Доклад "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"
Оценка 4.9

Доклад "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"

Оценка 4.9
Семинары
docx
математика
13.01.2022
Доклад "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"
Доклад Мат. грамотность ОВЗ.docx

Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ

Ерш Н.Н., учитель математики

МКОУ Варваровская СОШ

 

 

Особого внимания требует методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем  знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это  не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

  • овладение  комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых  для  повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • формирование предметных основных  общеучебных  умений;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся.

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а). осуществлять индивидуальный подход к детям;
б). предотвращать наступление утомления;
в). в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г). во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д). обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Во время уроков в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, практически на всех этапах, необходимо заботиться об обратной связи с учащимися. Подача информации таким обучающимся должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими  детей на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций.

Учебный материал  стараться  подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя  многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее. На уроках использовать следующие приёмы: опросы-беседы, незаконченные предложения, работу в парах на повторение таблицы умножения, основных формул и понятий, взаимопроверку в парах и группах, игры.

Например, игра «Карусель» позволяет провести разминку в случайно выбранных парах. Дети становятся в два круга, внешний и внутренний. Под музыку  из мультфильма дети начинают водить хороводы в разных направлениях. Когда музыка замолкает, дети из внутреннего и внешнего круга становятся лицом друг к другу. Ученики внутреннего круга  начинают опрос учеников, стоящих к ним лицом по карточкам, полученным в начале игры. Как только  музыка начинает играть вновь, дети начинают движение по кругу. Так физическая разминка-игра перекликается с разминкой для ума, развивает   коммуникативные способности.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. 

     Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

    Упражнения в устных вычислениях  должны  пронизывать  весь  урок.  Их можно  соединять  с  проверкой  домашних  заданий,  закреплением  изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно  хорошо,  если  наряду  с  этим, специально отводить 5-7 минут на  уроке  для  устного  счёта.  Формулировки заданий, по возможности должны  быть  рассчитаны  на  то,  чтобы  они  легко воспринимались на слух. Для этого они должны  быть  чёткими  и  лаконичными.

 

 

 

Формы восприятия устного счета:

·       Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания  на  слух  большая  нагрузка  приходится  на  память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения  очень  полезны: они развивают слуховую память.

·       Зрительный (таблицы, плакаты, записи  на  доске, слайды презентаций)  – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).  Иногда  без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо  выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух  наименований,  заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

·       Комбинированный.

 

Средства формирования устных вычислительных навыков:

    1. Задачи в стихах.

2. Различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых есть в учебниках Н.Я. Виленкина. Можно проводить мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки. В тетрадь записывать только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.

3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования. (Пример игры «Молчанка»:  учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия).

4. Игровые моменты и занимательные задачи:

·         Игровой момент: Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.

·         Игровой момент: На доске закреплены следующие карточки:

 

1,7

2,8

1,9

3,7

4,8

3,9

2,5

2,1

3,3

4,3

2,3

1,1

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания.

5. Тесты

6. Математический, арифметический и  графический диктанты

7. Математическое лото

8. Ребусы, кроссворды

9. Создание проблемных ситуаций.

 

 

 

При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец. Например, в 5 классе на уроке решить задачу №469 из учебника Виленкина  Н. Я. Поезд прошел 336 км за 4 ч, а автобус-126 км за 3 ч. Во сколько раз скорость автобуса меньше скорости поезда? Для домашнего задания взять задачу репродуктивного характера, но проще. №514. За 12 ч поезд прошел 648 км. С какой скоростью шел поезд?

Очень важной составляющей является практическая направленность учебного материала, с опорой на жизненный опыт. Это облегчает восприятие материала и вызывает интерес у детей. Например, изучая тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» можно использовать чеки из магазинов, предлагая ученикам проверить сумму покупки. Полезно  принести на урок настоящие  квитанции за электроэнергию, газ, интернет и попросить детей о помощи в подсчете стоимости коммунальных услуг за месяц.

При прохождении темы «Среднее арифметическое» можно рассказать учащимся о работе программы «Параграф» и продемонстрировать, каким образом компьютер считает «Рекомендованную отметку», предложить им самим сделать это. Примерами задач могут быть вопросы на нахождения среднего возраста учеников класса, среднего дохода семьи на одного человека, средней температуры воздуха за месяц (межпредметная связь с географией)

В теме «Проценты» интересно  решать задачи прикладного характера, рассмотреть понятие скидки в магазине, процента по вкладу в банке, показать примеры отчетов по классу, которые делает учитель в конце четверти или года. Можно предложить  учащимся задачи на нахождение процента отличников в классе или подсчитать, сколько процентов класса составляют девочки, мальчики, блондины, брюнеты, родившиеся в декабре и т.д.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ самоконтроль)

 • 5-7 минут;

 • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Проводится рефлексия деятельности (итог урока).

 Цель которой - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Где можно применить новые знания?

При всем этом наглядность, красочный дидактический материал, наглядные пособия играют очень большую роль.

Соблюдение режима учебной нагрузки, профилактика истощаемости нервной системы являются важными  задачами поддержания здоровья детей    на уроках. Для концентрации внимания необходима зрительная гимнастика, смена форм работы.  Проектор не должен быть включен на протяжении всего урока. Для снятия нервно – психического напряжения ребенка  можно провести игру-разминку на  перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой или   другие упражнения для развития мелкой моторики.

Обучающимся  таких  классов  нужно  предлагать упражнения для развития творчества. Это могут быть задания на составление задач, примеров, графических диктантов, кроссвордов, сочинение математических сказок. Они с удовольствием работают над оформлением математических газет, кроссвордов, созданием компьютерных презентаций, подготовкой небольших докладов по истории математики. Учителю нужно  поддерживать таких учеников, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.  Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Формируем не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.


 

Формирование математической грамотности у обучающихся с

Формирование математической грамотности у обучающихся с

Ни в коем случае не стоит допускать превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций

Ни в коем случае не стоит допускать превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций

Формы восприятия устного счета: ·

Формы восприятия устного счета: ·

При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец

При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец

Для снятия нервно – психического напряжения ребенка можно провести игру-разминку на перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой или…

Для снятия нервно – психического напряжения ребенка можно провести игру-разминку на перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой или…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022