Доклад "Факторы влияющие на повышение качества в образовании"
Оценка 4.7

Доклад "Факторы влияющие на повышение качества в образовании"

Оценка 4.7
docx
29.09.2022
Доклад "Факторы влияющие на повышение качества в образовании"
Доклад Факторы влияющие на повышения качества в образовании .docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

ДОКЛАД

 

ТЕМА

«Факторы определяющие качество подготовки в среднем профессиональном образовании»

 

по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин

Казетов Сергей Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

Цель качественного обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. 

                                                                                                                  (Э. Хаббард)

 

Развивающийся в нашей стране рынок труда требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности граждан к труду, их профессиональной компетентности.

Качество в образовании – это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом.

Министерством образования России были разработаны Государственные образовательные стандарты (ГОС) на конкретные рабочие профессии. В Госстандарте указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно измеряемые показатели качества обучения рабочих. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объем и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса. Разработчики Госстандартом учли современный уровень контингента обучаемых, среди них немало обучающихся с неблагополучной наследственностью, с замедленным познавательным развитием. Однако все они должны стать членами общества поэтому в ГОС-ах предусмотрено три уровня усвоения учебного материала. Эти уровни усвоения определяются критериями мастерства.

 I уровень усвоения — узнавание. Уровень знакомства. Опознание, различение, идентификация объектов и явлений. Обучающийся способен дать заключение о соответствии явления, объекта или выполнить конкретную работу, если в задаче заданы цель (т.е. что надо сделать), ситуация (т.е. условия, в которых будет протекать деятельность по выполнению работы), а также действия по ее достижению, решению.

II уровень усвоения — воспроизведение. Применение информации о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения типового действия, проекта по методике, правилу или алгоритму, воспроизводимому по памяти (знания-копии). Заданы цель и ситуация (условия), а требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи.

        III уровень усвоения — продуктивная деятельность эвристического типа с опорой на схожие алгоритмы, но в нестандартной ситуации. Уровень умений. Задана цель, неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута. От обучающегося требуется ее уточнить и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, добывая для себя субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной ориентировочной основы действий. Это эвристическая деятельность не по готовому алгоритму или правилу, а по алгоритму, созданному или преобразованному обучающимся уже в ходе самого действия.

Качество профессионального образования отражает степень подготовленности обучающегося, выполнению определенного вида деятельности и соответствие продукта его деятельности требованиям общества, экономики и производства. Для подробного рассмотрения сущности качества профессионального образования вначале необходимо понять, что такое «качество образования».

Участники образовательного процесса (преподаватель, обучающиеся, родители) и руководители структур учебных заведений приписывают качеству образования разнообразные и часто противоречивые значения:

– родители чаще соотносят качество образования с развитием индивидуальности их детей;

– преподаватели трактуют, что качество образования зависит от выбранной технологии обучения, или от применяемых методов обучения;

– обучающиеся качество образования в основном связывают с климатом внутри учебного заведения;

– работодатели качество образования соотносят с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями и профессиональными компетентностями выпускников;

– общество связывает качество образования с ценностями обучающихся.

В научной литературе понятие «качество образования» трактуется как успешность и востребованность выпускников в сфере их профессиональной деятельности, успеваемость в обучении, соответствие подготовки выпускников требованиям Государственных образовательных стандартов и т.д. По мнению известного специалиста по качеству В.А. Качалова, качество в образовании – это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс улучшение общества в целом.

В обучении качество образования включает три основных компонента:

1.Условия образовательного процесса – тип и вид образовательного учреждения, профессиональный уровень педагогических кадров, особенности контингента обучающихся, учебно-методическое, нормативно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

2.Образовательный процесс – реализация его осуществляется на основе образовательной программы учреждения, в которую входят цели образовательной деятельности, учебный план, учебные программы модулей дисциплин, используемые педагогические технологии и методы обучения, система диагностики, система дополнительного образования, система управления, обеспечение инновационных процессов, творческие достижения педагогов.

3.Результат образовательной деятельности – итоги текущей и итоговой аттестации, творческие достижения обучающихся, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья обучающихся, удовлетворение образовательного заказа обучающихся и родителей.

        Одной из составных частей системы управления качеством является система контроля качества. Контроль позволяет вовремя выявить недочеты для дальнейшего их исправления. Контроль качества должен охватывать все этапы работ по оказанию образовательной услуги: от планирования образовательного процесса до выпуска специалистов. Предпочтительнее осуществлять основной объем контроля в виде самоконтроля, когда исполнители работ заинтересованы контролировать сами себя и могут устранить возникшие проблемы. При этом должен сохраняться независимый контроль. Чтобы оценить качество образования при проведении контролирующих мероприятий, требуется введение норм или эталона. Норма качества образования – выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства.

        Одной из составных частей компонента образовательного процесса -является Производственное обучение.

Производственное обучение – важнейшая часть профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.

Производственное обучение ставит задачей подготовку обучающихся к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов, т.е. задачу научить их применять знания на практике, сформировать профессиональные навыки и умения.

Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства обучающихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения.  Основа производственного обучения – производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих (специалистов) соответствующего профиля и уровня квалификации, непосредственно участвующих в производственном процессе. Трудовой процесс является главным содержанием производственного обучения, а естественно-научные, научно-технические и технико-экономические основы этих процессов становятся содержанием преимущественно теоретического обучения.

Важнейшей особенностью производственного обучения является обучение обучающихся в специально организованных для этих целей учебных мастерских, лабораториях, учебных участках, полигонах, учебных хозяйствах максимально приближенных к условиям реального производства.

       Производственное обучение проводится на базе соединения обучения производительным трудом обучающихся, на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические навыки и умения формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Это определяет необходимость, во-первых, координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, во-вторых, высокого уровня специальных знаний мастера производственного обучения, в-третьих, осуществления тесных меж предметных связей в деятельности мастеров производственного обучения  и преподавателей специальных предметов (специальной технологии).Это предъявляет особые требования к подбору учебно-производственных работ обучающихся, к материально-техническому оснащению учебного процесса, выбору и применению форм, методов и методических приемов обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, выполнение обучающимися лабораторно-практических и производственных работ.

В процессе развития системы профессионального обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, они определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. Очевидно, что если цели обучения определяют, чему следует учить, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.

Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения  Метод — по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы педагога с обучающимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике. Сложившаяся на сегодня система методов обучения образовалась не сразу. При индивидуальном обучении, которое, опережало групповое, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, обучающиеся овладевали ими непосредственно в ходе производства. С появлением школ стали доминировать методы словесные. В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении, то есть качество можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

Классификация методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод. Традиционно урок по такому методу всегда сводился к объяснению учебного материала мастером производственного обучения и восприятию этого материала обучающимися в виде репродуктивной деятельности (от лат. воспроизведение, повторение).         Репродуктивный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод ориентирован в основном на организацию поисковой деятельности обучающихся. Такое обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, в создании поисковых ситуаций, благодаря чему обучающимися приобретаются навыки самостоятельности, логического мышления, анализа, усваиваются приемы решения творческих технических задач.

        Частично-поисковый, или эвристический, метод сочетает эвристическую беседу (это метод обучения при котором педагог не сообщает новых знаний, заранее разрабатываются вопросы не содержащие прямого ответа, которые заставляют обучающихся на основе имеющихся знаний и личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам) со значительной долей самостоятельной работы, предоставляет обучаемым возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они отрабатывают навыки использования приемов интеллектуальной деятельности для самостоятельного решения проблем на определенных моментах производственно-технического процесса.

Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на производственном обучении. Обучающиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по конкретной проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.  Предложенная классификация обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность обучающихся, к методам, опирающимся на их самостоятельность. От преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия мастера производственного обучения  и обучающихся, и, наконец, к обучающим методам самостоятельной работы.

Практические методы (упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ; самостоятельные работы; тренажеры; лабораторно-практические работы; управление технологическими процессами) различаются методикой их применения в зависимости от этапа обучения и в значительной степени от подготовки обучаемых. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное освоение производительной деятельности, и самостоятельность обучающихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются: применение различных технических устройств – тренажеров, которые позволяют имитировать производственные условия в учебно-производственном процессе; использование инструкционных карт; самостоятельный разбор чертежей; подбор режимов работы; самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами; личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

К формам организации деятельности обучающихся на уроках производственного обучения относятся: индивидуальная, групповая (фронтальная) и бригадная (звеньевая парная). Индивидуальная форма характерна для обучения на индивидуальных занятиях, непосредственно на производстве в период производственной практики. В зависимости от особенностей производства обучающийся работает вместе с рабочим на одном рабочем месте или отдельно на выделенном для него месте (станке, машине, агрегате) поблизости от наставника.

Групповая, или фронтальная, форма характерна для организации процесса обучения в мастерских профессиональных учебных заведений. Эта форма организации работы обучающихся заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Мастер производственного обучения  может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок. Таким образом, методическое руководство учебным процессом облегчается, однако при этом есть и свои трудности. Так, например, не всегда удается обеспечить всех обучающихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов, эффективность обучения зависит от темпа работы учащихся.

Бригадная, или звеньевая парная, форма организации обучения обучающихся предполагает деление группы на бригады звенья пары, каждая из которых выполняет свое задание. При этом происходит разделение труда, как между звеньями, так и внутри звена. Например, при работе на машинно-тракторном агрегате, звено делится на три подзвена, каждое подзвено получает свое задание. При этом через определённое время (2часа) подзвенья меняются согласно определённого графика. Что характерно, в течение 6 часов все подзвенья освоят все три задания, то есть, качественное усвоение темы учебной практики, что повысит качество производственного обучения, а в целом и качество профессионального обучения.

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

Цель качественного обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя

Цель качественного обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя

Заданы цель и ситуация (условия), а требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи

Заданы цель и ситуация (условия), а требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи

В обучении качество образования включает три основных компонента: 1

В обучении качество образования включает три основных компонента: 1

Производственное обучение ставит задачей подготовку обучающихся к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов, т

Производственное обучение ставит задачей подготовку обучающихся к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов, т

Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения

Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения

Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на…

Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на…

Мастер производственного обучения может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок

Мастер производственного обучения может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2022