ДОКЛАД: "Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока"
Оценка 4.7

ДОКЛАД: "Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока"

Оценка 4.7
Семинары
doc
химия
Взрослым
19.02.2020
ДОКЛАД: "Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока"
Доклад по теме: "Активные методы обучения на разных этапах урока"
Доклад на РМО. Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока.doc

ДОКЛАД: "Активные методы обучения (АМО)

на различных этапах урока"

учитель химии МБОУ СОШ 30 п. Молодёжного: Якуба И.Г.

 

  Целями школьного образования помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

 Необходимо найти такие методы для эффективного и качественного обучения, такие формы организации процесса, которые способствовали бы развитию личности и обеспечили уверенное достижение поставленных новыми стандартами образовательных целей.

Такие методы существуют, и называются они активные методы обучения. В основе этих методов заложен игровой принцип обучения, их включение в образовательный процесс позволяет создать открытую, мотивирующую среду, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Активные методы обученияэто методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.

Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

По структуре, в соответствии с технологией,  образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

Этапы:

·        Инициация (приветствие, знакомство).

·        Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).

·        Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

 

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

·        Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).

·        Проработка содержания темы (групповая, парная работа).

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Этапы:

·        Эмоциональная разрядка (разминка).

·        Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы.

К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасений.

В начале урока или мероприятия  необходимо создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с обучающимися. Для этого можно использовать активные методы приветствия.

Пример метода приветствия.

Метод «Поздоровайся глазами».

Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.

С этого упражнения можно начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать еще один метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, сказать доброе слово.

       Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только две минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, коснувшись друг друга локтями.

Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.

Уяснение целей любого урока позволяет обучающемуся, во-первых, понять, каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока, во-вторых, сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. А в-третьих, эффективно начать погружение в изучаемый материал. Ясное представление результатов, которых от него ожидают, помогает ребенку почувствовать себя уверенно, сконцентрироваться на ключевых моментах и активно включиться в работу.

В начале новой темы очень важно определить: какие цели стоят перед обучающимися, что он сам ожидает от обучения, а также чего опасается. Выяснение возможных опасений обучающихся очень важно для создания безопасной, психологически комфортной обстановки в классе, в школе.

Такие методы, как  «Инструментальный пазл», «Прогноз погоды», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Разноцветные листы» и др. позволяют эффективно провести постановку целей урока и выяснение ожиданий и опасений обучающихся.

Пример АМ определения целей

Метод «Инструментальный  пазл».

На общем столе в произвольном порядке расположены следующие предметы: книга, блокнот, флэш-карта, лазерный         диск, фотография, тетрадь для нот, зубная паста. Учитель озвучивает предметы. Обучающимся предлагается найти лишний предмет и ответить на вопросы: «Почему этот предмет лишний? Для чего могут быть использованы оставшиеся предметы?»  (для хранения информации).

 Затем учитель спрашивает у класса: «Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?»   (учащиеся формулируют тему урока, озвучивают цели, учитель при необходимости дополняет ответы ребят).

Пример АМ выяснения ожиданий и опасений

Метод «Прогноз погоды».

Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.

Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников…

Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения -  на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.

К активным методам работы над темой образовательного мероприятия относятся АМ презентации нового учебного материала (интерактивная лекция)  и АМ организации самостоятельной работы над темой.

АМ презентации учебного материала

В процессе обучения педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Сегодня учителя нередко используют цифровые технологии. Мультимедийные презентации позволяют красочно и доступно рассказать ребятам об основных моментах рассматриваемой темы, но не всегда у педагога есть возможность воспользоваться техническими средствами. В этом случае не менее эффективным будет использование активных методов передачи информации - инпут или  «интерактивная лекция».

Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока.Монолог необходимо «разбавлять» демонстрационным материалом, т.е. визуализировать основные моменты темы.

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Научный эксперимент» и др. позволяют эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для плодотворной самостоятельной работы, представить им основные направления движения для работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала

Метод «Инфо-угадайка».

На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Визитные карточки», «Экспертиза» и др. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.

Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут и т.д. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.

Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод сигнальных карточек «Светофор»

Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.

Эффективно и эффектно завершить урок, внеклассное мероприятие, родительское собрание можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии.

Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Пример активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

АМ подведения итогов урока (рефлексия, анализ и оценка урока)

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие АМ, как «Ресторан»,  "Все дело в шляпе» и др.Эти методы позволяют подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Ресторан»

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…

Метод «Все дело в шляпе»

Учащиеся передают друг другу шляпу или другой предмет (мяч, флажок), по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа или другой предмет, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.

Кроме освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает у обучающихся способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать ответы и  ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

 

 

Приложение 1

Графический конспект урока химии в 8 классе по теме: "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".


ДОКЛАД: " Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока " учитель химии

ДОКЛАД: " Активные методы обучения (АМО) на различных этапах урока " учитель химии

Этапы: · Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Этапы: · Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Такие методы, как «Инструментальный пазл», «Прогноз погоды», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Разноцветные листы» и др

Такие методы, как «Инструментальный пазл», «Прогноз погоды», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Разноцветные листы» и др

Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока

Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока

Группы распределяются по автобусным остановкам

Группы распределяются по автобусным остановкам

Я переел… - Пожалуйста, добавьте…

Я переел… - Пожалуйста, добавьте…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020