Тема: Глубинное интервью, как качественный метод исследования.
Цель: Раскрыть понятие глубинного интервью, определить особенности глубинного интервью.
Задачи:
· Раскрыть сущность понятия «Глубинное интервью»;
· Выделить аспекты интервью;
· Охарактеризовать структуру глубинного интервью;
· Описать условия проведения интервью;
· Выделить этапы исследования;
· Определить методические приемы глубинного интервью.
План:
1. Введение
2. Определение понятия «глубинное интервью».
3. 12 аспектов интервью.
4. Структура глубинного интервью.
5. Условия проведения интервью.
6. Семь этапов исследования.
7. Методические приемы глубинного интервью.
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.
Введение.
Проведение глубинных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.
Глубинное интервью является одним из ведущих методов качественного исследования. Данный метод представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В зарубежной и российской литературе часто синонимами глубинного интервью выступают следующие термины: открытое интервью, неструктурированное интервью, свободное интервью и др.
Определение понятия «глубинное интервью».
Глубинное интервью представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Интервью проводится один на один и длится от 30 до 60 минут. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения и ценности. Глубинные интервью могут занимать и большее количество времени. В ходе интервью используются вопросы, которые предполагают развернутый ответ, а не однозначное «да» или «нет».
Цель глубинного интервью — описать жизненный мир интервьюируемого, что подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов. Интервью, проводимое с различными людьми, позволяет охватить разнообразные взглядов собеседников на вопрос и описать «многообразный и противоречивый человеческий мир». Опрашиваемые не только отвечают на вопросы, подготовленные исследователем, но и сами в диалоге формулируют свое представление о мире, в котором они живут.
Как отмечает С. Квале, качественное интервью — это пространство конструирования знания. Он выделяет 12 аспектов интервью, отражающих его структуру и используемые способы понимания.
12 аспектов интервью, отражающих его структуру:
• Жизненный мир. Интервью ориентировано на определенную тему, относящуюся к обыденному жизненному миру респондента и его отношения к этой теме.
• Смысл. Интервью направлено на интерпретацию смысла центральных тем жизненного мира респондента. Интервьюер регистрирует и интерпретирует смысл того, что говорится, и того, как это говорится.
• Качественная направленность. Интервью направлено на получение качественных знаний. Точность в описании и строгость в интерпретации смысла в качественном интервью соответствует точности в количественных измерениях.
• Описание. Интервью направлено на достижение открытых и подробных описаний различных аспектов жизненного мира респондента.
• Специфичность. Интервью предполагает получение описаний специфических ситуаций и последовательности действий, а не обобщенного мнения.
• Преднамеренная наивность. Интервьюер демонстрирует открытость новому и неожиданному, вместо того чтобы опираться на готовые категории и схемы интерпретации.
• Фокусирование. Интервью фокусируется на определенных темах; оно не является ни жестко структурированным со стандартизированными вопросами, ни абсолютно «недирективным».
• Неоднозначность. Иногда высказывания интервьюируемого могут быть двусмысленными. Задача интервьюера — максимально точно описать возможную неясность в тех смыслах, которые высказывает интервьюируемый, т. к. часто это является адекватным отражением противоречий мира, в котором живет человек, а не результатом неудачной формулировки (хотя последнее также возможно).
• Изменение. Участие в интервью может приводить респондента к новым инсайтам и осознанию, и вследствие этого он может по ходу интервью изменять описания и смыслы, которые он связывает с темой.
• Сензитивность. Разные интервьюеры могут вызывать разные суждения относительно одних и тех же вопросов в зависимости от своих знаний и сензитивности по отношению к теме интервью.
• Межличностная ситуация. Знание, получаемое с помощью интервью, возникает в результате межличностного взаимодействия (inter views — «между взглядами»).
• Позитивный опыт. Интервью, проведенное на высоком уровне, может явиться для интервьюируемого редким, обогащающим опытом, в результате которого он может прийти к новому пониманию своей жизненной ситуации.
Обозначенные особенности подчеркивают взаимное влияние интервьюера и респондента на процесс интервью, взаимную ответственность за получение и характер этого совместного опыта и знания, вероятностный характер личностных изменений в процессе интервью.
Проведение глубинного интервью предполагает наличие определенных навыков у интервьюера. Важно, чтобы интервью проводил опытный интервьюер, т. к. велика вероятность влияния предвзятого отношения интервьюера на конечный результат исследования. Интервьюер должен собрать все необходимые детали и в то же время не сбить респондента с его мысли.
Структура глубинного интервью.
У глубинных интервью нет четкой структуры, в отличие от количественных опросов, в ходе которых одни и те же вопросы задаются всем респондентам. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ», когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента.
Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод «выявления скрытых проблем», когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод «символического анализа», в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположных им. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов в биографическом пути, социально-исторической ситуации.
Биографические повествования могут стать предметом анализа и в своей совокупности — как коллективный опыт «проживания» определенной ситуации. Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев (примерно от 5 до 25) становится основой для описания отношения к тем или иным проблема, которые вырисовывается за время проведения интервью.
Условия проведения интервью
Глубинные и экспертные интервью могут проводиться в обстановке, уютной как для респондента, так и для интервьюера. Важно, чтобы ответы респондента записывались на диктофон или видеокамеру (с согласия респондента). Запись будет полезна при расшифровке текста, чтобы выделить и расшифровать смысловые единицы.
Интервью обычно проводят в так называемом «мягком стиле». При «мягком» стиле ведения интервьюер действует в соответствии со следующими правилами (О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская, 2001):
• стремится, чтобы респондент чувствовал себя непринужденно и не ощущал превосходства интервьюера;
• стремится быть объективным и сдержанным в выражении своих эмоций;
• выбирает манеру поведения, располагающую к откровенному разговору;
• побуждает респондента к развернутым ответам с помощью техники зондирующих вопросов.
Семь этапов исследования
1. Выбор темы. Формулирование цели исследования и описание концепции исследуемой темы еще до начала интервью. На вопросы «почему» и «что» следует ответить еще до того, как задавать вопрос «как», т. е. выбирать метод исследования. Важно определить тему исследования (Что? Зачем? Как исследовать?).
Например:
• какая из форм учебной мотивации доминирует в старшей школе?
• какие факторы способствуют адаптации пожилых людей в специализированном центре?
2. Планирование. Прежде чем начинать интервьюирование, спланируйте все исследование, беря в расчет все семь этапов. Планирование производится для того, чтобы достичь знания, к которому вы стремитесь, и принять во внимание этические аспекты исследования. Планирование исследования предполагает определение критериев отбора респондентов, их количества (15 ± 10 человек), продолжительность: 45 мин — 1 час, смысловые блоки и опросы, технические средства записи интервью
3. Интервьюирование. Проведение интервью по схеме, с осознанным подходом к искомым знаниям и межличностным отношениям в ситуации интервью.
4. Расшифровка. Подготовка материалов интервью к анализу, который обычно включает расшифровку и перевод из устной формы в письменный текст.
5. Анализ. Основываясь на цели и теме исследования, а также на природе материалов интервью, следует решить, какой метод анализа годится для данных интервью.
6. Верификация (проверка). Убедитесь в обобщенности, надежности и валидности ваших открытий. Надежность относится к однородности результатов, а валидность результатов означает, что в процессе интервью изучалось именно то, что вы намерены были изучать.
7. Написание отчета предполагает изложение исследовательских находок. Форма изложения должна отвечать критериям научности с учетом этических аспектов исследования.
Методические приемы глубинного интервью
Среди приемов, которые могут использоваться для интервью, прежде всего следует назвать такие, как понимание, диалог, интерпретация, рефлексия.
Понимание рассматривается как процесс смыслопорождения, в результате которого возникающий смысл обнаруживается не в отчужденном знании, а в осознании нерасторжимого совместного духовного бытия понимающего и понимаемого. Понимание носит активно-диалогический характер, и смысл порождается в совместной деятельности и общении психолога и респондента. При этом важнейшим условием понимания является рассмотрение предъявляемого смысла как авторского по отношению к говорящему, а не вносимого от себя слушающим.
Диалог понимается как приобщение к иному смысложизненному пространству, которое не исчерпывается языковым взаимодействием и не приводит к поиску истины, а проясняет смысловые измерения существования. М. М. Бахтин, определяя диалог, вводит понятие «высшей инстанции ответного понимания», которой является каждый из участвующих в диалоге. Целью диалога выступает достижение полного взаимопонимания, причем взаимопонимание здесь не приход к консенсусу, а процесс, помогающий раскрыть авторский замысел говорящего. Для такого рода диалога важно желание собеседников общаться в данной конкретной ситуации в данное время на данную тему — в случае наличия у собеседников коммуникативной заинтересованности другие факторы (глубина знакомства, степень социальной зависимости, эмоциональный фон) имеют намного меньшее значение.
Интерпретация как метод психологической работы включается при помощи так называемых понятийных конфигураторов языка, при помощи которых складываются интерпретационные схемы. Попадая в интерпретационные схемы, жизненные факты приобретают различные смыслы, позволяя расширить или, наоборот, конкретизировать понимание различных жизненных отрезков.
Рефлексия является одним из методов понимания себя и своего бытия. Задачей психолога часто является помочь респонденту выйти в рефлексивную позицию по отношению к его жизни, вывести за пределы его ситуации. Понимание человеком не тольк смыслов отдельных фрагментов своей жизни, но и себя в контексте окружающей жизни часто является ключевым в интервью.
Общими основаниями, объединяющими описанные приемы, являются субъективность и глубоко личный характер такой работы, построенной на проникновении в область индивидуальных значений, погружении в контекст происходящего при помощи эмпатического участия и вживания в ситуацию, раскрываемую человеком.
Гибкость интервью и его близость к жизненному миру респондентов имеют возможность «привести к знанию, которое может быть использовано для улучшения условий человеческого существования».
Метод интервью также представляет особый интерес для психологов-консультантов, будучи максимально приближенным к процессу консультирования, предоставляя возможности для самопознания и личностных открытий (для респондента/клиента) и для выдвижения и проверки гипотез, уточнения, проблематизации проговариваемого текста (для исследователя/консультанта).
Исследователи соглашаются, что трудно провести достаточно четкую линию, разделяющую исследовательское и терапевтическое интервью. Оба могут привести к росту понимания и изменению, но в терапевтическом интервью акцент делается на личностном изменении, а в исследовательском — на интеллектуальном понимании. В то же время новое понимание ситуации может послужить мощным личностным изменениям или основой для дальнейшего самоанализа и саморазвития.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что глубинное интервью является одним из ведущих методов качественного исследования, и представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.
Выделяются следующие аспекты глубинного интервью: Жизненный мир; Смысл; Качественная направленность; Описание; Специфичность; Преднамеренная наивность; Фокусирование; Неоднозначность; Изменение; Сензитивность; Межличностная ситуация; Позитивный опыт.
Отмечается, что у глубинных интервью нет четкой структуры. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ».
Глубинные интервью могут проводиться в обстановке, уютной как для респондента, так и для интервьюера. Возможна запись (с согласия респондента), которая будет полезна при расшифровке текста, чтобы выделить и расшифровать смысловые единицы.
Интервью обычно проводят в так называемом «мягком стиле», и интервьюер действует в соответствии со следующими правилами: стремится, чтобы респондент чувствовал себя непринужденно и не ощущал превосходства интервьюера; стремится быть объективным и сдержанным в выражении своих эмоций; выбирает манеру поведения, располагающую к откровенному разговору; побуждает респондента к развернутым ответам с помощью техники зондирующих вопросов.
Также выделяются 7 этапов исследования. Такие как: 1. Выбор темы. 2. Планирование. 3. Интервьюирование. 4. Расшифровка. 5. Анализ. 6. Верификация (проверка). 7. Написание отчета.
Методическими приемами, которые могут использоваться для интервью, являются следующие: понимание, диалог, интерпретация, рефлексия.
Гибкость интервью и его близость к жизненному миру респондентов имеют возможность «привести к знанию, которое может быть использовано для улучшения условий человеческого существования»
Список использованной литературы:
1. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. - М.: Никколо-Медиа, 2001 — 320 с.
2. Белановский, С. А. Методика и техника фокусированного интервью / С. А. Белановский. — М. : Прогресс, 1993. — 350 с.
3. Клюева, Н. В. Качественные методы исследования : учебно-методическое пособие / Н. В. Клюева ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2016. — 116 с.
4. Улановский, А. М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживаниями / А. М. Улановский. — М. : Смысл, 2012. — 256 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.