Доклад на педсовет Нестерова И.В
Система внеучебных занятий детей в дополнительном образовании
Важнейшей составляющей воспитательной системы школы является дополнительное образование. Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, естественнонаучной, технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально- гуманитарной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место.
Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и их родителей. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам организованы во второй половине дня. Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно- гигиенических норм.
Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового кружка у детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.
Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности.
Дополнительное образование - это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:
-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Роль педагога дополнительного образования, видится в выполнении следующих задач:
- В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;
- Формировать систему одаренности ;
- Сохранение и укрепление здоровья;
- Научить ребёнка учиться и творить;
- Научить ребёнка сотрудничать;
- Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Отсюда можно сделать вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.
В 2022-2023 учебном году в учебных корпусах и филиалах школы реализуются 115 общеразвивающих программ дополнительного образования по 6 направленностям: физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, технической и социально-гуманитарной.
По результатам мониторинга этого учебного года охват учащихся дополнительным образованием в нашей школе составляет 77,18% (1181 человек, без групп дошкольного образования), общий охват внеурочной деятельностью составляет 100%.
На начало учебного года в школе обучается 69 детей состоят на профилактическом учете разного уровня, из них 67 детей охвачены общеобразовательными программами дополнительного образования, но все дети охвачены внеурочной деятельностью, за исключением 1 ребенка, так как он обучается индивидуально на дому. Детей состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних состоит 6 человек, все они заняты во внеурочное время в творческих объединениях дополнительного образования.
Из 117 детей с ограниченными возможностями здоровья - 95 посещают творческие объединения дополнительного образования, из 51 ребенка-инвалида по программам дополнительного образования занимаются 27 человек, все остальные дети по возможности охвачены программами внеурочной деятельности.
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана внеурочной деятельности с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий, что предполагает занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.1. части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части.
Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями:
- 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей;
- 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), целью которых является развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью);
- 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне (английский язык), проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах):
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения), целью которых является интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов (3 часа);
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьном спортивном клубе, спортивных секциях и т.п.), целью которых является удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов (2 часа);
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии), целью которых является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения (2часа).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на уровне начального общего образования не более 1320 часов, в год — не более 330 часов на каждую параллель классов, 1750 часов на уровне среднего общего образования, 700 часов на уровне среднего общего образования
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. При организации внеурочной деятельности школа оставляет за собой право использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В январе 2019 года в России по указу Президента РФ Владимира Путина началась реализация национального проекта «Образование», предусматривающего развитие системы образования до 2024 года по 10 направлениям. Национальный проект направлен на обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления системой образования.
В 2019 году Тамбовская область приступила к реализации национального проекта «Образование». Одним из важных, входящих в структуру нацпроекта «Образование», является проект «Успех каждого ребенка», целью которого является развитие дополнительного образования, выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по мероприятию «Создание новых мест дополнительного образования детей» на базе учебного корпуса №1 с сентября 2020 года открыты новые места по технической направленности по программе «За кадром» - 40 человек и естественнонаучной направленности по программе «Человек и природа» - 40 человек. Хочется отметить, что новые объединения, реализуются на бесплатной основе.
В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрено создание школьных Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а так же естественнонаучного и технического профилей «Точка роста», позволяющих внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».
В 2019 году около 2000 школ России создали такие центры и уже успешно работают в сетевом сообществе, к 2024 году в России планируется создать 16000 таких Центров. Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования цифрового и гуманитарного, естественнонаучного и технического профилей «Точка роста», с использованием современного оборудования. По результатам конкурсного отбора учебный корпус №1 вошел в список школ, на базе которых в 2020 году был создан центр «Точка роста». Условием для отбора школы было то, что она расположена в малом городе и призвана обеспечить доступность для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей.
В 2021 году «Точки Роста» поменяли свою направленность с цифровой и гуманитарной на естественно-научную и технологическую: в центрах появились цифровые лаборатории по физике, химии, биологии и экологии. Такие центры были открыты на базе филиалов в с. Иловай-Дмитриевское, с.Новокленское и п.Хоботово.
Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности», «Физика», «Химия», «Биология», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного, технологического профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
На оборудование Центра были выделены средства из федерального бюджета и из бюджета Первомайского муниципального района. Произведен ремонт помещений, в соответствии с требованием и брендом и приобретена новая мебель.
Среди оборудования Центра цифрового и гуманитарного профилей – современные ноутбуки, 3Dпринтер, квадрокоптеры, оборудование для работы с виртуальной реальностью, тренажеры-манекены и наборы для обучения оказанию первой медицинской помощи, наборы ручного инструмента для уроков технологии, наборы для ЛЕГО конструирования, Центров естественно-научного и технологического профилей – лаборатории по предметам, профильные комплекты оборудования по химии, физике, биологии, экологии и физиологии.
Инфраструктура Центра используется и во внеурочное время, как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Такой Центр образования «Точка роста» создан как структурное подразделение школы, в деятельности которого применяются ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые служат для повышению качества и доступности образования.
В рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и взрослых реализуются программы дополнительного образования: «Занимательная робототехника», «ДЮП», «ЮИД», «Взгляд через объектив», «Конструирование и пилотирование беспилотных летательных аппаратов», «Школа юного шахматиста», «Занимательная химия», «Физика для всех», «Мир законов природы» и др..
В центрах, работают педагоги школ, на базе которых они открылись. Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится «расти»: они проходят переподготовку, слушают курсы и тренинги в различных учебных центрах на базе «Кванториума», Академии Минпросвещения РФ и на других образовательных площадках.
С 1 сентября 2022 года такие центры «Точка роста» открыты еще на базе 3х филиалов школы в с.Хобот-Богоявленское, филиале №1 в с.Старосеславино и филиале №2 п.Заводской.
В школе ведётся большая работа по привлечению как можно большего числа учащихся к занятиям в спортивных секциях. Участие детей в спортивных кружках и секциях, соревнованиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, повышению уровня физической подготовленности.
Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.