Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 117 ФСИН РоссииДоклад«Процесс усвоения. Уровни усвоения знаний и способов деятельности»
Разработчик: Каюрина Татьяна Николаевна
Что такое усвоение?
Это слияние нового опыта с прежним, превращение накопленного социального опыта в достояние личности, в ее свойства.
Это последовательность шагов, этапов процесса обучения, логика которого определяется логикой и структурой процесса усвоения.
Ассоциативно-рефлекторная теория учения С.Л. Рубинштейна и др.
Учение представляет собой процесс, включающий 4 этапа:
Восприятие учебного материала, формирование представлений об объекте, явлении.
Осмысление учебного материала в ходе мыслительных действий (сравнение, сопоставление, классификация, анализ, обобщение, абстрагирование от несущественных признаков).
Ассоциативно-рефлекторная теория учения С.Л. Рубинштейна и др. (продолжение)
3) Запоминание учебного материала в результате многократного повторения, воспроизведения существенных свойств и отношений.
4) Применение изученного материала для решения практических задач, овладение стереотипными и творческими способами деятельности, формирование умений и навыков.
На что нужно обратить внимание?
На условность выделения названных этапов, так как каждый этап усвоения частично включает в себя другой (осмысление начинается уже на этапе восприятия, запоминание зависит от того, как организовано восприятие и осмысление, и т.д.).
Теория учения В.В. Краевского и И.Я. Лернера
Логика работы преподавателя:
Предъявление обучающимся учебного материала для его восприятия и осознания.
Руководство процессом формирования у них способов применения знаний (формирования умений и навыков по образцу).
Обеспечение творческого применения обучающимися ранее приобретенных знаний и умений.
Мнение В.В. Давыдова, М.И. Махмутова о теории учения В.В. Краевского и И.Я. Лернера
Лернер и Краевский продемонстрировали стремление соединить традиционный, репродуктивный тип обучения с продуктивным, творческим.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Основные этапы усвоения знаний, умений:
мотивационный: осознание и принятие цели формирования действия;
ориентировочный: студент осваивает ориентировочную основу действия (ООД) – инструкцию, алгоритм, обеспечивающий безошибочное выполнение действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (продолжение)
3) материальный этап: на основе ООД студент выполняет действие с реальными предметами или с их моделями;
4) громко-речевой этап: действие выполняется без предметов в форме устной речи путем проговаривания каждой операции;
5) внутри-речевой этап: действие выполняется на основе проговаривания каждого шага про себя;
6) умственный этап: действие переводится в внутренний план и выполняется умственно, постепенно автоматизируется и становится навыком.
От чего зависит характер усвоения?
От того, каким способом обучающийся усваивает ориентировочную основу действий (ООД).
Выделяют 3 типа ООД:
ООД в готовом виде (демонстрация процесса выполнения действия). Обучающийся подражает действиям преподавателя, медленно усваивает.
Пошаговая программа выполнения действия в конкретной ситуации. Степень осознанности выполнения повышается.
Обучающийся осваивает общий принцип ООД для целого класса действий, но составляет ООД сам (под конкретную ситуацию).
Уровни усвоения для 3-х типов ООД
1-ый и 2-ой типы ООД характеризуют репродуктивный уровень учебной деятельности.
3-ий тип ООД – обеспечивает развитие творческого мышления обучающихся и интенсивное, творческое усвоение знаний и умений.
В.П. Беспалько об уровнях усвоения
Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действиями с ними (знания-знакомства).
Репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации или ООД, например, решение типовой задачи (знания-копии).
В.П. Беспалько об уровнях усвоения(продолжение)
3. Продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной ООД типового действия и построения на ее основе субъективно новой ООД для нетипового действия (эвристический уровень).
4. Продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой ООД, в процессе которой добываются новые знания (творческий уровень).
Важно помнить:
Чем выше уровень усвоения, тем выше качество профессионального образования
(см. на схеме «Качество образовательных продуктов»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.