Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батамайская основная общеобразовательная школа»
IV региональная поисково-исследовательская конференция младших школьников «Виноградовские чтения»
Война в истории «Детей войны» моего села.
(к 77-летию Великой Победы ВОВ, о тружениках села)
Работа: Чемезова Аэлита,
ученицы 6 класса
Руководитель: Чемезова Ирина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Батамай 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Из воспоминаний жителей нашего села, поколение "детей войны"……………………...….5
1. Лыткина Нина Николаевна………………………………………………………………...…5
2. Тимченко Владислав Васильевич……………………………………………………..……..6
3. Сидоров Василий Гаврилович………………………………………………………………..6
4. Афонькова Галина Ефимовна…………………………………………………………...……7
5. Александрова Розалия Федоровна…………………………………………...………………7
6. Сергеева Федосья Трифоновна…………………………………………………….…………7
7. Тирютин Степан Степанович……………………………………………………...…………8
8. Протодьяконов Валентин Георгиевич………………………………………………….……8
9. Кривошапкин Дарья Иннокентьевна……………………………………………...…………9
Заключение………………………………………………………………………...……………10
Использованная литература……………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………..………12
Введение
Почти 78 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.
Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили провести данное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.
Цель: Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких, односельчан.
Задачи:
· Исследовать и проанализировать литературу по данной теме.
· Изучить степень и характер участия детей войны в работе тыла в годы ВОВ.
· Проверить предполагаемую гипотезу исследования на практике, встретившись с реальными детьми военной поры, проживающих в Батамае а так же моей бабушки.
· Проанализировать рассказ об их участии в работах в тылу и особенностях жизни в военное время и сделать вывод.
Объект исследования: поведение и образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: роль детей в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, тыла, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. нашими ровесниками, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должна быть наш работа «Дети войны».
Решение проблемы:
- Почему нельзя забывать прошлое?
- Какой след оставила война в каждой семье?
- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?
- Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?
- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?
- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении «детей войны». Живут рядом с нами пожилые, ничем с виду неприметные люди. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного. А война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны. Когда при встрече мы спрашивали что-нибудь рассказать о войне, все наши собеседники отвечали одинаково: «Да что там рассказывать. Жили мы плохо, голодно. Да ждали, когда наступит победа».
Из воспоминаний жителей нашего села, поколения "детей войны".
1. Лыткина Нина Николаевна
Родилась Нина Алексеевна 11 мая 1935 года, в Иркутской области, Киренского района, Чечуйского ПО, д. Кондюшино. Родители: отец Барахов Николай Никитич, 1915 г.р., мать Барахова Зоя Егоровна, 1914 г.р. - колхозники, отец работал председателем, бригадиром колхоза. В колхозе занимались выращиванием ячменя, овса, пшеницы, просо, конопли. Работа была тяжелой, коноплю вязали в снопы, замачивали в озере, затем просушивали на полатях, мяли и из нее делали веревки, также из конопли изготовляли масло, семечки. В семье было 6 детей: четыре мальчика и две девочки. Родители имели коров, овец.
Когда началась война, Нине Николаевне было 6 лет. Как сейчас помнит, как провожала вся деревня своих мужчин на войну, их увозили на барже. Все тяготы колхозной жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. Нина, как и все дети, помогала взрослым в колхозе: косили сено, работали в поле, возили навоз в коровнике, перебирали картофель, перед посевом готовили зерно на веялке. Как и у других семей отца тоже забрали на фронт, они с мамой сами заготавливали дрова, валили, пилили, вывозили на лошадях. Отец служил в Монголии все 5 лет, вернулся после Дня Победы, был награжден медалью "За победу над Японией". Нина Николаевна совмещала работу с учебой, проучившись 5 классов, пошла работать в колхоз. Она хотела учиться, из колхоза отпустили в г. Киренск для продолжения учебы в вечерней школе. Жить было трудно и поэтому приходилось подрабатывать, работала на рыбзаводе, уборщицей, почтальоном. затем перешла в Стройконтору, разнорабочей. Учебу пришлось оставить, проработав год, по приглашению тети, в 1954 году переехала в Якутию. В Якутске познакомилась с Лыткиным Анатолием Тарасовичем, уроженце Олекминского улуса, и в 1956 году приехали в Батамай к тете, Владимировой Лидии, которая работала поваром на звероферме. Тогда в Батамае была большая звероферма, Респотребкооператива "Холбос". Сначала работали вместе на звероферме; Анатолий Тарасович работал на БМК, мотористом, ловил рыбу для прокорма лис. В1965 году поступила на метеостанцию учеником метеоролога, а Анатолий устроился электромехаником на метеостанцию. Проработала на станции 21 год. Здесь родились все дети: две девочки и два мальчика. Сейчас Нина Николаевна на заслуженном отдыхе, любимая мать, бабушка 9 внуков, 5 правнуков. Любимое увлечение Нины Алексеевны Вышивание крестиком, вязание, прядение пряжи.
2. Тимченко Владислав Васильевич
1939 г.р. 6 января, родился в г. Минусинск Красноярского края. Отец Тимченко Василий Ефимович, 1904г. воевал, погиб в Сталинграде в феврале 1943 года, до войны работал директором школы, инспектором Минусинского районо, добровольно ушел на фронт. Мать Тимченко Валентина Яковлевна, 1909 г. проработала учителем начальных классов 48 лет. В семье было четверо детей: два брата и две сестры. Когда началась война, Владиславу Васильевичу исполнилось только 2 года. Жили впроголодь, из обуви была одна пара валенок, из-за этого по очереди ходили в школу, выходили погулять. Писали на газетах между строк, тетрадей не было. Помнит 9 мая 1945 года Владислав с дедом садил картошку (кстати, дед был ровесником Владимира Ильича Ленина, в Гражданскую войну был военврачом) и тут пришел почтальон и принес радостную весть, о том, что закончилась война. В 1949 году учился в 4 классе, но пришлось учиться на дому, не было обуви ходить в школу. В хозяйстве у семьи Тимченко была корова. Когда пришло время выбирать профессию, поступил в Красноярский железнодорожный техникум. Затем в 1957 году убежал в г. Таруханск, к брату, который работал начальником метеостанции, в 1958 был призван в армию, служил в пехоте.
В феврале 1962 года приехал в Якутию в Верхоянский район, работал на метеостанции в п. Суордаах. Со своей женой Раисой Васильевной познакомился в Приморье, там и поженились, и там же родился первенец сын Владимир. Отучились вместе с женой в Свердловске по направлению от гидрометшколы, получил профессию радист- метеоролог. В 1966 году переехали в п.Батамай, здесь на метеостанции проработали до пенсии. У семьи Тимченко четверо детей: три сына и одна дочь. Все сыновья пошли по стопам отца и стали радистами - метеорологами. Теперь и одна из внучек хочет продолжить династию метеорологов
3. Сидоров Василий Гаврилович
Родился в 1944 году 27 октября, в г. Якутске.
Родители: отец-Сидоров Гаврил Петрович, участник ВОВ, в результате полученных тяжелых ранений, стал инвалидом 2 степени, мать-Сидорова Мария Ивановна, работала дояркой в колхозе. В семье было 7 детей.
Во время войны жили в п. Тулагино, родители работали в совхозе, заготавливали дрова, тогда выдавали сухие пайки, хлеб по 200г. на человека. имели хозяйство: корову, две лошади. Василий Гаврилович окончил 6 классов, начал работать с 16 лет на разных работах, сенокосил, лаборантом в Ботаническом саду, на дорожном участке, печником, в 1966 переехал в Сеген-Кюель, строил дома на уч.Хара, где находилась МТФ "Хара". В 1971 году женился на Афоньковой Галине Ефимовне.
4. Афонькова Галина Ефимовна
Родилась 29 декабря 1938 г. в с. Усть-Чебула, Мариинского района, Кемеровской области. Родители: отец – Стрелков Ефим Иванович, 1891 г., участник ВОВ, мать – Стрелкова Федосья Ивановна, 1900 года, домохозяйка, имели четверых детей, держали скотину: корова, овцы, налоги платили шерстью, натуральной продукцией, маслом, молоком. Когда началась война Галине Тимофеевне было 3 года, в семье была самая младшая. Жили впроголодь, старшие братья умерли, остался самый старший брат 1919 года рождения.
В Якутию приехали в 1967 году к брату. Сначала работала продавцом, затем на звероферме п. Батамай, переехали в Сангар, там работала в столовой. В 1997 вышла на пенсию и вновь переехали в с. Батамай.
5. Александрова Розалия Федоровна
Родилась 27 февраля 1935г. в семье Слепченко Елизаветы Михайловны и Федора Васильевича родилась дочь-первенец. Назвали Раисой. Росла в сельской местности. В детский сад не ходила, не было садика. В 1-й класс пошла поздно, в 1942г. В марте 1942г. погиб отец Федор Васильевич под Смоленском. В школьные годы как все школьники работала в колхозе. Помогали в поле, садили картошку, копали. Поливали колхозные поля вручную. Помогали на сенокосе, сгребали сено. Уже после войны в 1948г. окончила 7 классов. После школы пошла работать в детский сад, нянечкой, т.к. в семье было 8 детей, надо было помогать маме. В 1953г. по направлению председателя колхоза приехала в город Якутск учиться агронома. Но, увидев объявление о наборе в гидрометслужбу метеорологов, пошла учиться в гидрометслужбу. Окончив, была направлена учиться в Ленский район станция Быйыттах. На станции познакомилась с Александровым Александром Павловичем и вышла замуж. В 1954г. родился сын Павел.
В 1956г. родилась дочь Люба. В 1958г. поехали работать в Амгинский район село Лягинцы. Там родились Наташа и Катя, т.к. в Лягинцах была национальная школа переехали в село Оннёс на родину мужа, где была назначена на работу начальником отделения связи. После переехали в Кобяйский район в поселок Таас-Тумус. Из Таас-Тумуса по направлению оказалась в поселке Батамай, где ее начальником отделения связи. Там она проработала до 60 лет. Только в 60 лет ушла на заслуженный отдых. Розалия Федоровна- ветеран тыла, влова ветерана ВОВ, имела награды, она прекрасная мать 4-ых детей , бабушка 11 внуков, 15 правнуков, уважаемый человек, пользовалась авторитетом среди населения. Но уже как 5 лет её не стало. Вечная память.
6. Сергеева Федосья Трифоновна.
Федосия Трифоновна родилась 14 февраля 1929 года в Верхне-Мэйитском наслеге Сунтарского улуса. Когда началась война, Федосье Трифоновне было всего 12 лет. До 1945 года работала в колхозе: летом работали на сенокосе, следили за скотом, пахали, боронили с помощью быка, осенью собирали урожай. В семье было 6 детей, отец Сергеев Трифон Сидорович работал в Сунтарах, на заработках, мать Догойдонова Александра Николаевна, болела, вскоре от болезни умерла, дети остались сиротами. Затем от голода умерли старшие братья и сестры, она осталась с братиком. Хоть как-то прокормиться, нянчила детей из других семей, так как женщины работали в колхозе, то что зарабатывала, приносила домой. Было голодно, все, что производилось в колхозе: молоко, зерно, ничего не давали. Помнит, когда братик умирал от голода, Федосья побежала к председателю с/с обрат просить для братика, но он не дал, в тот же день брат умер. Хоронить помогла соседка, завернули в телогрейку, отнесли на кладбище, кое-как выкопали ямку, так как сил не было и засыпали землей, так и похоронили. Вскоре одна семья с двумя детьми попросили отца Федосьи забрать ее нянькой для детей, они по договору поехали работать на метеостанцию, так она попала сначала в Якутск, а затем в Батамай, а через 2 года они уехали, а Федосья Трифоновна осталась в Батамае, вышла замуж за Чемезова Семена Петровича, родила 7-ых детей: 6 сыновей и одну дочь. За всю свою жизнь она работала на разных работах: в сохозе «Кировский» дояркой, звероводом на звероферме «Холбос», заведующей детсадом, продавцом и завскладом в торгпредприятии «Кировское потребобщество», библиотекарем и др. Где бы она ни работала, её отличали ответственность, добросовестность, трудолюбие, честность, хорошее отнощение к односельчанам, за что была награждена разного уровня медалями и орденами за добросовестный труд, «Победитель соцсоревнований 1978 года». В этом году ей исполнилось бы 92 года, ее повзрослевшие дети работают на благо своего села, наслега , республики в разных сферах народного хозяйства , все сыновья проработали в совхозе «Кировский» механизаторами, водителями до расформирования совхоза, и в данное время продолжают работать и сыновья и внуки водителями, дочь- в торговле.
Федосия Трифоновна- ветеран тыла и труда, Почетный гражданин Кобяйского улуса, неоднократно избиралась районным и сельским депутатом, человек активной жизненной позиции, несмотря на свой преклонный возраст, пока позволяло здоровье, участвовала в общественной жизни села, наставник молодежи, в 2021 году ее не стало, она прожила до 91-го года, и до конца своей жизни помогала по хозяйству, готовила, давала советы молодым. У бабушки 27 внуков, 55 правнуков, 5 праправнуков.
7. Тирютин Степан Степанович.
Когда началась война ему было 10 лет. Он родился 20 декабря 1931 года в селе Николаевка Тулагина-Кильдямского наслега. В 1940-1946 годах учился в Тулагинской школе. во время Великой Отечественной Войны все дети учились и работали в колхозе: весной на посевной, летом на сенокосе, пасли коров, осенью на уборке урожая (картофеля, зерна.) собирали деньги и одежду, все это отправляли на фронт, помогали семьям фронтовиков, читали газеты и письма, писали письма фронтовикам. Зимой работали на заготовке дров для школы. Это были голодные, холодные годы войны. В 1945 когда они узнали о победе нашей армии, они как и все люди нашей необъятной страны испытали огромную радость и гордость за свою Родину и Армию, люди радовались, пели песни. Как помнит Степан Степанович, они, дети, три дня не учились, смотрели фильмы, один из любимых «Чапаев». Летом 1945г. в колхозе был Ысыах Победы.
8. Протодьяконов Валентин Георгиевич
Протодьяконов Валентин Георгиевич, ветеран труда, инвалид 2-ой степени. Родился в с.Намцы, с. Аппаны 05 апреля 1941 года. Отец-Протодьяконов Георгий Иннокентьевич, 1904 г.р., уроженец с. Качикатцы, Орджоникидзевского района (ныне Хангаласского улуса), с 1938 работал в Намцах, с 1943 г. - председателем райисполкома, затем перевели в п. Нюрба секретарем райкома, потом перевели в г. Якутск в обком. Умер в п. Покровске в 1952 году от туберкулеза; мать - Иларова Аграфена Егоровна, домохозяйка, уроженка Хангаласского улуса.
Валентин Георгиевич является ровесником войны, из детства помнит, как летели с матерью на самолете из Нюрбы до Якутска, и, как сам вспоминает, "пролетая над поселком, увидел маленькие домики, размером со спичечные коробки, а люди были похожи на букашки, размахивающими руками. Когда жили в деревне, была разруха, есть было нечего, не было одежды, бабушка держала коров (Сталин разрешал держать в частном секторе коров, а уже при Хрущеве запретили, их сдали в совхозы). На трудодни выдавали зерно, зерно мололи жерновами, пекли лепешки, муки не было. Коровьи шкуры выделывали и сшили торбаза. Света не было, освещение было при помощи самодельной лучины. Помню, как однажды, когда учился в первом классе, ночью постучали в дверь, мать плакала, просила не открывать, но когда открыли, люди в черном зашли, начали проверять документы, осмотрели дом и ушли. Со 2-го класса начал учиться в г. Покровске, это в 8-ми километрах от деревни, в школу ходили пешком. Мы с мамой по-русски не знали, поэтому, мы вместе учили русский язык: окно, печка и т.д. За курс начального класса сдавали экзамены (приезжали представители из города Покровска), и так доучился до 6-го класса, затем перевелся в вечернюю школу в 7-ой класс. В 7-ом классе учился 3 года (1-ый год -1 день, 2-ой год - до нового года, на 3-ий год только закончил).
В п.Батамай из Покровска приехал в 1965 году переводом через Правление «Холбос» на работу на звероферму капитаном катера по добыче рыб для лис, а в зимнее время работал на заготовке дров и снабжал весь поселок дровами. С января 1977 года в связи с ликвидацией зверофермы «Холбос» перешел работать в совхоз «Кировский», где работал также на катере до 1981 года, а в зимнее время – механизатором (мотористом–дизелистом) на дизельной станции.
С 1994 года дизельную станцию перевели в систему «Якутскэнерго», позже «Сахаэнерго», где проработал до выхода на пенсию начальником станции. Всего проработал на производстве 46 лет . В Батамае Валентин Георгиевич завел семью, женился на Корякиной Марие Гаврильевне, которая также всю сознательную жизнь до пенсии проработала на звероферме «Холбос», к сожалению, её не стало , умерла от тяжелой болезни. У них трое детей, все они уже взрослые , каждый создали семьи, работают в разных сферах, 9 внуков и 1 правнук. Младший Протодьяконов Василий Валентинович в настоящее время работает начальником ОАО «Сахаэнерго» в п.Батамай.
9. Кривошапкина Дарья Иннокентьевна
Кривошапкина Дарья Иннокентьевна родилась 28 декабря 1941 года на участке Ыал-Усук. Мать Екатерина Николаевна готовила еду для работников и следила за скотом. Отец Иннокентий Иннокентьевич работал в колхозе и был охотником. Зимой работал ямщиком в поселках Арбын, Ыал-Усук, Сеген-Кюёль, Себян-Кюель, Эндыбал. Она родилась в год когда уже шла война. Кроме нее в семье было 4 девочек и 1 мальчик, из них она была самой старшей.
О своем детстве бабушка Дарья Иннокентьевна хорошо не помнит. Помнит то, что приносили охотники то и кушали. Иногда даже приходилось кушать протухшее мясо. Осенью поблизости ходили в лес и собирали ягоды.
Сейчас Дарья Иннокентьевна проживает в п.Сеген-Кюёль у нее 9 детей, 17 внуков и 4 правнуков.
Заключение
Сегодня ВОВ - это часть нашей истории. Писатель В.Белов как-то справедливо заметил: «Память формирует духовную крепость человека». Через исследовательскую работу мы поняли, что:
- Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы ВОВ. в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.
- Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством.
- В годы войны наш край находился в глубоком тылу. И наравне со взрослыми в колхозе н работали дети. Они взвалили на свои хрупкие плечи всю тяжелую мужскую работу. И в тылу было едва ли легче, чем на передовой. Но без крепкого тыла не было бы и Победы.
- В то же время дети, как и в мирное время, продолжали учиться, получать образование
- Обучение в годы войны имело свои особенности, все они отмечены в нашей работе.
Перспективы дальнейшей работы:
Надеемся, что наша работа будет интересна не только для учеников и учителей, но и для всех жителей села. Нам открываются большие перспективы в изучении этой темы - это и работа в архивах и дополнительное изучение категорий людей, переживших тяжелое военное лихолетье. К сожалению, в нашем селе осталось мало людей пожилого возраста, из них: ветеранов ВОВ-нет, ветеранов тыла- нет, пожилых, удостоенных звания «Дети войны»- 2, вообще пожилых-около 10 человек.
Использованная литература:
1. Воспоминания жителей села Батамай, поколение "Дети войны"
2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
3. Титова А.С. Статья "В каждом из нас есть ген Победы", "Эхо столицы" март 2015 г.
4. Фотоматериалы из личного архива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.