Доклад "Гражданско - правовое воспитание младших школьников

  • Педсоветы
  • docx
  • 12.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад для педсовета "Гражданско - правовое воспитание младших школьников"
Иконка файла материала Доклад Гражданско - правовое воспитание младших школьников.docx

Наседкина М. Н. Педсовет

 

Гражданско –правовое воспитание младших школьников

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это  гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.

В классе, который я выпустила, воспитательная работа была выстроена по программе гражданско – правового воспитания «Я -  гражданин России». Цель этой программы:  создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. В первом классе курс назывался «Маленькие россияне», во втором классе «Моя малая родина», в третьем – «Россия – Родина моя» и в четвёртом классе – «Я- гражданин России». . Содержание программы в каждом классе включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1-    ое направление:“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

3. Я и культура” – формирование отношения к искусству.

4. Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Результативность работы по этим шести направлениям достигалась при помощи бесед, диспутов, праздников, конкурсов, презентаций, экскурсий и многих других форм работы. Колоссальная работа была проведена с обучающимися в год 70-летия Великой Победы: при помощи родителей был создан сборник сочинений «Память в наследство», в который вошли сочинения каждого ребёнка о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, а сочинения и рисунки некоторых детей вошли в городскую книгу «Память в наследство», также были проведены целые  серии выступлений с презентациями о пионерах – героях и о городах – героях,  все обучающиеся принимали участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах и концертах, посвящённых 70- летию Великой Победы, где добились высоких результатов. По другим направлениям также велась кропотливая работа. Так, например, ежегодно обучающиеся вносили большой вклад в экологическую работу по сбору макулатуры. В классе сформирована группа обучающихся, занимающихся проектно – исследовательской деятельностью, результатом работы которой является ежегодное успешное участие в муниципальном и региональном этапах конкурса «Я – исследователь». В минувшем учебном году очень удачно была организована работа  по направлению «Я и семья», в результате которой нам удалось вовлечь семью каждого ребёнка в конкурсы, соревнования и пригласить на замечательные праздники, посвящённые Дню матери и Дню семьи. И ещё очень много всего было проделано и проведено, всего не перескажешь.

          Были спланированы следующие  результаты освоения обучающимися данной программы  внеурочной деятельности:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по

 гражданско – патриотическому воспитанию является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

          Считаю, что запланированные  результаты по программе «Я – гражданин России» были нами достигнуты. Хочется, чтобы в дальнейшем воспитательная работа с классом в этом направлении была продолжена, чтобы  активная жизненная позиция моих воспитанников, над формированием  которой я работала четыре года, не снижалась, а с годами только укреплялась, чтобы все обучающиеся выросли достойными гражданами нашей страны.