Моя тема по самообразованию звучит так «Текст в системе
обучения, воспитания и развития личности школьника». Почему я
выбрала эту тему? Потому что одним из направлений
современной методики преподавания русского языка является
текстоцентрический подход, т.е. обучение на основе текста.
Текст-это основа создания на уроках русского языка
развевающей среды. Именно текст- основной компонент
структуры учебника по русскому языку, именно через текст
реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная, развивающая,
воспитательная.
В моей педагогической деятельности возникла проблема:
противоречие между общим снижением уровня культуры речи
учащихся , их интеллектуального уровня и требованием
общества – развитие языковой личности, способной
анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать
собственное речевое высказывание и применять результаты
интеллектуальной деятельности на практике
(Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в
вопросах к содержанию текста. На следующем этапе,
ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов
(схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить
поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение
операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков,
синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий,
оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение
включается в систему ранее познанного.)
Для реализации поставленной цели-формирования
коммуникативной компетенции учащихся через работу с
текстом- я поставила перед собой следующие задачи:
1. изучить учебнометодическую литературу по теме самообразования;
2. изучить опыт педагогов;
3. овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в
учебновоспитательный процесс;
4. обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования
5. внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
6. подбор тематического текстового материала, разработка
способов
практической работы с текстом, направленной на развитие
навыков
анализа,
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования
интеллектуальной и речевой культуры.
Методические приемы и формы решения проблемы
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие
формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как
комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора
текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения
орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой,
содержать различные синтаксические конструкции. Особую роль
в воспитании, развитии современного школьника приобретают
тексты, направленные на духовно-нравственное развитие
личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому,
настоящему и будущему, о национальных традициях, о
проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального
внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то
настроение, которое передает автор.
я изучила учебники по русскому языку под редакцией
М.М.Разумовской и П.А.Леканта, они имеют богатейший
дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Мне интересно самой работать с текстами, я хочу, чтобы дети
правильно и красиво говорили и могли выполнить задания,
связанные с текстом на экзаменах. Поэтому я работаю именно
над этой темой самообразования.
Ожидаемые результаты: повысить эффективность уроков, дать учащимся
прочные знания, сформировать в каждом ребёнке всесторонне развитую личность.
Список использованной литературы
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в
школе. – М., 1998.
Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.,
1990.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского
языка развивающей речевой среды
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.