Доклад
Оценка 4.7

Доклад

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.01.2019
Доклад
Поисковая работа учащихся на уроках кубановедения. Описание опыта с работы с учащимися: экспедиция, экскурсия, эксперимент. Проводя поисковую работу, учащиеся становятся исследователями – это один из основных путей сближения школы с жизнью, способ широкой постановки научной работы по местной проблематике для учащихся и учителей. Краеведческий материал развивает любознательность школьников, становится предметом научного и познавательного интереса.
доклад краеведческая работа - копия.docx
С.В. Полякова, учитель кубановедения, педагог доп. образования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 села Шедок муниципального образования Мостовский район Краеведение, региональный компонент и научно­исследовательская работа школьников. Я считаю, сегодня любой учитель кубановедения, прежде всего, является краеведом, изучающим свой   родной   регион   по   разным   аспектам   и   направлениям.   Такова   специфика   нашего интегрированного курса.    Могу   с   уверенностью   сказать,   что   чувствуют   ребята,   работая   над   очередным   поисковым заданием.   Знакомое мне чувство первооткрывателя горит в глазах ребят, когда они сообщают о своих находках, когда узнают что­то новое в биографии своих родных и близких,   работают над семейными фотографиями и по крупицам восстанавливают родословные.  Каждое выполненное задание поискового характера – это как открытие самого учащегося. А ведь   это   очень   важное   качество   ­   умение   создавать   что­то   новое,   творческое.   Все     формы поисковой работы не дают готового результата. Ученик путем проб и ошибок, поиска сам приходит к решению своей задачи. Краеведческая   деятельность   позволяет   ученику   познакомиться   со   своим   краем,   познать патриотические,   духовно­нравственные   традиции   народа.   А   это   и   есть   истоки   и   основа патриотического воспитания.   Краеведческая   работа   в   школе   должна   строиться   в   комплексе   и   вестись   по   нескольким взаимосвязанным   направлениям.   В   своей   работе   я   хотела   бы   показать   эти   направления   и проиллюстрировать их результативность.   В   основном   можно   выделить   следующие   направления:   историческое,   экологическое краеведение, изучение географии и культуры. Обязательными компонентами учебно­исследовательской работы являются такие формы работы как: экспедиция, экскурсия, эксперимент.  Экспедиции и экскурсии.           В ходе экспедиционной работы формируется устойчивый интерес участника  исследовательской работы к конкретной теме, появляется мотивация к глубокому изучению  объекта исследования. При проведении экспедиций проявляются способности каждого участника  исследования к определенному роду занятий: рисование, фотографирование, коммуникативные  способности, ориентирование на местности, умение сопоставлять и анализировать информацию и  т.д.     Наиболее ценную краеведческую информацию мы получаем во время этнографических,  эколого­биологических экспедиций.  В этнографических экспедициях используются такие методы как: наблюдение,  интервьюирование, исследовательский метод. Перед каждой экспедицией руководитель составляет  четкую программу, даются инструкции по сбору информации, фотоматериала, видеозаписей.  Каждый участник экспедиции получает конкретное задание. Работа по вопроснику. Опрос местных жителей с занесением информации в лист опроса  информатора. Лист опроса информатора содержит следующие разделы:  а) ФИО информатора (у женщин узнается по возможности девичья фамилия.);  б) Род занятий информатора;  в) Миграция;  г) Родословная;  д) Формулировка вопроса по интересующей теме;  е) Конкретный ответ на заданный вопрос;   Составление плана – схемы изучаемых населенных пунктов   а) расположение населенного пункта в природно­ландшафтной среде,  б) расположение улиц с нанесением на план различных типов домов).  4) Изучение истории возникновения населенного пункта в местной администрации, школе ит.д.   ­ Зарисовка характерных конструктивных и декоративных элементов традиционного жилища.  ­ Фотографирование и видеосъемка наиболее значимых объектов.  ­ Знакомство с местными мастерами: плотники, печники, гончары и т.д.  ­ Запись истории создания традиционного жилища.  ­ Особенности ведения крестьянского хозяйства (быт, утварь, живность и т.д.).       Так при изучении православного храмового зодчества активно привлекаются материалы,  накопленные в экспедициях и экскурсиях собранных при изучении архитектуры храмов Нижнего  Архыза и г. Краснодара.       При проведении исследования храмов были сделаны несколько десятков фотоснимков с разных  ракурсов внутри и снаружи храмов. Были зафиксированы конструктивные особенности храмов:  кладка, кровельные перекрытия, материалы постройки и т.д. Учитывая информацию о том, что  средств на восстановление храмов в Нижнем Архызе в настоящее время нет, собранная  информация через несколько лет может стать уникальной.      В курсе кубановедения предусмотрены темы, отражающие особенности казачьего традиционного жилища. Учащиеся знакомятся с культурой и бытом казачества, собранный материал использовался в   краевом   и   муниципальном   конкурсах.   Учащимися   нашей   школы   в   течение   последних   лет накоплен замечательный материал из быта традиционного жилища наших односельчан.             Подлинные экспонаты из школьного музея помогают на уроках выделить местные и общие  стилистические черты в развитии традиционной формы, орнамента, техники исполнения. Используя образцы резьбы и вышивки учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняют  собственные творческие проекты декоративного оформления хат. Дети изготавливают эскизы  росписей прялок, вальков и рубелей.           Для наглядного восприятия материала демонстрируются мультимедийные презентации, в  которых присутствуют слайды с разными типами резьбы по дереву: геометрическая, желобчатая,  прорезная и т.д. Дети изучают историю традиционного казачьего костюма, бытование и распространение художественных ремесел на территории Кубани: роспись по дереву, гончарство,  глиняная игрушка, вышивка, изделия из лозы, ткачество, лоскутное шитье, кружевоплетение,  вязание, ковроделие.       В этом году в муниципальном конкурсе «Система работы в рамках духовного краеведения как ресурс сохранения традиционной культуры Кубани» исследовательская работа «Изучение истории казачьего костюма Кубанского казачьего войска» _________стала лучшей.        Эколого­биологические экспедиции и экскурсии имеют большое образовательное и  воспитательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с  животным и растительным миром, наблюдать живые организмы в естественной обстановке, дают  возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где  отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Также в ходе эколого­биологических  экспедиций формируется ответственное отношение к природе, стимулируется желание заниматься  природоохранной деятельностью.     Особенности биологических экскурсий учитываются при их организации: 1) разнообразие живых объектов;  2) материал непостоянен в своем составе;  3) многие исследуемые объекты имеют незначительные размеры, ведут скрытный образ жизни;  4) наличие специального оборудования для наблюдения, измерения, сбора, лова и т.д.        Для наиболее продуктивной работы необходимо определение экскурсионных тем, которые и  служат целям выделения наиболее важного и практически наиболее доступного материала.  Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входят:  а) выбор темы, составление плана экскурсии;  б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию;  в) составление точного путевого маршрута;  г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний  относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу  экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, что с собой  взять и т.д..         Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания  раскрытию связей человека с природой. Для этого используются самые разнообразные проявления  человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения,  посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт).          После такого введения, происходит основной сбор материала. В дополнение к  исследовательской работе организуются природоохранные и природовосстановительные  мероприятия. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической  обстановки доступны каждому человеку.  В   ходе   эколого­биологических   экспедиций   и   экскурсий   был   собран   богатый   материал   для исследовательской работы: разработан кодастр экологической тропы; собрана коллекция полезных ископаемых села: (известняк, гипс, глина (голубая, красная), ракушечник, песок, гравий, соль); сбор   гербариев   «Растительный   мир   местности»,   гербарий   и   материал   о   ядовитых   растениях, произрастающих на территории села; подготовка фотоматериалов к этим и другим темам.  Подбор стихов о природе местности, сочинения по охране природы.  Видео и фотоматериалы, созданные для регионального конкурса «Сторона родная» применяются на уроках географии. Из фото архива по природе окрестностей   были отобраны серии фотографий для участия в краевом фестивале туристов.  Организационные   особенности   проектной   деятельности   исследовательского   типа   связаны   в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора   источников   информации,   в   том   числе   первоисточников,   выбора   методов   работы   с источниками, написания самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы: почему   эта   тема   кажется   автору   важной   и   интересной;   имеется   ли   по   ней   исследовательская литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и методы  применил для  поиска  ответа  на поставленные  вопросы.  В основной  части описывается «ход» мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются  и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные в введении вопросы, подводятся   обобщенные   итоги   исследования.   Желательно   выделение   здесь   также   вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.  Особенно важной частью работы руководителя, от которой дальнейший успех дела, является подготовка ученика к исследованию. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, лучшие ­ на заседаниях научного общества.  Итогом этих исследований становятся накопительный материал, который потом используется в качестве экспериментального и исследовательского. Кроме этого, учащиеся  участвуют со своими исследованиями в конкурсах. Любая научно – исследовательская работа  проходит в несколько этапов.  1. –     выбор темы исследования и постановка задачи.    От выбора объекта краеведческого исследования   зависит   многое.   Тема   должна   быть   для     ребят   интересна,   посильна,   доступны источники  сбора информации. 2.  –  определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться. 3.   –   работа по сбору   материала.  Она ведется по разным направлениям,   с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов. 4.   –     анализ   и   систематизация   собранного   материала   и   составление   целостной   картины. Оформление материалов.            Имея   в   наличии   материал   из   разных   источников   по   всему   кругу   вопросов,   ребята приступают к   его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов   и   поиск   дополнительной   информации,   уточнение   каких­либо   вопросов,   идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы.  Составляется план, в соответствии   с   которым     излагается   наработанный   материал     с   учетом   требований,   которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть   мотивы, побудившие к краеведческому исследованию,   сформулировать   цель   работы,   представить   методы   исследования,   выводы     и результаты,   возможность   использования   в   учебном   процессе   и   дальнейшие   перспективы краеведческой работы.      В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом  фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме.  5.   –   выступление     на   краеведческих   конференциях   и   определение   перспектив   дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение, какого – то времени.   Здесь   важно,   чтобы   выступающий   уложился   в   рамки   регламента,   показал   свободное владение   темой   исследования,   представил   материалы   логично,   эмоционально,   умело   привлекал наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления.   Так в результате исследовательской работы «Герои Советского Союза Мостовского района», которая писалась в течение нескольких лет. Учащиеся собирали материал, знакомясь не только с газетными  статьями,  фотоматериалами  и  документами,  но  также  и  с  материалами  собранными педагогом­организатором __________, которая вместе с учителями нашей школы организовывала велопробеги   между   поселениями,   где   учащиеся,   преодолев   иногда   десятки   километров, встречались   с   родственниками   Героев  Советского   Союза,   знакомились   с   материалами   местных краеведческих   музеев.   (Это   было   незабываемое   зрелище,   когда   детвора   той   или   иной   школы встречала наших детей, как победителей с цветами и громкими приветствиями у дверей школы, а потом   с   удовольствием,   на   правах   хозяев,   организовывали   встречу   с   родственниками   Героев, делилась материалами.). Вся работа была систематизирована моими учениками только в 201­201 уч. году. Не менее интересны походы по местам боевой Славы времен ВОВ по маршруту село Шедок  ­ п. Кировский ­ кордон Черноречье – п. Никитино,  которые проходят ежегодно. Ребята убирают  территорию и возлагают венки  у памятников: Жени Бондаревой, погибшим солдатам осенью 1942  года при обороне перевалов на Сочинском направлении на кордоне Черноречье и погибшим  партизанам в п. Никитино.            Собранный краеведческий материал, который лег в основу исследовательских работ  учащихся активно применяется на уроках и во внеурочное время.            Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно­воспитательный процесс элемент  живого созерцания. На уроках истории, географии, экологии, искусства Кубани, на местном  материале  раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается  хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в  укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи,  воспитывает чувства любви и гордости за свою Родину. Человек будет любить свой край, его  историю, если будет знать его прошлое и настоящее. И я думаю, важно заинтересовать ребят  историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше. Проводя поисковую работу, учащиеся   становятся исследователями – это один из основных путей   сближения   школы   с   жизнью,   способ   широкой   постановки   научной   работы   по   местной проблематике  для учащихся и  учителей.  Краеведческий  материал  развивает    любознательность школьников, становится предметом научного и познавательного интереса. Да, мы не совершаем великих подвигов, не пишем многотомных исследований, но эти наши маленькие исследования заставляют   детей   по­другому   смотреть   на   мир.   Мы   просто   вместе   с   учащимися   учимся   быть хозяевами своей земли, своего дома.

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019