Наседкина М. Н. Педсовет
Гражданско –правовое воспитание младших школьников
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх
На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
В классе, который я выпустила, воспитательная работа была выстроена по программе гражданско – правового воспитания «Я - гражданин России». Цель этой программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. В первом классе курс назывался «Маленькие россияне», во втором классе «Моя малая родина», в третьем – «Россия – Родина моя» и в четвёртом классе – «Я- гражданин России». . Содержание программы в каждом классе включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1- ое направление:“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. Я и культура” – формирование отношения к искусству.
4. Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Результативность работы по этим шести направлениям достигалась при помощи бесед, диспутов, праздников, конкурсов, презентаций, экскурсий и многих других форм работы. Колоссальная работа была проведена с обучающимися в год 70-летия Великой Победы: при помощи родителей был создан сборник сочинений «Память в наследство», в который вошли сочинения каждого ребёнка о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, а сочинения и рисунки некоторых детей вошли в городскую книгу «Память в наследство», также были проведены целые серии выступлений с презентациями о пионерах – героях и о городах – героях, все обучающиеся принимали участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах и концертах, посвящённых 70- летию Великой Победы, где добились высоких результатов. По другим направлениям также велась кропотливая работа. Так, например, ежегодно обучающиеся вносили большой вклад в экологическую работу по сбору макулатуры. В классе сформирована группа обучающихся, занимающихся проектно – исследовательской деятельностью, результатом работы которой является ежегодное успешное участие в муниципальном и региональном этапах конкурса «Я – исследователь». В минувшем учебном году очень удачно была организована работа по направлению «Я и семья», в результате которой нам удалось вовлечь семью каждого ребёнка в конкурсы, соревнования и пригласить на замечательные праздники, посвящённые Дню матери и Дню семьи. И ещё очень много всего было проделано и проведено, всего не перескажешь.
Были спланированы следующие результаты освоения обучающимися данной программы внеурочной деятельности:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
гражданско – патриотическому воспитанию является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Считаю, что запланированные результаты по программе «Я – гражданин России» были нами достигнуты. Хочется, чтобы в дальнейшем воспитательная работа с классом в этом направлении была продолжена, чтобы активная жизненная позиция моих воспитанников, над формированием которой я работала четыре года, не снижалась, а с годами только укреплялась, чтобы все обучающиеся выросли достойными гражданами нашей страны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.