Доклад
Оценка 4.7

Доклад

Оценка 4.7
Документация
doc
администрации
Взрослым
05.05.2017
Доклад
Система работы мастера производственного обучения с обновлением и пополнением комплексного методического обеспечения, необходимые требования, содержания работы мастера, а так же средства обучения необходимые для работы мастера, его подход к качественным практическим знаниям и приемов студентов, оформления паспорта мастерской, комплексно-методическое обеспечение мастерской.
доклад.doc
(д о к л а д) подготовил:  зам. Директора по УПР ГПОУ  «Макеевский строительный центр  ПТО имени Ф. И. Бачурина» Ласковец Н. С.  2017 1 С О Д Е Р Ж А Н И Е  1. Комплексное методическое обеспечение предметов и профессий  2. Основные сведения о средствах обучения  3. Общие педагогические требования к средствам обучения  4. Алгоритм создания КМО предмета (профессии)  5. Паспорт мастерской и комплексного методического обеспечения профессии  6. Учебно­справочные материалы для преподавателя и мастера производственного обучение  6.1   Средства   обучения,   их   дидактические   функции   и   учебные   ситуации применения  6.2 Основные обязательные средства обучения, необходимые при преподавании предметов по темам учебной программы.  6.3 Комплексное методическое обеспечение предмета (профессии).  6.4   Мастеру   производственного   обучения   об   учебно­технической документации.  6.5   Схема   общего   анализа   учебной   практики   (С   определением   имеющегося КМО предмета (профессии))  6.6   Психолого­педагогические   требования   к   оборудованию   учебных мастерских, лабораторий. 2 1. КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИЙ Проблема   эффективности   и   результативности   учебно­воспитательного процесса   может   быть   решена   только   при   условии   обеспечения   высокой компетентности   и   соответствующего   профессионального   мастерства   каждого педагога,   что   позволяет   применять   различные   типы   и   структуры   уроков, разнообразить методы и приемы работы на уроке. Реализация поставленных задач зависит от обеспечения учебно­воспитательного процесса учебной и методической литературой,   учебно­наглядными   пособиями   и   современными   техническими средствами   обучения,   дидактическими   и   другими   материалами,   то   есть   от комплексного   методического   обеспечения   профессий   профессионально­ технического учебного заведения. Методические   комиссии   планируют   и   проводят   работу   по   комплексно­ методического   обеспечения   учебно­производственного   процесса   средствами обучения,   разработки   методических   рекомендаций   по   эффективному использованию   дидактических   материалов,   создание   необходимых   средств обучения. Мастер   производственного   обучения   при   составлении   плана самостоятельной   методической   работы   на   учебный   год   должен   предусмотреть планирование и выполнение работы с обновлением и пополнением комплексного методического обеспечения профессии, в частности:   разработка и изготовление приспособлений и специальных инструментов для использования в процессе обучения,   изготовление   наглядных   пособий   для   уроков   учебной   практики   или   для кабинета спецтехнологии. Комплексное   методическое   обеспечение   –   это   разработка   и   создание оптимальной   системы   учебно­методической   документации   и   средств   обучения, необходимых   для   полного   и   качественного   обучения   профессиям   в   срок,   что определено учебным планом. В учебных заведениях должна создаваться система комплексного методического обеспечения профессий, которая включает:   учебные планы и программы,   учебник или учебное пособие,   методика,   комплект дидактических материалов  учебно­наглядных пособий по темам,   рекомендации по интенсификации учебного процесса.  Ознакомившись   с   ними,   мастер   производственного   обучения   выявляет, которые инструменты, заготовки, инструкционно­технологические карты, учебные таблицы,   слайды,   кино   ­   и   видеофрагменты,   производственные   ситуации   для 3 анализа,   ситуационных   задач,   деловые   игры   и   др.   недостаточно,   и   намечает последовательность   и   сроки   их   изготовления,   готовит   эскизы   пособий   для изготовления. Система учебно­методической документации и средств обучения включает:  ­ учебный план и программы;  ­ квалификационные характеристики на уровне квалификации, включая начальный и повышенный;  ­ поурочно­тематические планы;  ­ перечни учебно­производственных работ;  ­ перечни пробных квалификационных работ (разряды, классы, категории);  ­ перечни оборудования (под разряды, классы, категории);  ­ критерии оценивания;  ­ комплексные квалификационные задания (практическая часть);  ­ нормативы оснащения учебных мастерских (лабораторий, полигонов);  ­ учебники, учебные пособия для учащихся;  ­ пособия по методике преподавания предмета (профессии):  личные методики,  методические разработки,  методические рекомендации из наиболее важных тем;  ­ справочники;  ­ инструкционно­технологическую документацию, дидактические материалы; ­ плакаты, диаграммы, динамические плакаты и пособия;  ­ наглядные пособия:  макеты,  модели,  муляжи,  разрезы;  натуральные образцы; демонстрационное   оборудование   (приборы)   и   оборудование   для проведения лабораторно­практических работ;  ­   аудиовизуальные   средства   обучения:   кинофильмы,   диафильмы,   комплекты диапозитивов, транспарантов, магнитных записей, видеозаписей;  ­   тренажеры,   тренировочные   устройства,   устройства   программированного обучения и дидактические материалы к ним; Комплексное   методическое   обеспечение   (КМО)   предмета   зависит   от содержания   учебного   материала;   при   этом   важно   определить   целесообразность использования   каждого   средства   обучения,   входящего   в   систему.   Чтобы исключить   дублирование,   необходимо,   чтобы   имеющиеся   средства   обучения взаимно дополняли друг друга. 4 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ Средства   обучения   –   вспомогательные   материальные   средства образовательного учреждения с их определенными дидактическими функциями. К основным средствам обучения относятся:  ­ натуральные объекты;  ­ модели; ­ учебные приборы;  ­ экранно­звуковые средства обучения;  ­ печатные средства обучения;  ­ станки, верстаки, инструменты;  ­ тренажеры;  ­ средства вычислительной техники (компьютеры; калькуляторы и т. и);  ­ учебники и пособия; ­ и т. и. Средства   обучения   являются   важным   компонентом   процесса   обучения, который   включает   взаимосвязанную   деятельность   мастера   и   учащихся.   И   как любой   процесс   деятельности,   данная   деятельность   связана   с   использованием определенных   средств   –   слово   мастера,   данные   справочника,   чертежи, инструкционно­технологцічні   учебные принадлежности, наглядные пособия и т. д. Все это принято называть средствами обучения.   оборудование,   карты,   приборы, Виды средств обучения разнообразны, их состав зависит от уровня развития науки   и   техники.   В   настоящее   время   в   профессионально­технических   учебных заведениях широкое применение находят следующие виды средств обучения:   учебники и учебные пособия;    дидактические материалы ­ карточки­задания, учебные инструкции, учебные алгоритмы, материалы на печатной основе для работы учащихся и т.д.;    учебное оборудование ­ машины, механизмы, инструменты, приспособления, приборы и т. Д .;   наглядные пособия:  натуральные ­ оборудование, приборы, инструменты, образцы и т. Д.,  изобразительные ­ плоскостные (плакаты, картины, карты, диаграммы, схемы и т. Д.),  объемные (модели, муляжи, динамические щиты, электрифицированные схемы и т. Д.);  технические   средства   обучения   ­   кодоскопы,   видео,   компьютерная   иа   др. техника,   в   комплекте   с   учебными   видеофильмами,   кинофильмами, диафильмами, диапозитивами, транспарантами, компьютерными обучающими программами, радио и телевизионными, звуко­ и видеозаписями; тренажеры, оборудование   для   программированного   обучения   в   комплекте   с соответствующей учебной документацией, микропроцессорная вычислительная техника, технические устройства для контроля знаний и умений учащихся. Дидактические функции средств обучения: 5  являются   «инструментом»,   с   помощью   которого   учащиеся   в   процессе обучения   познают   окружающий   мир,   технические   и   технологические объекты, явления, процессы;  помогают развить познавательные способности учащихся; интенсифицируют работу мастера;  они   являются   источником   информации;   повышают   творческий   уровень обучения;  они являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны мастера. На   стадии   практического   применения   студентами   полученных   знаний   и способов деятельности средства обучения играют значительную роль. Студенты выполняют   упражнения   и   самостоятельные   работы   (по   инструкционно­ технологическим   и   картами,   картами­задачами,   сборниками   задач,   обзорно­ повторяющиеся   таблицами   и   др.   Дидактическими   средствами),   лабораторно­ практические   работы   (по   инструкциям,   с   использованием   лабораторного оборудования). Специфика   учебного   процесса   в   профессионально­технических   учебных заведениях заключается в том, что полученные на уроках теоретического обучения знания   ученики   применяют   на   профессионально­практических   занятиях, постоянно   работая   с   инструментами,   оборудованием,   приборами,   то   есть   со средствами обучения. Технические   средства   обучения   (ТСО)   ­   это   техническое   оборудование,   с помощью которого подается учебная информация и контролируется ее усвоения (диапроекторы,   видеотехника,   кодоскопы,   компьютерная   техника   и   т.п..   ТСО напрямую   не   содержат   информацию,   она   находится   на   носителях   информации (слайдах, кинофильмах, CD­дисках и т.д.). Приведем   пример   разделения   средств   обучения   на   группы   в   соответствии   с поставленной дидактической задачи и способа ее реализации:   1.   Учебно­наглядные   пособия   ­   (совокупность   средств   обучения,   могут применяться без помощи технических средств. 1.1 Изобразительные пособия: ­ плоскостные (плакаты, фотографии и т. д.); ­ объемные (статические и динамические). 1.2 Знаковые пособия: ­ схематические (схемы, таблицы и т. д.); ­ символьные (формулы, графики и т. д.). 1.3 Натуральные пособия (образцы объектов окружающей среды): ­ природного происхождения (коллекции минералов и т. п.); ­ искусственного происхождения (приборы, инструменты и т. п.) 2. Вербальные (словесные) средства обучения: ­ учебная, учебно­методическая литература; ­ словари; ­ инструкционные карты; ­ дидактические материалы и т. П .. 6 3. Специальное оборудование (для практической деятельности): ­ орудия и средства труда; ­ тренажеры; ­ средства для проведения лабораторных и практических работ; ­ дидактические материалы и. т. д. 3. ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ: ­   пригодность   к   применению   при   использовании   современных   форм   и методов обучение; ­ единство понятий и терминологии, условных обозначений; ­ соответствие возрастным особенностям учащихся; ­   информация,   которую   содержат   средства   обучения   должна соответствовать   содержанию   учебной   программы,   быть   научно   достоверной, соответствовать современному состоянию науки; ­   возможность   комплексного   использования   (сочетание   с   другими средствами обучения); ­   обеспечение   наглядности,   доступности,   систематичности,   прочности, глубины усвоения учебного материала; ­ формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся, интереса к предмету; ­ обеспечение эффективного овладения рациональными приемами учебно­ производственной деятельности; ­ содействие формированию технического мышления, навыков самоконтроля в деятельности учащихся; ­ содействие реализации межпредметных связей; ­ ориентация на единый уровень знаний и умений учащихся, осваивающих профессию. 4. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КМО ПРЕДМЕТА (ПРОФЕССИИ): 1. Изучение учебной программы по предмету. Исходным   документом   для   разработки   КМО   предмета   является   учебная программа,   которая   определяет   содержание   обучения   в   соответствии   с современными требованиями подготовки квалифицированных кадров. 2. Проектирование оптимального комплекса средств обучения. Осуществляется путем разработки паспортов КМО предметов (профессий). Для полного и качественного изучения учебного материала целесообразно фиксировать   имеющуюся   учебно­методическую   документацию,   учебную, методическую литературу, средства обучения и т. В специальном документе ­ перечень   комплекса   средств   обучения   (паспорте   КМО).   Данный   документ позволяет   оценить   качество   учебно­методического   обеспечения   учебных 7 мастерских,   лабораторий,   как   администрацией   учебного   заведения,   так   и непосредственно преподавателем (мастером производственного обучения). 3. Подготовка к составлению перечня комплекса средств обучения. 3.1.Проведення   дидактического   анализа   содержания   учебного   материала программы конкретного предмета и определение перечня необходимых средств обучения. 3.2. Определение перечня имеющихся средств обучения. 3.3.   Определение   перечня   средств   обучения,   которых   нет   в   наличии,   но которые необходимы для изучения предмета. Для   упрощения   этой   работы   можно   рекомендовать   мастера производственного обучения составить следующую таблицу: Таблица   1.   Соответствие   средств   обучения   и   содержания   учебного материала: Средства обучения Название темы (Раздела, темы урока)  №   п / п е и н а в о д у р о б О т н е м у р т с н И ы л а и р е т а М ы ц з а р б о   е ы н ь л а р у т а Н и ж я л у м   , ы т е к а м   , и л е д о М и ж е т р е Ч + + + + + + ы т р а к   е и к с е ч и г о л о н х е т   х ы н н о и ц к у р т с н и – = ы ц и л б а т   , ы т а к а л П ы м ь л и ф о е д и В ы в и т и з о п а и д   , ы м ь л и ф а и Д и к и н ч о в а р п С е о г у р д + – = – = + Заполнение таблицы можно в произвольной форме, например: „+” „­„  есть в наличии; нет в наличии; В   профессионально­технических   учебных   заведениях   сложилась определенная   система   оформления   паспортов   комплексного   методического обеспечения.   Они   являються   весомым   дополнением   к   паспортам   учебных кабинетов (мастерских, лабораторий). „=”  можно зготовить самостоятельно    Рассмотрим   образец   паспорта   учебной   мастерской   и   комплексно­ методического   обеспечения   предмета   (профессии).   Каждый   профессионально­ 8 техническое   учебное   заведение   в   зависимости   от   специфики   профессий   может изменять приведен перечень основных разделов данного документа 5 ПАСПОРТ МАСТЕРСКОЙ И КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ 9 Професссия:  ..............................................................                    ..............................................................                                            ..............................................................               Заведующий   мастерской:  ...........................………….............. 10 ПЕРЕЧЕНЬ Основными разделами: 1. План ­ схема учебной мастерской. 2. Общие сведения о учебное помещение (площадь, количество рабочих мест и т.д.). 3. Правила охраны труда при работе в учебной мастерской. 4. Перспективный план работы мастерской. 5. Карта комплексного методического обеспечения предмета (профессии). 6. Основная документация мастера производственного обучения.  Рабочий учебный план  квалификационная характеристика  Учебная программа.  Поурочно ­ тематический план.  Критерии оценки.  Перечень учебно­производственных работ по профессии.  Перечень   пробных   квалификационных   работ   (под   разряды,   классы, категории).  Перечни оборудования (под разряды, классы, категории).  Комплект заданий проверочных работ  Комплект   комплексных   квалификационных   заданий   по   профессии (практическая часть)  Карточки ­ задания  тематические задания  Инструкционно­технологические карты 7. Учебная литература для учащихся (учебники, пособия и справочники). 8.   Учебно   ­   методическая   литература,   учебники,   пособия   и   справочники   для мастера. 9. Перечень плакатов учебной мастерской. 10. Перечень стендов, планшетов. 11. Инструменты, устройства, приборы, инвентарь. 12. Основное и вспомогательное оборудование. 13.   средства   обучения,   используемые   при   преподавании   предмета   по   темам учебной программы:  ­ Натуральные образцы.  ­ Модели, макеты, муляжи.  ­ аудиовизуальные средства.  ­ Технические средства обучения  ­ Техническая документация и учебная литература. 14. Методически­справочные материалы для мастера. 11 1. ПЛАН­СХЕМА УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ) _________________________________________________________________________________________________________ Схема эвакуаци СПЕЦИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ МАСТЕРСКОЙ НАЗВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ К­ВО ПРИМЕЧАНИЕ ПРИМЕЧАНИЕ №  п/п НАЗВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ Кафедра Стол 1. 2. 3. Доска 4. Плакатница 5. Столы для студентов 6. Стулья  7. Шкафы 8. Полки  9. Стелажи 10 Стенды 11 Планшеты К­ВО 1 1 1 1 15 4 2 4 №  п/п 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 12 12 13 14 15 № п/п (1) 27 28 29 30 4. Перспективний план роботы мастерской  на 20.../20...   уч. г. Что планируется выполнить Дата исполнитель Прим. (2) (3) (4) (5) 5. Карта комплексного методического обеспечения   _________________________________________________________________________________ ы м е т         № Название темы   а н в о с а ч о в ­ К   у к о р у №   и н е м е р в о в ­ К   Тема урок а Средства обучения  (КМО) 13 % КМО примечание 7. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ № п/п (1) НАЗВАНИЕ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ (авторЫ, кем выдана, год издания) (2) Необходи мость в приобрит ении  (4) наличие (3) 14 8. Учебно ­ методическая литература (отдельные   методики,   методические   рекомендации, передовой педагогический опыт, тематические методические разработки),   учебники,   пособия,   справочники   для мастера. НАЗВАНИЕ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ (авторЫ, кем выдана, год издания) наличие (2) Название  (2) Плакаты с тем учебной программы производственного обучения Плакаты по безопасности труда в строительстве (штукатурные работы) (3) (3) 10 5 Необход имость в приобрит ении  (4) Прим. (4) 9. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАКАТОВ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ 10. ПЕРЕЧЕНЬ СТЕНДОВ, ПЛАНШЕТОВ Название (2) Стенды с информацией о строительных профессии для учебных групп Уголок научно­технической информации Прим. (4) (3) 3 № п/п (1) № п/п (1) 1 2 № п/п (1) 1 2 15 11. ИНСТРУМЕНТЫ, УСТРОЙСТВА, ПРИБОРЫ, ИНВЕНТАРЬ. № п/п (1) наименование (2) К­во  на учебную группу ____ человек  Для индивидуального использования (3) Для группового использования примечание (4) (5) В графе 2 указываются инструменты, устройства, приборы, инвентарь, а в графах 3 и 4 указывается их количество, которое необходимо для группы учащихся, слушателей, исходя из необходимости их использования индивидуально или коллективно. 12. ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. № п/п (1) наименование (2) К­во  на учебную группу ____ человек (3) примечание (4) В   графе   2   указывается   наименование   оборудования   с   перечнем   основных   характеристик   и параметров, его марки, в том числе ­ тренажеров, имитаторов, средств вычислительной техники, средств оргтехники и тому подобное. В   графе   3   указывается   количество   единиц   оборудования   в   расчете   на   группу   учеников, слушателей в зависимости от профессии (в штуках, комплектах, наборах и других единицах измерения или учета). В графе 4 могут быть даны рекомендации по возможной замены (аналог данного оборудования) или изменений численности оборудования. 16 13. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 17 № п/п (1) № п/п (1) № п/п (1) № п/п (1) наименование (2) Кол­во (3) примечание (4) Натуральные образцы наименование (2) Кол­во (3) примечание (4) Модели, макеты, муляжи: наименование (2) Кол­во (3) примечание (4) Аудиовизуальные   средства:  кинофильмы,   диафильмы, видеофильмы               (Указать названия) наименование (2) Кол­во (3) примечание (4) Техническая документация и учебная литература Перечисляются инструктивно ­ технологические карты,  справки, чертежи, учебники, пособия и тому подобное. 6. МЕТОДИЧЕСКИ­СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 6.1 Средства обучения, их дидактические функции и учебные ситуации применения 18 Основные дидактические функции (возможности) Типовые учебные ситуации применения     получить   позволяют точное 1) представление   о  внешнем  виде,  строении, взаимодействие свойства, требования к качеству; 2) позволяют изучить способы применения, регулирования, налаживания изучаемых   частей,   1) передают информацию о процессах и  объекты в различных формах: ­ образной; ­ графической; ­ схематической; ­ цифровой; 2) позволяют показать: ­ внешний вид; ­ внутреннее строение; ­ принцип работы; ­ качественные и количественные  показатели объектов, процессов, явлений 1) позволяют  изучать принципы действия, взаимодействия   частей,   кинематику механизмов в действии; 2) четкое представление   о   внешнем   виде,   строение, форму, размеры,    позволяют   получить   № п. п. 1. Средства обучения Натуральные наглядные пособия 2. Изобразительные наглядные пособия: ­ плакаты; ­ таблицы; ­ схемы; ­ фотографии; ­тому подобное 3. Объемные средства обучения: ­ модели; ­ макеты; ­ муляжи 4. Экранные средства обучения: 1) экранное кино раскрывают   процессы   и   явления   в Средства наглядности, которые выступают в качестве   самостоятельного   источника информации:  динамике их развития;  позволяют   изучать   новые   виды техники и технологии, передовые методы труда 19 и   Демонстрация самостоятельное изучение: 1) строения; 2) назначения; 3) свойств; 4) способов применения,  регулирования,  налаживания и т.д. Демонстрация и  самостоятельное изучение: 1) принципа действия; 2) строения; 3) назначения; 4) количественных и  качественных показателей 1) демонстрация и  самостоятельное изучение  принципов действия,  взаимодействия составных  частей, кинематических  цепей механизмов; 2) демонстрация и  самостоятельное  использование общих  сведений  1) изучение объектов,  явлений, процессов,  которые недоступны  непосредственному  восприятию; 2) изучение внутреннего  строения машин,  механизмов, агрегатов,  устройств и процессов,  происходящих в них; 3) изучение циклических  процессов, действий,  движений, видеозапись и  анализ собственных  действий .; 4) демонстрация рабочих операций, учебно­ производственных  ситуаций, технических  процессов Изучение взаимосвязанных  объектов, процессов,  явлений и их составных  частей 1) применяют для создания  проблемных ситуаций,  руководства  самостоятельной работой,  повторение материала; 2) проведение инструктажей и т.д. 1) самостоятельное  изучение, закрепление,  повторение, систематизация учебного материала; 2) контроль знаний и  умений учащихся; 3) программируемое  изучения учебного  материала 1) демонстрация и  отработка приемов  слуховой диагностики и  регулировки машин и  механизмов; 2) проведение специальных  занятий и упражнений по  развитию  профессионального слуха  учащихся Отработка трудовых  умений и навыков  обслуживания сложного  производственного  оборудования в учебных  условиях 2) диафильмы 3) диапозитивы 5. транспаранты 6. 7. Дидактические материалы   для работы учащихся: ­карточки­ задачи; ­обобщающие таблицы и другие материалы   на печатной основе Звукозаписи Позволяют   воспроизводить   системы взаимосвязанных   изображений,   которые построены   в   соответствии   с   логикой учебного материала темы;  является   средством   наглядности   и самостоятельным источником информации 1) передают образную, графическую,  схематически символическую и текстовую  информацию; 2) позволяют показать внешний вид,  внутреннее строение, принцип работы  изучаемых объектов, процессов, явлений,  Позволяют   с   помощью   кодоскопа передавать визуальную информацию в виде рисунка,   чертежи,   схемы,   графика   или текста, а также  демонстрировать  плоские прозрачные модели механизмов 1) позволяют быстро предложить учащимся различные учебные задачи, формы для  заполнения при самостоятельном изучении, закреплении и использовании учебного  материала; 2) позволяют индивдуаилизуваты учебный  процесс Позволяют воспроизводить через  магнитофонные устройства разнообразные  звуковые характеристики работающих  машин, механизмов, аппаратов 8. Тренажеры 1) моделируют строение и функции  технических объектов; 2) способствуют ориентированию учащихся при переходе от изучения теории к  практике; 3) создают возможность приблизить  учащихся к реальной производственной  обстановки; 4) позволяют учащимся отработать  20 необходимые режимы работы, имитировать сложные условия труда и аварийные  ситуации; 5) помогают формировать приемы  самоконтроля 1) используют для облегчения  формирования одного из двигательных  навыков по использованию несложных  приборов и приспособлений на начальных  этапах упражнений; 2) эффективным средством развития  самоконтроля  включают инструктивные указания и  объяснения по правилам,  последовательности и технических  требований по выполнению трудовых  приемов и видов работ по профессиям  технологическую 1) раскрывают последовательность выполнения, содержание   инструктивных   указаний   и технических к технологическим переходов 2) отражают технические средства и  режимы выполнения работ комплексного  характера  раскрывает общие теоретические сведения  о сущности явлений или процессов,  которые исследуются или проверяются,  средства и последовательность выполнения лабораторно­практической работы,  способы фиксирования результатов и  выводов, характер отчетности о  проведении работы  позволяют: 1) индивидуализировать процесс обучения; 2) моделировать процессы и явления в  динамике; 3) пользоваться ими как самостоятельным  источником информации.  требований     9. Тестирующие  устройства  10. Инструкционные карты  11. Технологические (инструкционно­ технологические) карты  для 12, Задания   выполнения лабораторно­ практических работ  13. Учебные  компьютерные  программы по  предметам  Отработка начальных  умений в учебных условиях  на начальных этапах  изучения приемов операций Изучение в процессе  производственного  обучения трудовых  приемов, операций и видов  работ Выполнение работ  комплексного характера Проведение лабораторно­ практических работ  иллюстративного и  исследовательского  характера 1) самостоятельное  изучение учебного  материала и закрепление,  повторение и  систематизация; 2) контроль (самоконтроль)  знаний и умений учащихся 21 6.2 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Средства обучения  № п/п (1) (2) Количе ство  (3) Примечание (4) литература учебники учебные пособия методические пособия дидактические комплекты по предметам и т.д. Натуральные образцы: Модели, макеты, муляжи: Аудиовизуальные средства: Кинофильмы (названия) Диафильмы (названия) Видеофильмы (названия) и т. п. Базовое программное обеспечение учебного назначения: Техническая документация и учебная литература Перечислить инструктивно­технологические карты,  справочники, чертежи, учебники, пособия и тому подобное. Учебное оборудование и средства обучения должны обеспечивать: ­ выполнение учебной программы в полном объеме; ­ формирование необходимых навыков и умений в соответствии с содержанием труда рабочих соответствующей профессии и требованиям квалификационных характеристик; ­ оптимальную организацию процесса обучения с учетом современного уровня развития науки, техники, технологии; ­   эффективное   проведение   инструктажей   и   контроль   качества   учебно­производственных   задач,   выполняемых учащимися, слушателями; безопасность труда учеников, слушателей.   22 КМО Комплексное методическое обеспечение предмета (профессии) ­ это разработка и создание   оптимальной   системы   учебно­методической   документации   и   средств обучения по предметам (профессий). Система (комплекс) учебно­методической документации и средств обучения по предмету (профессии) включает в себя: 1.учебную документацию: а). учебный план; б). учебную программу; в). перспективно­тематический (поурочно­тематический план); г). план урока и т. д. 2.средства для студентов: а). справочник; б). чертежи и т.; в). руководство для выполнения практических работ; г). комплекты инструкционно­технологической документации и т.д. 3.Дидактические средства на урок: а). наглядные пособия: ­ натуральные (оборудование, инструменты, образцы продукции) ­ изобразительные (плакаты, таблицы, фотографии, рисунки и т.п .; модели, муляжи; макеты) б). технические средства обучения в). экранные пособия (учебное кино, диафильмы, диапозитивы, транспаранты (для кодоскопу), фазограмы (наложение транспарантов) г). дидактические материалы для работы учащихся (карточки­задания, оглядово­ повторяющиеся таблицы ­ для домашних заданий, материалы на печатной основе и т. д.) д). средства для контроля знаний и умений учащихся; е). звукозапись. 4.учебные оборудования для выполнения учебно­производственных и   лабораторно­практических работ. 5.средства для мастера производственного обучения: а). собственная методика; б). методические разработки по темам; в). методические рекомендации; г). рекомендации по интенсификации учебного процесса; 23 д). информационные материалы о передовой педагогический и производственный опыт, инновационные производственные технологии и т.д.; е). профессиональные периодические издания. 24 МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Учебно­техническая   документация  ­   это   документы   (пособия),   которыми руководствуется   мастер   при   учебно­производственном   и   технологическом процессах изготовления изделий. К учебно­технической документации относятся: ­ рабочие чертежи промышленных изделий, изготавливаемых в мастерской; ­ письменные инструкции; ­ технологические документы. Рабочие   чертежи   и   другие   виды   конструкторских   документов   и   учебной мастерской должны соответствовать государственным стандартам. Эскизные конструкторские документы предназначены для разового использования. Демонстрационные крупномасштабные рабочие чертежи и другая документация выполняются стойкими красками на пластике или другом материале форматами 594х841   мм   или   1189х841   мм   и   служат   иллюстративным   материалом   при инструктировании. Чертежи   изготавливают   размерами  210х297  мм, 297х420  мм.  Мастер   помогает студентам читать чертежи и схемы, объясняет новые, непонятные им обозначения. Письменные   инструкции   ­   учебные   инструкционно­технологические   документы являются   важным   дидактическим   средством   активизации   познавательной деятельности  учащихся. В них приводится  перечень упражнений, предлагаются способы   и   порядок   их   выполнения,   указываются   объекты   труда   или   задачи, поэтапные рабочие позы, инструмент, применяется, приспособления и материалы. К  руководству   прилагаются   рабочие  чертежи  или   рисунки,  послеоперационные эскизы   результатов   труда   и   технические   требования.   Письменные   инструкции составляются в виде инструкционных и инструкционно­технологических карт. Инструкционные   карты   на   операцию   или   занятия   способствуют   запоминанию учебно ­ тренировочных упражнений и информации, полученной учащимися при инструктировании. На вводном инструктаже мастер подробно рассматривает эти карты и сам выполняет по ним упражнения. В дальнейшем они используются как учебно­наглядные пособия. 25 Форма инструкционных карты: п / п №   Последова тельность выполнени я работ Инструкционн ые указанияти объяснения эскизы оборудова ние инструмент рабочий измерит ельный матери алы прим ечан ие Инструкционно­технологические   карты   используют   при   изучении   комплексных тем   программы.   В   них   отражаются   технологическая   последовательность изготовления   деталей   и   сборки,   ход   процессов.   Такие   карты   способствуют закреплению умений и навыков выполнения технологических операций, развития технологического мышления учащихся. Инструкционно­технологические карты изготавливаются по форме: Инструкционно­технологическая карта № п/п Последовате льность выполнения работ Инструкцио нные указанияти объяснения эскизы оборудование инструмент рабоч ий изме рите льны й материа лы приме чание Текстовые   технологические   документы:   маршрутная   карта, операционная карта, спецификация технологических процессов, технологическая инструкция,   материальная   ведомость,   ведомость   технологической   оснастки, другие документы. Графические документы  ­ карты эскизов и схем, иллюстрации процесса изготовления изделия и его элементов. Технологическую   разработку   изготовления   конкретной   детали   или   изделий целесообразно поручать  нескольким ученикам. Вследствие  этого  возникает ряд вариантов, из которых в ходе обсуждения определяется лучший. Чертежи   и   технологические   документы,   выполненные   учащимися   в   процессе производственного обучения, комплектуются, подлежат оценке мастером . 26 6.5. СХЕМА ОБЩЕГО АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. Внешние условия и условия проведения урока:  санитарно­гигиеническое состояние учебной мастерской (участка)  наличие, состояние инструмента и оборудования обеспеченность учащихся: ­ работой, ­ инструментом, материалами, ­ учебно­технической документацией, ­ дидактическими средствами и т. Д. 2. Содержание и методика вступительного инструктажа:  правильность определения урока  рациональный отбор учебного материала для инструктажа, целесообразность его структуры,  взаимосвязь материала нового урока со знаниями учащихся,  дозирования времени на отдельные элементы,  методика показа и объяснения трудовых приемов и процессов,  правильное сочетание демонстрации и объяснения мастером,  использование   учебно­технической   документации,   учебных   пособий   и технических средств обучения,  способы и эффективность решения воспитательных задач, развитие интереса и познавательной активности учащихся,  организация   и   методика   закрепления   материала   вводного   инструктажа, степень усвоения его учениками. 3. Организация и методика текущего инструктирования:  соответствие содержания упражнений требованиям учебной программы,  правильность определения целей и планомерность обходов рабочих мест учащихся,  эффективность способов и методических приемов инструктирование,  текущий контроль и прием работ учащихся, объективность оценок. 4. Деятельность учащихся на уроке:  скорость и организованность включения в работу,  Осознанисть и степень самостоятельности, 27  применение   правильных   трудовых   приемов,   умение   проводить самоконтроль,  выявление чувства коллективизма, организованность в работе,  типичные ошибки и осложнения,  использование учебно­технической и инструкционных документации,  соблюдение технологической дисциплины и правил безопасности труда,  качество выполненных работ. 5.   Содержание,   организация   и   методика   заключительного   инструктирование учащихся:  сообщение о достижении цели урока,  подведения   итогов   и   анализ   выполнения   учебно­производственных   задач бригадами и группой в целом,  определение причин типичных ошибок и характерных недостатков, пути их предупреждения и устранения,  анализ затрат рабочего времени,  сообщение оценок,  объявления темы следующего урока,  выдача домашнего задания. 6.6. ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ МАСТЕРСКИХ И ЛАБОРАТОРИЙ 1. Мастерские должны иметь рабочее место (кафедру) мастера, классную доску, столы   (станки,   верстаки)   и   стулья   из   расчета   одновременного   присутствия определенного   количества   студентов,   демонстрационный   стол   для   показа отдельных узлов, деталей и т. д., а также учебно­наглядные пособия и технические средства обучения. 2. В каждой учебной мастерской (лаборатории) должен быть оборудован уголок по охране труда, должны быть противопожарные средства и медицинская аптечка. 3. Учебное оборудование должно быть в количестве, обеспечивающем полное и качественное   отработки   программного   материала,   обеспечивать   выполнение программных требований по профессии. 28 4.   Оборудование   учебных   лабораторий   должно   обеспечить   проведение   всего набора   лабораторно­практических   работ,   и   при   условии   их   фронтального проведения.   Лаборатории   должны   иметь   оборудованные   учебные   места, обеспечивающие   отработку   упражнений   бригадами   (звеньями)   по   всем   темам предметов. 5.   Размещение   учебных   рабочих   мест,   расположения   оборудования,   макетов, стендов   и   щитов   должно   проводиться   с   соблюдением   требований   технической эстетики и безопасности труда. 6.   Оборудование   мастерской   должно   постоянно   обновляться   современными научными,   макетами, изображениями) новой, более современной техники, оборудования, инструментов и т. д. Целесообразно освещать данные вопросы на обновляемых стендах.   учебными   материалами,   образцами   (моделями, 7.   Каждое   учебное   рабочее   место,   как   правило,   оборудуется   рабочим   столом (верстаком),   учебным   оборудованием,   комплектом   инструментов,   приборов   и устройств, учебной документации. 8.   Установлено   учебное   оборудование   должно   хорошо   просматриваться,   быть удобным   в   пользовании,   окрашенные   в   цвета,   принятые   заводом­изготовителем (места разрезов ­ красный цвет). 9.   Промышленное   оборудование,   устройства,   приборы   и   т.   д.   должно   быть соответствующим   образом   подготовлено   (сделанные   разрезы,   установлено   на подставки и т. п.). Такое оборудование используется для демонстрации вопросов, изученных   на   предметах   профессионально­теоретической   подготовки,   для проведения опытов на лабораторно­практических занятиях, разборки и сборки при изучении конструкций приборов, машин, станков, механизмов и т. Д. 10.   Большие   механизмы   и   части   транспортных   средств   устанавливаются   на подставки.   При   установлении   действующих   автомобилей   (автобусов)   и двигателей, мастерская оборудуется вентиляцией и трубопроводами для отвода наружу   отработанных   газов.   Подача   топлива   должна   проводится   с   баков, находящихся за помещением. 11.   Оборудование   мастерских   должно   обеспечивать   работу   кружков,   а   также некоторые другие задания для учащихся индивидуального обучения. 29 12.   Оборудование,   изготавливаемое   силами   студентов   и   мастеров,   должно отвечать не только техническим требованиям, но и эстетическим нормам (внешний учет, крепления, рациональность расположения частей, их формы, окраски и т. д.) 13. Расположение оборудования в мастерской, лаборатории должно быть удобным для работы с ним. 14. Расположение инструментов, приборов, материалов мастерские, лаборатории, условия   их   хранения   также   влияют   на   рациональную   работу   студентов.   Они располагаются   в   той   последовательности,   в   которой   будут   использованы   при демонстрации (в практической работе).  15.   В   учебных   мастерских   (лабораториях)   должен   быть   комплекс   различных необходимых инструкционных и инструкционно­технологических карт, чертежей, карт­задач, справочной и другой дополнительной литературы, средств обучения. 30

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017