ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
ДОКЛАД
«Формирование профессиональной компетенции на уроках учебной практики»
Выполнила:
Колтунова Ольга Васильевна
мастер производственного
обучения
«В конце концов, от всех приобретенных
знаний в памяти у нас остается только
то, что мы применили на практике»
(Гёте)
Мастер производственного обучения является организатором практического обучения обучающихся при освоении ими профессии. Главная задача мастера при подготовке и проведении учебной и производственной практики - обеспечить качественную подготовку рабочих и специалистов, обладающими глубокими и прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Одним из основных факторов повышения качества обучения в профессиональном образовательном учреждении является профессиональная компетентность мастера производственного обучения, его профессиональный опыт, педагогические знания, любовь к профессии.
Сложность моей работы как мастера производственного обучения состоит в том, что все обучающиеся находятся в условиях пенитенциарной системы. Научить взрослого человека, который ранее порой и иголки в руках не держал, очень сложно. Задача добиться от такого обучающегося работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках учебной практики, в ходе которой у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Уроки учебной практики на современном этапе остаются основной формой организации практического обучения. Одним из важнейших моментов проведения практических занятий является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых умений и навыков и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих.
Для этого, как одну из форм учебной практики, первым занятием провожу экскурсию на производство исправительного учреждения. Цель первой экскурсии – познакомить обучающихся с рабочими местами, с условиями работы, с оборудованием и материалами, чтобы обучающиеся имели общее представление о профессии Швея.
Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной профессии. Большинство осужденных приходят в образовательное учреждение в группу по обучению профессии «Швея» с неосознанным выбором. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении.
Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с оборудованием швейного производства, материалами, организацией труда в условиях производства. Видят конечный результат труда швеи по производству текстильных изделий. После анализа увиденного у обучающихся возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии.
Известно, что учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
В ходе учебной практики у обучающихся:
- закрепляются теоретические знания;
- формируется понимание необходимости постоянно совершенствовать знания;
- возникает более устойчивый интерес к профессии.
Для формирования профессиональных компетенции необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Считаю, системно-деятельностный подход, как ни какой другой, способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления обучающимися образца, готовых сведений, а с создания мастером производственного обучения такой учебной ситуации, которая вызвала бы у обучающихся потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. В этом скрыто первое условие системно-деятельностного подхода к обучению: создание и постоянное поддержание у обучающихся познавательного мотива, т.е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Любой мастер производственного обучения сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для мастера производственного обучения, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления». (Г.А. Цукерман).
На уроках учебой практики я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
Большое значение имеет организация работы обучающихся для приобретения новых знаний на уроках учебной практики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать.
При организации выполнения действий для приобретения недостающих знаний чаще всего использую коллективную деятельность (работа в парах, мини-группах). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на учебной практике мастером производственного обучения групповая работа.
В.В.Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности.
3 Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Третье условие системно-деятельностного подхода к обучению связано с выполнением обучающимися осознанных учебных действий с новым материалом. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними».
4 Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
В формировании профессиональных компетенций очень важным является формировании самооценки и умение обучающимися рефлексировать свои собственные знания и умения или незнания и неумения. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия.
В процессе реализации системно-деятельностного метода обучения для формирования у обучающихся самооценки на протяжении всего урока учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание обучающимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой одногрупника.
Используемая литература:
1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения[Текст]:уч.пособие/В.А.Скакун.-М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2007.
2. Шуберт Ю.Ф., Андреещева Н.Н. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование.–М.,2009.
3. Якупова А.Р., Чернявская В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».–М.,2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.