писателей нашего Донского края. Во время цикла занятий «Когда приходит вдохновение» учащиеся познакомились с биографиями и творчеством поэтов нашего края. Каково же было удивление ребят, когда знакомясь с книгой, они увидели знакомую фамилию поэта – Стрельцова Фатима Магомедовна! Это было настоящее открытие! На внеклассном мероприятии «Волшебный мир Петрония Гая Аматуни» учащиеся познакомились с биографией и творчеством нашего земляка Петрония Гая Аматуни. Ребята, изучив материалы, охотно прочли одну из сказок П.Г. Аматуни и  выполнили творческое  задание, в котором ребятам предлагалось самим придумать новую сказку, используя персонажей и героев сказки – шутки «Чао». Обучающиеся успешно справились с заданием, написав уже другую историю, которую нам навеял П. Г. Аматуни. На этих занятиях учащихся особенно удивляет, что поэты и писатели могут жить рядом с нами, и мы можем быть с ними знакомы.       

         В своей практике я использую элементы «Буккроссинга».  Что такое буккроссинг?  «Буккроссинг» (англ. BookCrossing) -  в переводе с английского дословно - «перемещение книг», или книговорот. Буккро́ссинг— хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей.  Цель «Буккроссинга»: пропаганда чтения, повышение интереса к чтению, к книгам. Сюда можно и нужно привлекать родителей.  

      Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия: «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга – принести прочитанную книгу к нам, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей. Суть буккроссинга проста – человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу берет и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое – и так далее. Библиотекарь филиала №12 любезно согласилась принять участие в нашем эксперименте по перемещению книг. Идея очень простая –- прочитал книгу сам - передай другому. Раньше библиотекарь предлагал учащемуся книгу, которую  прочесть.  А самые интересные книги, которые находились в читальном зале никогда не выдавались на руки. Сегодня, мы с ребятами приходя в библиотеку выбираем книги сами. Книги из читального зала тоже можно взять с собой и спокойно читать в классе, когда есть свободное время. Ребятам идея «Буккроссинга» очень понравилась, и они с удовольствием читают разные книги, произведения, передавая их друг другу.  У нас в классе могут взять книги учащиеся разных классов, на свой вкус.  Книги должны читаться, а не стоять на полках! Отпуская книгу на волю, вы даете ей жизнь! Каждая «отпущенная» нами  книга может сделать вас счастливее и изменить вашу жизнь! Все желающие также могут пополнить наши полки своими книгами, чтобы «отпустить их на волю.

       Основное место общения любителей этой формы книгообмена – сайт международного движения буккросинг -  bookcrossing.com. Здесь можно найти описание самого процесса буккроссинга и поучаствовать в процессе превращения всего мира в «огромную библиотеку».

          Сниженная   успеваемость ребенка на разных этапах обучения объясняется не только состоянием его интеллекта, а также наличием специфических нарушений чтения и письма. Нарушения чтения — дислексия — может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии — нарушение письменной речи. Примерно у 70% обучающихся 7- х классов нашей школы - интерната диагностированы эти нарушения. Позволю себе напомнить как выглядит дислексия

        Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов. На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально. Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте. Поэтому дети не могут пока научиться хорошо, бегло читать. Отсюда проблемы с запоминанием текстов.

          Коррекция дисграфии и дислексии у детей направлена в первую очередь на нормализацию процессов анализа и синтеза письменных элементов – от отдельных букв до целых предложений. Самые различные дисграфические и дислексические нарушения у школьников можно предупреждать и корректировать, систематически выполняя определённые игры и упражнения.

        Я считаю, что игровым способом коррекции дислексии у детей являются филворды. Филворд, или венгерский кроссворд, — это чудесная игра слов, один из видов кроссвордов, где все слова уже вписаны и их нужно только найти в мешанине букв. В детских филвордах слова обычно расположены по горизонтали  и по вертикали, по диагонали. Филворды — дают возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Филворды развивают зрительную память, восприятие, логическое мышление, внимание, расширяют словарный запас, углубляют знания об окружающем мире. Слова в филворде могут быть подобраны по лексическим темам.

       Главная польза венгерского кроссворда заключается в пассивном обучении чтению, так как разбросанные слова по буквам помогают быстрее научиться читать и писать. В процессе поиска слова ребёнок учится правильно записывать длинные слова, запоминая их написание и звучание. Далее могут быть варианты работы с найденным словом: посчитать сколько букв в слове назвать первую-последнюю букву назвать гласные-согласные буквы разделить слово на слоги найти ударный слог сделать звуко - буквенный анализ записать это слово по памяти составить предложение.

       Разгадывание филвордов – это не только прекрасный способ провести свободное время с пользой для ребенка, но и развитие у маленького ученика способности концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к учебе, что поможет улучшить успеваемость в школе.

      Различные формы и методы развития читательского интереса у обучающихся помогает мне через чувства, формировать коммуникативные умения. Я убедилась, что эти формы привлечения молодежи к чтению способствуют стимулированию детей открывать для себя что-то новое.

        В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:

•        защищаем его душу;

•        питаем ум и сердце;

•        побуждаем к самосознанию;

•        содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Закончу словами    С. Лупан «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Обоснование проблемы. Поиск причины. Россия подошла к критическому пределу пр...