Что такое усвоение?
Это слияние нового опыта с прежним, превращение накопленного социального опыта в достояние личности, в ее свойства.
Это последовательность шагов, этапов процесса обучения, логика которого определяется логикой и структурой процесса усвоения.
Ассоциативно-рефлекторная теория учения С.Л. Рубинштейна и др.
Учение представляет собой процесс, включающий 4 этапа:
Восприятие учебного материала, формирование представлений об объекте, явлении.
Осмысление учебного материала в ходе мыслительных действий (сравнение, сопоставление, классификация, анализ, обобщение, абстрагирование от несущественных признаков).
Ассоциативно-рефлекторная теория учения С.Л. Рубинштейна и др. (продолжение)
3) Запоминание учебного материала в результате многократного повторения, воспроизведения существенных свойств и отношений.
4) Применение изученного материала для решения практических задач, овладение стереотипными и творческими способами деятельности, формирование умений и навыков.
Теория учения В.В. Краевского и И.Я. Лернера
Логика работы преподавателя:
Предъявление обучающимся учебного материала для его восприятия и осознания.
Руководство процессом формирования у них способов применения знаний (формирования умений и навыков по образцу).
Обеспечение творческого применения обучающимися ранее приобретенных знаний и умений.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Основные этапы усвоения знаний, умений:
мотивационный: осознание и принятие цели формирования действия;
ориентировочный: студент осваивает ориентировочную основу действия (ООД) – инструкцию, алгоритм, обеспечивающий безошибочное выполнение действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (продолжение)
3) материальный этап: на основе ООД студент выполняет действие с реальными предметами или с их моделями;
4) громко-речевой этап: действие выполняется без предметов в форме устной речи путем проговаривания каждой операции;
5) внутри-речевой этап: действие выполняется на основе проговаривания каждого шага про себя;
6) умственный этап: действие переводится в внутренний план и выполняется умственно, постепенно автоматизируется и становится навыком.
От чего зависит характер усвоения?
От того, каким способом обучающийся усваивает ориентировочную основу действий (ООД).
Выделяют 3 типа ООД:
ООД в готовом виде (демонстрация процесса выполнения действия). Обучающийся подражает действиям преподавателя, медленно усваивает.
Пошаговая программа выполнения действия в конкретной ситуации. Степень осознанности выполнения повышается.
Обучающийся осваивает общий принцип ООД для целого класса действий, но составляет ООД сам (под конкретную ситуацию).
В.П. Беспалько об уровнях усвоения
Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действиями с ними (знания-знакомства).
Репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации или ООД, например, решение типовой задачи (знания-копии).
В.П. Беспалько об уровнях усвоения(продолжение)
3. Продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной ООД типового действия и построения на ее основе субъективно новой ООД для нетипового действия (эвристический уровень).
4. Продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой ООД, в процессе которой добываются новые знания (творческий уровень).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.