Поисковая работа учащихся на уроках кубановедения. Описание опыта с работы с учащимися: экспедиция, экскурсия, эксперимент. Проводя поисковую работу, учащиеся становятся исследователями – это один из основных путей сближения школы с жизнью, способ широкой постановки научной работы по местной проблематике для учащихся и учителей. Краеведческий материал развивает любознательность школьников, становится предметом научного и познавательного интереса.
доклад краеведческая работа - копия.docx
С.В. Полякова, учитель кубановедения, педагог доп. образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 3 села Шедок муниципального образования Мостовский район
Краеведение, региональный компонент и научноисследовательская работа школьников.
Я считаю, сегодня любой учитель кубановедения, прежде всего, является краеведом, изучающим
свой родной регион по разным аспектам и направлениям. Такова специфика нашего
интегрированного курса.
Могу с уверенностью сказать, что чувствуют ребята, работая над очередным поисковым
заданием. Знакомое мне чувство первооткрывателя горит в глазах ребят, когда они сообщают о
своих находках, когда узнают чтото новое в биографии своих родных и близких, работают над
семейными фотографиями и по крупицам восстанавливают родословные.
Каждое выполненное задание поискового характера – это как открытие самого учащегося. А
ведь это очень важное качество умение создавать чтото новое, творческое. Все формы
поисковой работы не дают готового результата. Ученик путем проб и ошибок, поиска сам приходит
к решению своей задачи.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать
патриотические, духовнонравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа
патриотического воспитания.
Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким
взаимосвязанным направлениям. В своей работе я хотела бы показать эти направления и
проиллюстрировать их результативность.
В основном можно выделить следующие направления: историческое, экологическое
краеведение, изучение географии и культуры.
Обязательными компонентами учебноисследовательской работы являются такие формы работы
как: экспедиция, экскурсия, эксперимент.
Экспедиции и экскурсии.
В ходе экспедиционной работы формируется устойчивый интерес участника
исследовательской работы к конкретной теме, появляется мотивация к глубокому изучению
объекта исследования. При проведении экспедиций проявляются способности каждого участника
исследования к определенному роду занятий: рисование, фотографирование, коммуникативные
способности, ориентирование на местности, умение сопоставлять и анализировать информацию и
т.д.
Наиболее ценную краеведческую информацию мы получаем во время этнографических,
экологобиологических экспедиций.
В этнографических экспедициях используются такие методы как: наблюдение,
интервьюирование, исследовательский метод. Перед каждой экспедицией руководитель составляет
четкую программу, даются инструкции по сбору информации, фотоматериала, видеозаписей.
Каждый участник экспедиции получает конкретное задание.
Работа по вопроснику. Опрос местных жителей с занесением информации в лист опроса
информатора. Лист опроса информатора содержит следующие разделы:
а) ФИО информатора (у женщин узнается по возможности девичья фамилия.);
б) Род занятий информатора;
в) Миграция;
г) Родословная;
д) Формулировка вопроса по интересующей теме;
е) Конкретный ответ на заданный вопрос;
Составление плана – схемы изучаемых населенных пунктов
а) расположение населенного пункта в природноландшафтной среде,
б) расположение улиц с нанесением на план различных типов домов).
4) Изучение истории возникновения населенного пункта в местной администрации, школе ит.д.
Зарисовка характерных конструктивных и декоративных элементов традиционного жилища.
Фотографирование и видеосъемка наиболее значимых объектов.
Знакомство с местными мастерами: плотники, печники, гончары и т.д.
Запись истории создания традиционного жилища.
Особенности ведения крестьянского хозяйства (быт, утварь, живность и т.д.).
Так при изучении православного храмового зодчества активно привлекаются материалы,
накопленные в экспедициях и экскурсиях собранных при изучении архитектуры храмов Нижнего
Архыза и г. Краснодара.
При проведении исследования храмов были сделаны несколько десятков фотоснимков с разных
ракурсов внутри и снаружи храмов. Были зафиксированы конструктивные особенности храмов:
кладка, кровельные перекрытия, материалы постройки и т.д. Учитывая информацию о том, что
средств на восстановление храмов в Нижнем Архызе в настоящее время нет, собранная
информация через несколько лет может стать уникальной.
В курсе кубановедения предусмотрены темы, отражающие особенности казачьего традиционного
жилища. Учащиеся знакомятся с культурой и бытом казачества, собранный материал использовался
в краевом и муниципальном конкурсах. Учащимися нашей школы в течение последних лет
накоплен замечательный материал из быта традиционного жилища наших односельчан.
Подлинные экспонаты из школьного музея помогают на уроках выделить местные и общие
стилистические черты в развитии традиционной формы, орнамента, техники исполнения. Используя
образцы резьбы и вышивки учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняют
собственные творческие проекты декоративного оформления хат. Дети изготавливают эскизы
росписей прялок, вальков и рубелей.
Для наглядного восприятия материала демонстрируются мультимедийные презентации, в
которых присутствуют слайды с разными типами резьбы по дереву: геометрическая, желобчатая,
прорезная и т.д. Дети изучают историю традиционного казачьего костюма, бытование и распространение художественных ремесел на территории Кубани: роспись по дереву, гончарство,
глиняная игрушка, вышивка, изделия из лозы, ткачество, лоскутное шитье, кружевоплетение,
вязание, ковроделие.
В этом году в муниципальном конкурсе «Система работы в рамках духовного краеведения как
ресурс сохранения традиционной культуры Кубани» исследовательская работа «Изучение истории
казачьего костюма Кубанского казачьего войска» _________стала лучшей.
Экологобиологические экспедиции и экскурсии имеют большое образовательное и
воспитательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с
животным и растительным миром, наблюдать живые организмы в естественной обстановке, дают
возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где
отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Также в ходе экологобиологических
экспедиций формируется ответственное отношение к природе, стимулируется желание заниматься
природоохранной деятельностью.
Особенности биологических экскурсий учитываются при их организации:
1) разнообразие живых объектов;
2) материал непостоянен в своем составе;
3) многие исследуемые объекты имеют незначительные размеры, ведут скрытный образ жизни;
4) наличие специального оборудования для наблюдения, измерения, сбора, лова и т.д.
Для наиболее продуктивной работы необходимо определение экскурсионных тем, которые и
служат целям выделения наиболее важного и практически наиболее доступного материала.
Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входят:
а) выбор темы, составление плана экскурсии;
б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию;
в) составление точного путевого маршрута;
г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний
относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу
экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, что с собой
взять и т.д..
Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания
раскрытию связей человека с природой. Для этого используются самые разнообразные проявления
человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения,
посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт).
После такого введения, происходит основной сбор материала. В дополнение к
исследовательской работе организуются природоохранные и природовосстановительные
мероприятия. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической
обстановки доступны каждому человеку.
В ходе экологобиологических экспедиций и экскурсий был собран богатый материал для
исследовательской работы: разработан кодастр экологической тропы; собрана коллекция полезных
ископаемых села: (известняк, гипс, глина (голубая, красная), ракушечник, песок, гравий, соль);
сбор гербариев «Растительный мир местности», гербарий и материал о ядовитых растениях, произрастающих на территории села; подготовка фотоматериалов к этим и другим темам. Подбор
стихов о природе местности, сочинения по охране природы. Видео и фотоматериалы, созданные
для регионального конкурса «Сторона родная» применяются на уроках географии. Из фото архива
по природе окрестностей были отобраны серии фотографий для участия в краевом фестивале
туристов.
Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны в
первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы,
подбора источников информации, в том числе первоисточников, выбора методов работы с
источниками, написания самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор
должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть
разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы:
почему эта тема кажется автору важной и интересной; имеется ли по ней исследовательская
литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он
хочет найти ответ), какими источниками он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и
методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы. В основной части описывается
«ход» мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются и объясняются выявленные
исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные в введении вопросы,
подводятся обобщенные итоги исследования. Желательно выделение здесь также вопросов,
нуждающихся в дальнейшем изучении.
Особенно важной частью работы руководителя, от которой дальнейший успех дела, является
подготовка ученика к исследованию. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках
кубановедения, лучшие на заседаниях научного общества.
Итогом этих исследований становятся накопительный материал, который потом используется в
качестве экспериментального и исследовательского. Кроме этого, учащиеся участвуют со своими
исследованиями в конкурсах.
Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.
1. – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта краеведческого
исследования зависит многое. Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны
источники сбора информации.
2. – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На
этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы,
определить как материал будет собираться.
3. – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием
разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами,
беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов.
4. – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины.
Оформление материалов.
Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята
приступают к его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление
материалов и поиск дополнительной информации, уточнение какихлибо вопросов, идут
одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в
соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые
предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому
исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы
краеведческой работы.
В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала.
Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает
возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в
представляемой проблеме.
5. – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей
краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение, какого – то
времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное
владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал
наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления.
Так в результате исследовательской работы «Герои Советского Союза Мостовского района»,
которая писалась в течение нескольких лет. Учащиеся собирали материал, знакомясь не только с
газетными статьями, фотоматериалами и документами, но также и с материалами собранными
педагогоморганизатором __________, которая вместе с учителями нашей школы организовывала
велопробеги между поселениями, где учащиеся, преодолев иногда десятки километров,
встречались с родственниками Героев Советского Союза, знакомились с материалами местных
краеведческих музеев. (Это было незабываемое зрелище, когда детвора той или иной школы
встречала наших детей, как победителей с цветами и громкими приветствиями у дверей школы, а
потом с удовольствием, на правах хозяев, организовывали встречу с родственниками Героев,
делилась материалами.). Вся работа была систематизирована моими учениками только в 201201
уч. году.
Не менее интересны походы по местам боевой Славы времен ВОВ по маршруту село Шедок
п. Кировский кордон Черноречье – п. Никитино, которые проходят ежегодно. Ребята убирают
территорию и возлагают венки у памятников: Жени Бондаревой, погибшим солдатам осенью 1942
года при обороне перевалов на Сочинском направлении на кордоне Черноречье и погибшим
партизанам в п. Никитино.
Собранный краеведческий материал, который лег в основу исследовательских работ
учащихся активно применяется на уроках и во внеурочное время.
Благодаря краеведению мне удалось внести в учебновоспитательный процесс элемент
живого созерцания. На уроках истории, географии, экологии, искусства Кубани, на местном
материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается
хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в
укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи,
воспитывает чувства любви и гордости за свою Родину. Человек будет любить свой край, его
историю, если будет знать его прошлое и настоящее. И я думаю, важно заинтересовать ребят
историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.
Проводя поисковую работу, учащиеся становятся исследователями – это один из основных
путей сближения школы с жизнью, способ широкой постановки научной работы по местной
проблематике для учащихся и учителей. Краеведческий материал развивает любознательность
школьников, становится предметом научного и познавательного интереса. Да, мы не совершаем
великих подвигов, не пишем многотомных исследований, но эти наши маленькие исследования
заставляют детей подругому смотреть на мир. Мы просто вместе с учащимися учимся быть
хозяевами своей земли, своего дома.
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.