Доклад

  • Семинары
  • docx
  • 28.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поисковая работа учащихся на уроках кубановедения. Описание опыта с работы с учащимися: экспедиция, экскурсия, эксперимент. Проводя поисковую работу, учащиеся становятся исследователями – это один из основных путей сближения школы с жизнью, способ широкой постановки научной работы по местной проблематике для учащихся и учителей. Краеведческий материал развивает любознательность школьников, становится предметом научного и познавательного интереса.
Иконка файла материала доклад краеведческая работа - копия.docx
С.В. Полякова, учитель кубановедения, педагог доп. образования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 села Шедок муниципального образования Мостовский район Краеведение, региональный компонент и научно­исследовательская работа школьников. Я считаю, сегодня любой учитель кубановедения, прежде всего, является краеведом, изучающим свой   родной   регион   по   разным   аспектам   и   направлениям.   Такова   специфика   нашего интегрированного курса.    Могу   с   уверенностью   сказать,   что   чувствуют   ребята,   работая   над   очередным   поисковым заданием.   Знакомое мне чувство первооткрывателя горит в глазах ребят, когда они сообщают о своих находках, когда узнают что­то новое в биографии своих родных и близких,   работают над семейными фотографиями и по крупицам восстанавливают родословные.  Каждое выполненное задание поискового характера – это как открытие самого учащегося. А ведь   это   очень   важное   качество   ­   умение   создавать   что­то   новое,   творческое.   Все     формы поисковой работы не дают готового результата. Ученик путем проб и ошибок, поиска сам приходит к решению своей задачи. Краеведческая   деятельность   позволяет   ученику   познакомиться   со   своим   краем,   познать патриотические,   духовно­нравственные   традиции   народа.   А   это   и   есть   истоки   и   основа патриотического воспитания.   Краеведческая   работа   в   школе   должна   строиться   в   комплексе   и   вестись   по   нескольким взаимосвязанным   направлениям.   В   своей   работе   я   хотела   бы   показать   эти   направления   и проиллюстрировать их результативность.   В   основном   можно   выделить   следующие   направления:   историческое,   экологическое краеведение, изучение географии и культуры. Обязательными компонентами учебно­исследовательской работы являются такие формы работы как: экспедиция, экскурсия, эксперимент.  Экспедиции и экскурсии.           В ходе экспедиционной работы формируется устойчивый интерес участника  исследовательской работы к конкретной теме, появляется мотивация к глубокому изучению  объекта исследования. При проведении экспедиций проявляются способности каждого участника  исследования к определенному роду занятий: рисование, фотографирование, коммуникативные  способности, ориентирование на местности, умение сопоставлять и анализировать информацию и  т.д.     Наиболее ценную краеведческую информацию мы получаем во время этнографических,  эколого­биологических экспедиций.  В этнографических экспедициях используются такие методы как: наблюдение,  интервьюирование, исследовательский метод. Перед каждой экспедицией руководитель составляет  четкую программу, даются инструкции по сбору информации, фотоматериала, видеозаписей.  Каждый участник экспедиции получает конкретное задание. Работа по вопроснику. Опрос местных жителей с занесением информации в лист опроса  информатора.Лист опроса информатора содержит следующие разделы:  а) ФИО информатора (у женщин узнается по возможности девичья фамилия.);  б) Род занятий информатора;  в) Миграция;  г) Родословная;  д) Формулировка вопроса по интересующей теме;  е) Конкретный ответ на заданный вопрос;   Составление плана – схемы изучаемых населенных пунктов   а) расположение населенного пункта в природно­ландшафтной среде,  б) расположение улиц с нанесением на план различных типов домов).  4) Изучение истории возникновения населенного пункта в местной администрации, школе ит.д.   ­ Зарисовка характерных конструктивных и декоративных элементов традиционного жилища.  ­ Фотографирование и видеосъемка наиболее значимых объектов.  ­ Знакомство с местными мастерами: плотники, печники, гончары и т.д.  ­ Запись истории создания традиционного жилища.  ­ Особенности ведения крестьянского хозяйства (быт, утварь, живность и т.д.).       Так при изучении православного храмового зодчества активно привлекаются материалы,  накопленные в экспедициях и экскурсиях собранных при изучении архитектуры храмов Нижнего  Архыза и г. Краснодара.       При проведении исследования храмов были сделаны несколько десятков фотоснимков с разных  ракурсов внутри и снаружи храмов. Были зафиксированы конструктивные особенности храмов:  кладка, кровельные перекрытия, материалы постройки и т.д. Учитывая информацию о том, что  средств на восстановление храмов в Нижнем Архызе в настоящее время нет, собранная  информация через несколько лет может стать уникальной.      В курсе кубановедения предусмотрены темы, отражающие особенности казачьего традиционного жилища. Учащиеся знакомятся с культурой и бытом казачества, собранный материал использовался в   краевом   и   муниципальном   конкурсах.   Учащимися   нашей   школы   в   течение   последних   лет накоплен замечательный материал из быта традиционного жилища наших односельчан.             Подлинные экспонаты из школьного музея помогают на уроках выделить местные и общие  стилистические черты в развитии традиционной формы, орнамента, техники исполнения. Используя образцы резьбы и вышивки учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняют  собственные творческие проекты декоративного оформления хат. Дети изготавливают эскизы  росписей прялок, вальков и рубелей.           Для наглядного восприятия материала демонстрируются мультимедийные презентации, в  которых присутствуют слайды с разными типами резьбы по дереву: геометрическая, желобчатая,  прорезная и т.д. Дети изучают историю традиционного казачьего костюма, бытование ираспространение художественных ремесел на территории Кубани: роспись по дереву, гончарство,  глиняная игрушка, вышивка, изделия из лозы, ткачество, лоскутное шитье, кружевоплетение,  вязание, ковроделие.       В этом году в муниципальном конкурсе «Система работы в рамках духовного краеведения как ресурс сохранения традиционной культуры Кубани» исследовательская работа «Изучение истории казачьего костюма Кубанского казачьего войска» _________стала лучшей.        Эколого­биологические экспедиции и экскурсии имеют большое образовательное и  воспитательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с  животным и растительным миром, наблюдать живые организмы в естественной обстановке, дают  возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где  отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Также в ходе эколого­биологических  экспедиций формируется ответственное отношение к природе, стимулируется желание заниматься  природоохранной деятельностью.     Особенности биологических экскурсий учитываются при их организации: 1) разнообразие живых объектов;  2) материал непостоянен в своем составе;  3) многие исследуемые объекты имеют незначительные размеры, ведут скрытный образ жизни;  4) наличие специального оборудования для наблюдения, измерения, сбора, лова и т.д.        Для наиболее продуктивной работы необходимо определение экскурсионных тем, которые и  служат целям выделения наиболее важного и практически наиболее доступного материала.  Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входят:  а) выбор темы, составление плана экскурсии;  б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию;  в) составление точного путевого маршрута;  г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний  относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу  экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, что с собой  взять и т.д..         Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания  раскрытию связей человека с природой. Для этого используются самые разнообразные проявления  человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения,  посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт).          После такого введения, происходит основной сбор материала. В дополнение к  исследовательской работе организуются природоохранные и природовосстановительные  мероприятия. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической  обстановки доступны каждому человеку.  В   ходе   эколого­биологических   экспедиций   и   экскурсий   был   собран   богатый   материал   для исследовательской работы: разработан кодастр экологической тропы; собрана коллекция полезных ископаемых села: (известняк, гипс, глина (голубая, красная), ракушечник, песок, гравий, соль); сбор   гербариев   «Растительный   мир   местности»,   гербарий   и   материал   о   ядовитых   растениях,произрастающих на территории села; подготовка фотоматериалов к этим и другим темам.  Подбор стихов о природе местности, сочинения по охране природы.  Видео и фотоматериалы, созданные для регионального конкурса «Сторона родная» применяются на уроках географии. Из фото архива по природе окрестностей   были отобраны серии фотографий для участия в краевом фестивале туристов.  Организационные   особенности   проектной   деятельности   исследовательского   типа   связаны   в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора   источников   информации,   в   том   числе   первоисточников,   выбора   методов   работы   с источниками, написания самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы: почему   эта   тема   кажется   автору   важной   и   интересной;   имеется   ли   по   ней   исследовательская литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и методы  применил для  поиска  ответа  на поставленные  вопросы.  В основной  части описывается «ход» мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются  и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные в введении вопросы, подводятся   обобщенные   итоги   исследования.   Желательно   выделение   здесь   также   вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.  Особенно важной частью работы руководителя, от которой дальнейший успех дела, является подготовка ученика к исследованию. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, лучшие ­ на заседаниях научного общества.  Итогом этих исследований становятся накопительный материал, который потом используется в качестве экспериментального и исследовательского. Кроме этого, учащиеся  участвуют со своими исследованиями в конкурсах. Любая научно – исследовательская работа  проходит в несколько этапов.  1. –     выбор темы исследования и постановка задачи.    От выбора объекта краеведческого исследования   зависит   многое.   Тема   должна   быть   для     ребят   интересна,   посильна,   доступны источники  сбора информации. 2.  –  определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться. 3.   –   работа по сбору   материала.  Она ведется по разным направлениям,   с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов. 4.   –     анализ   и   систематизация   собранного   материала   и   составление   целостной   картины. Оформление материалов.            Имея   в   наличии   материал   из   разных   источников   по   всему   кругу   вопросов,   ребята приступают к   его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов   и   поиск   дополнительной   информации,   уточнение   каких­либо   вопросов,   идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы.  Составляется план, в соответствии   с   которым     излагается   наработанный   материал     с   учетом   требований,   которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть   мотивы, побудившие к краеведческому исследованию,   сформулировать   цель   работы,   представить   методы   исследования,   выводы     ирезультаты,   возможность   использования   в   учебном   процессе   и   дальнейшие   перспективы краеведческой работы.      В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом  фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме.  5.   –   выступление     на   краеведческих   конференциях   и   определение   перспектив   дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение, какого – то времени.   Здесь   важно,   чтобы   выступающий   уложился   в   рамки   регламента,   показал   свободное владение   темой   исследования,   представил   материалы   логично,   эмоционально,   умело   привлекал наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления.   Так в результате исследовательской работы «Герои Советского Союза Мостовского района», которая писалась в течение нескольких лет. Учащиеся собирали материал, знакомясь не только с газетными  статьями,  фотоматериалами  и  документами,  но  также  и  с  материалами  собранными педагогом­организатором __________, которая вместе с учителями нашей школы организовывала велопробеги   между   поселениями,   где   учащиеся,   преодолев   иногда   десятки   километров, встречались   с   родственниками   Героев  Советского   Союза,   знакомились   с   материалами   местных краеведческих   музеев.   (Это   было   незабываемое   зрелище,   когда   детвора   той   или   иной   школы встречала наших детей, как победителей с цветами и громкими приветствиями у дверей школы, а потом   с   удовольствием,   на   правах   хозяев,   организовывали   встречу   с   родственниками   Героев, делилась материалами.). Вся работа была систематизирована моими учениками только в 201­201 уч. году. Не менее интересны походы по местам боевой Славы времен ВОВ по маршруту село Шедок  ­ п. Кировский ­ кордон Черноречье – п. Никитино,  которые проходят ежегодно. Ребята убирают  территорию и возлагают венки  у памятников: Жени Бондаревой, погибшим солдатам осенью 1942  года при обороне перевалов на Сочинском направлении на кордоне Черноречье и погибшим  партизанам в п. Никитино.            Собранный краеведческий материал, который лег в основу исследовательских работ  учащихся активно применяется на уроках и во внеурочное время.            Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно­воспитательный процесс элемент  живого созерцания. На уроках истории, географии, экологии, искусства Кубани, на местном  материале  раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается  хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в  укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи,  воспитывает чувства любви и гордости за свою Родину. Человек будет любить свой край, его  историю, если будет знать его прошлое и настоящее. И я думаю, важно заинтересовать ребят  историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше. Проводя поисковую работу, учащиеся   становятся исследователями – это один из основных путей   сближения   школы   с   жизнью,   способ   широкой   постановки   научной   работы   по   местной проблематике  для учащихся и  учителей.  Краеведческий  материал  развивает    любознательность школьников, становится предметом научного и познавательного интереса. Да, мы не совершаем великих подвигов, не пишем многотомных исследований, но эти наши маленькие исследования заставляют   детей   по­другому   смотреть   на   мир.   Мы   просто   вместе   с   учащимися   учимся   быть хозяевами своей земли, своего дома.