Доклад "Инструктирование учащихся"

  • docx
  • 29.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Инструктирование учащихся.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

ТЕМА

«Инструктирование учащихся»

 

по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин

Казетов Сергей Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

Инструктирование учащихся

Вводный инструктаж

Содержание и структура вводного инструктирования учащихся в период освоения профессии (обучения учащихся выполнению работ комплексного характера) зависит от содержания выполняемых на уроке учебно-производственных работ, места темы и урока в учебном процессе, его учебно-производственных задач.

Вместе с тем в организационно-методическом плане вводный инструктаж на этом этапе обучения имеет типовую структуру-схему, которую можно взять за основу:

- сообщение темы и целевая установка на урок;

- актуализация знаний и опыта учащихся;

- разбор технической документации и технических требований, предъявляемых к учебно-производственным работам;

- рассмотрение технологической последовательности и правил выполнения учебно-производственных работ;

- демонстрация и объяснение наиболее характерных приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;

- разбор возможных типичных ошибок, дефектов, мер их предупреждения и устранения;

- объяснение организации и способов контроля процесса и итогов выполнения учебно-производственных работ;

- указания по вопросам безопасности, организации труда и рабочих мест учащихся;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования.

При сравнении этой структуры-схемы вводного инструктажа со схемой, рассмотренной выше, можно увидеть, что здесь на первый план выступает рассмотрение технологии, технических требований, технической документации, специфической организации и способов контроля выполняемых учебно-производственных работ. Это определяет специфику организации и методики как вводного, так и текущего инструктирования учащихся.

Целевая установка.

Особенность уроков в рассматриваемый период обучения заключается в том, что они фактически имеют две цели — учебную и учебно-производственную. При этом учащиеся в производственном задании зачастую видят только собственно осуществляемый ими технологический продукт труда.

Такая направленность внимания учащихся является естественной, без нее они не смогли бы сознательно выполнять работу. Но такой установки еще недостаточно. Необходимо, чтобы учащиеся четко представляли, чему они должны научиться при выполнении каждого учебно- производственного задания, понимали, какими путями они смогут наиболее успешно решить поставленные перед ними не только сугубо производственные, но и учебные задачи. Это в значительной степени возбуждает интерес учащихся, повышает их мотивацию, стремление качественно и ответственно выполнить задание, настраивает на серьезный подход к предстоящей работе.

Актуализация знаний и опыта учащихся.

 В части организации и методики проведения этот этап урока аналогичен вводному инструктажу при изучении операций. Однако он имеет и определенную специфику. Приоритет здесь отдается, как правило, проверке умений учащихся выполнять основные приемы и способы ранее изученных операций. Спецификой этапа актуализации является также коллективный разбор технологических процессов выполнения предстоящих учебно-производственных работ, самостоятельно разработанных учащимися по заданию мастера в порядке домашней работы. Это особенно характерно для более поздних этапов обучения.

Одной из важных форм актуализации знаний и опыта учащихся является рассмотрение в процессе вводного инструктажа теоретических вопросов прикладного характера, связанных с процессом выполнения учебно-производственных работ на соответствующем этапе обучения — «познавательных задач».

Вопросы, составляющие сущность «познавательной задачи» урока, рассматриваются главным образом путем сочетания объяснений и беседы мастера с учащимися, имея в виду, что учащиеся уже имеют определенные знания и умения по этим вопросам. При этом от урока к уроку удельный вес беседы должен повышаться.

Формирование ориентировочной основы действий учащихся. Важным элементом этого этапа урока является разбор технической документации, которой будут пользоваться учащиеся на уроке: рабочих чертежей, технологических карг и инструкций, монтажных схем, карт наладки, алгоритмов выполнения действий, технических требований к качеству учебно-производственных работ.

 При этом важно подчеркнуть необходимость тесных контактов мастера с преподавателями специальных и общетехнических предметов. Идеальным будет такой вариант, когда учащиеся на уроках производственного обучения в процессе выполнения учебно-производственных работ пользуются чертежами, выполненными на уроках черчения, отрабатывают технологические процессы и алгоритмы, изученные перед этим на уроках специального предмета. Если этого синхронно сделать невозможно, мастеру следует в любом случае так координировать свою обучающую деятельность с преподавателями технических предметов, чтобы как можно теснее связать теорию и практику.

Основу вводного инструктирования в период обучения учащихся выполнению работ комплексного характера составляет рассмотрение технологической последовательности (алгоритмов) выполнения учебно-производственных работ.

При изучении «комплексных» тем программы практически исключена возможность организовать полностью фронтальное обучение, т. е. выполнение всеми учащимися одинаковых работ. Даже в тех случаях, когда на первом уроке по теме все учащиеся начали выполнять одинаковые работы, то на последующих уроках в силу разного темпа работы учащихся такая внешняя фронтальность нарушается. В силу этого возможны различные варианты организации вводного инструктирования.

Если на уроке работа комплексного характера будет выполняться от начала до конца, то мастер объясняет полностью весь технологический процесс. Если на выполнение работы должно быть затрачено несколько рабочих дней (уроков), то на первом уроке мастер кратко объясняет общую последовательность технологического процесса, а затем подробно рассматривает только ту его часть (ориентируясь на ученическую норму времени), которая должна быть выполнена на данном уроке, с некоторым опережением, учитывая возможность перевыполнения отдельными учащимися дневного задания.

Если на уроке будут выполняться различные учебно-производственные работы, то мастер проводит подробное фронтальное инструктирование всех учащихся группы по технологиям выполнения наиболее типичных работ, а объяснение особенностей процесса выполнения других работ переносит на бригадный или индивидуальный вводный инструктаж в зависимости от содержания работ.

Организация вводного инструктирования в таких случаях значительно облегчается, если группу ведут одновременно два или более мастеров.

По мере изучения программного материала и накопления опыта учащимися изменяется и методика вводного инструктирования. Если на первых порах выполнения простых, межоперационных работ комплексного характера мастер подробно объясняет весь технологический процесс полностью, то по мере приобретения опыта учащимися он все больше и больше привлекает их к самостоятельному определению последовательности выполнения работ. Вначале это несложные упражнения в разборе технологической документации. Затем учащимся поручается выбор или расчет отдельных элементов технологического процесса: определение рациональной последовательности выполнения работы, расчет или выбор по справочнику элементов и режимов предстоящей работы, определение способов и средств контроля и т.п., а к концу изучения темы - самостоятельное планирование несложных технологических процессов или выбор наиболее рационального из нескольких предложенных.

Учитывая производственный опыт, приобретаемый учащимися, их следует все больше привлекать к анализу и критической оценке технологических процессов, к самостоятельному продумыванию и внесению предложений по их совершенствованию. С этой целью практикуются проведение бесед, обмен мнениями, рассмотрение технологий выполнения работ, разработанных учащимися в порядке выполнения домашних заданий. Таким образом, репродуктивный подход к инструктированию постепенно и постоянно трансформируется в продуктивный, поисковый. При этом не следует ограничиваться только рассмотрением предложенных учащимися вариантов технологий. Очень важно, чтобы они применяли эти технологии в своей практической работе. Только так они смогут убедиться в реальности (или нереальности) своих усилий.

Большие возможности обучения учащихся технологическому планированию открываются в связи с компьютеризацией учебного процесса. С помощью компьютера возможно оптимизировать выбор и расчет режимов выполнения трудовых действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения работы, инструментов, приспособлений, организации труда и т.п. Компьютер может служить справочником, контролером-экзаменатором для проверки правильности выбора или расчета, репетитором при проведении упражнений, тренажером с обратной связью для настройки оборудования и т. п.

С помощью компьютера возможно организовать упражнения по разработке технологического процесса обработки, изготовления, наладки. При этом в компьютер вводятся различные варианты рациональных технологий, с которыми машина сравнивает технологии, предложенные учащимися, и выдает свои суждения и оценки этих технологий.

Возможны также варианты, когда компьютер сблокирован со щитом управления оборудования (станка, агрегата) и выдает команду на возможность работы его только при условии ввода правильной технологии и рациональных режимов работы.

При рассмотрении технологических процессов, как и при изучении трудовых приемов и операций, широкое применение находит документация письменного инструктирования: инструкционно-технологические карты — при выполнении простых, межоперационных комплексных работ и технологические карты - при выполнении сложных работ комплексного характера. Такие карты представляют особую ценность, когда технологические переходы в них иллюстрированы не эскизами, а натуральными объектами (образцами) работ, обработанными, выполненными на соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте значительно большую наглядность и действенность, так как в этом случае учащиеся не только руководствуются картой в определении последовательности выполнения работы, но и имеют возможность сравнить выполняемую работу с образцом. Подобные карты широко применяются при обучении слесарным, электромонтажным, фрезерным, токарным и т. п. работам.

Изменение учебно-производственных задач периода освоения профессии по сравнению с задачами подготовительного периода ведет к изменению места и роли демонстрации трудовых приемов и способов работ. Если при изучении операций мастер демонстрировал практически все трудовые приемы и способы, составляющие операцию или изучаемую на уроке часть ее, метод личного показа при этом являлся по сути основным методом вводного инструктирования, то в период обучения выполнению работ комплексного характера демонстрация трудовых приемов в определенной степени приобретает второстепенный характер. Мастер демонстрирует учащимся только сложные способы выполнения работы, опираясь на их первоначальные умения выполнять ранее изученные и предварительно отработанные трудовые приемы и способы работы. В процессе вводного инструктирования по выполнению работ комплексного характера мастер демонстрирует не столько собственно трудовые приемы, способы, операции, сколько их сочетания, разновидности, новые способы применения рабочих инструментов, контрольно-измерительных средств, оригинальных приспособлений и другой оснастки, т. е. все то, что для учащихся является новым, незнакомым. 

Текущее инструктирование учащихся

Специфика содержания, организации и методики руководства работой учащихся и их текущего инструктирования определяется основными задачами рассматриваемого периода производственного обучения.

Как и в процессе упражнений учащихся по отработке трудовых приемов и операций, основой выбора способов и методических приемов воздействия на учащихся являются наблюдения за их работой. При этом наряду с объектами наблюдений, характерными для периода освоения трудовых приемов и операций, мастер все больше внимания обращает на практическое применение учащимися знаний, ранее освоенных способов деятельности, формирование и совершенствование у них умений управлять своими действиями. Большое значение приобретают контроль за рациональностью затрат учащимися времени на выполнение задания, за соблюдением технических требований к качеству выполненных учебно-производственных работ, способами самоконтроля хода и результатов работы.

Важную роль в формировании самоконтроля имеет правильно организованный текущий контроль учащихся мастером. Проводя текущее инструктирование и контролируя учащихся, мастер постоянно приучает их самих систематически контролировать свою работу. В процессе текущего контроля мастер особое внимание уделяет проверке правильности пользования учащимися контрольноизмерительными средствами и другими средствами определения качества работы. Проверяя выполняемую работу, необходимо прежде всего выяснить — проверили ли ее учащиеся сами, насколько умело они пользуются средствами контроля, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля своей работы.

Особо следует подчеркнуть важность контроля правильности выполнения ранее изученных трудовых приемов и способов работы, организации рабочих мест, соблюдения норм и правил безопасности труда. Эти показатели профессионализма имеют «сквозной» характер, воспитывать и отрабатывать их надо постоянно, на протяжении всего процесса производственного обучения, на каждом его этапе.

Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является также приучение учащихся к анализу выполненной ими работы. Принимая выполненную работу, мастер предлагает учащемуся устно повторить порядок и правила выполнения работ, обосновать их, объяснить причины отступления от рекомендованной технологии, если такие были, сравнить результаты выполненной работы с техническими требованиями или эталоном, самостоятельно определить, что выполнено хорошо и правильно, а что неправильно, как можно исправить недостатки. Такой анализ в присутствии мастера приучает учащихся проводить подобный самоанализ в процессе работы.

Одним из эффективных способов текущего контроля учебно-производственной деятельности учащихся, способствующих формированию привычек к качественному выполнению работы, является межоперационный контроль процесса выполнения учащимися учебно-производственных работ. Это особенно характерно для процесса обучения на изготовлении сложной продукции.

Еще в процессе вводного инструктирования мастер предупреждает учащихся, чтобы они предъявляли ему для контроля выполняемые работы на самых ответственных этапах технологических операций. В ходе текущего инструктирования мастер в обязательном порядке проводит такой межоперационный контроль. Этим самым, во-первых, предупреждается массовый брак, который может быть, если контроль качества работы проводится только после ее окончания, во-вторых, учащиеся приучаются к тому, чтобы осуществлять межоперационный контроль самостоятельно.

Взаимообучение

Учащиеся зачастую значительно легче усваивают разъяснения своих товарищей по учебе, нежели указания мастера или преподавателя. На этом основана организация взаимообучения учащихся, к которому нередко прибегают опытные мастера. Подобное взаимообучение во многом способствует эффективному обучению учащихся правильным приемам и способам работы, что благотворно сказывается на качественных показателях подготовленности учащихся. Взаимообучение практикуется, как правило, при освоении (отработке) основ профессии — трудовых приемов и операций, а также при бригадной организации производственного обучения учащихся.

Прикрепление «сильных» учащихся к «слабым» для взаимопомощи производится при обоюдном желании и психологической совместимости «шефов» и «подшефных».

Взаимообучение включает совместный разбор содержания, последовательности, способов и средств выполнения учебно-производственных заданий; повторный показ и пояснение товарищу изучаемых трудовых приемов и способов на его рабочем месте; попутный контроль и корректировка выполняемых трудовых действий; оказание текущей помощи в работе советом, подсказкой, дополнительным пояснением; совместный разбор и анализ выполненных работ, определение путей и способов устранения и предупреждения выявленных недостатков. При этом очень важно так организовать такую взаимопомощь, чтобы она не сводилась к простому доделыванию работы «слабого» учащегося.

Таковы общие подходы к руководству деятельностью учащимися при выполнении ими работ комплексного характера. Вместе с тем не может и не должно быть единой (постоянной, типовой) организации и методики инструктирования учащихся на этом этапе обучения. Изменяется содержание учебно-производственных работ, усложняются учебно-воспитательные задачи, повышается уровень теоретической подготовленности учащихся, нарастает их опыт. И все это, естественно, требует изменения и общих подходов, и конкретных способов текущего инструктирования учащихся, способов оказания им помощи при выполнении учебно-производственных заданий.

При выполнении учащимися работ комплексного характера в рассматриваемый период производственного обучения используются в основном те же методические приемы текущего инструктирования, что и при проведении упражнений по отработке трудовых приемов и операций, а именно: разъяснения, повторные демонстрации сложных приемов и способов работы; предложение учащемуся проанализировать ход своей работы, кратко рассказать, что и как он собирается делать, какими путями намерен предупредить возможные неполадки и ошибки в работе и т. д. Использование таких методических приемов приучает учащихся продуманно подходить к выполнению заданий, к самостоятельному решению возникающих в процессе работы ситуаций, предупреждает проявления привычки действовать «на авось», а если она уже существует — способствовать ее искоренению.

Особо большую практическую ценность такие методические приемы инструктирования имеют при руководстве выполнением работ по управлению автоматизированным оборудованием, где на первый план выступает интеллектуальная деятельность учащихся.

К концу изучения каждой темы, по мере накопления учащимися производственного опыта, там, где это возможно по условиям работы, мастер все больше ограничивается указанием учащемуся на недостатки в его работе. Учащийся сам должен находить, в чем заключаются эти недостатки, определять их причины, намечать и осуществлять конкретные меры устранения. В том случае, когда учащийся, несмотря на все его старания, не в состоянии сам найти недостатки в работе, определить их причины и принять правильное решение, мастер оказывает ему необходимую помощь.

Конкретное содержание указаний, разъяснений, советов мастера учащимся определяется учебно-производственными ситуациями, возникающими на уроке, характером ошибок и недостатков, допускаемых учащимися в процессе работы.