Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей
детей с ОВЗ
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.
Актуальность проблемы и ее причины
Состояние здоровья современных детей вызывает серьезную обеспокоенность у специалистов в области медицины, образования и психологии. В последнее время наблюдается тревожная тенденция к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями, что обусловлено комплексом объективных факторов. Эти дети часто обладают ослабленным здоровьем, что проявляется в быстрой утомляемости, склонности к раздражительности или, наоборот, апатии.
Особенности развития детей с ОВЗ и задачи физического развития
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечается значительное отставание в развитии таких важных физических качеств, как координация, скоростно-силовые и скоростно-координационные способности, а также гибкость. Кроме того, у них часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики. В связи с этим, современная система дошкольного образования должна уделять особое внимание физическому развитию детей с ОВЗ. Педагогическая деятельность должна быть направлена не только на формирование базовых двигательных навыков и умений, но и на активную коррекцию имеющихся нарушений.
Важность дошкольного возраста для физического развития
Дошкольный возраст является критическим периодом для закладки основ развития всех физических качеств ребенка (по Н.В. Бубнову, 2001). Целенаправленная и эффективная работа по совершенствованию этих качеств в раннем детстве служит мощным инструментом для успешной подготовки к следующему этапу обучения – поступлению в школу.
Роль скоростных и координационных способностей
Развитие скоростных качеств, например, достигается через упражнения с переменной скоростью бега (быстрый и медленный бег). Ловкость же напрямую связана с уровнем развития координации движений (по Е.Н. Вавиловой). Чем выше уровень развития физических качеств, тем точнее, ритмичнее и согласованнее становятся движения ребенка, что, в свою очередь, повышает эффективность его двигательной активности. Следовательно, развитие скоростных и координационных способностей у дошкольников является первостепенной задачей. Важно искать новые, увлекательные методы и средства, которые будут стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и игровым формам активности.
Поиск эффективных педагогических решений
Перед педагогами стоит задача найти интересные и действенные формы работы для достижения этих целей. Одним из таких эффективных средств является использование координационной (скоростной) лестницы в процессе физического воспитания в школе.
Что такое координационная лестница и ее преимущества
Координационная лестница представляет собой универсальный тренажер, предназначенный для улучшения скорости и ловкости ног, координации движений, баланса и ритмичности. Эти качества особенно важны в различных видах спорта, в особенности в командных и игровых дисциплинах, где от спортсмена требуется быстрая реакция и способность мгновенно менять направление движения.
Ключевые характеристики координационной лестницы:
Цель и задачи использования координационной лестницы:
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести и пространственной ориентации.
Задачи:
Оздоровительные:
-Укрепление опорно-двигательного аппарата.
-Формирование правильной осанки.
-Развитие физических качеств, в частности, координационных способностей.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения. Воспитывать желание быть здо ровыми и укреплять своё здоровье.
Коррекционные
1. Формировать основные движения, физические качества (быстроту, прыгучесть, выносливость, равновесие, ловкость), ориентировку в пространстве, координацию движения и др.
2. Коррекция здоровья и физического развития через применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.
Активизировать и упражнять зрительные функции в процессе физического воспитания.
Рекомендация по работе на координационно-скоростной лестнице:
Безопасность и благополучие при тренировках с координационной лестницей
1. Пространство для маневра: Убедитесь, что вокруг тренировочной лестницы достаточно свободного места. Оставляйте простор как перед началом и в конце лестницы, так и по ее бокам, чтобы избежать столкновений и обеспечить безопасность.
2. Предотвращение усталости: Не допускайте чрезмерного утомления. Усталость снижает точность движений и замедляет работу ног, что увеличивает риск травм.
3. Правильная техника постановки стопы: Особое внимание уделяйте тому, как вы ставите ноги. Грамотное расположение стоп является ключом к профилактике травм и повреждений в области стоп и голеностопа.
4. Постепенное наращивание темпа: Начинайте тренировку с невысокой скорости, постепенно увеличивая ее по мере освоения упражнения.
Существует огромное разнообразие упражнений с координационной лестницей – от десятков до сотен. Часть из них разработана специально для определенных видов спорта, а другие подходят для всех.
Тренировки с координационной лестницей
При обучении детей работе с координационной лестницей важно следовать базовым принципам педагогики. Начинайте с медленных, контролируемых движений, постепенно переходя к более быстрым и взрывным, а также увеличивая сложность координационных задач.
Эти упражнения могут быть интегрированы в занятия школьников разных возрастов. Они подходят для групповых и индивидуальных тренировок, могут быть частью круговой тренировки, эстафет, игровых форм, а также использоваться при прохождении полос препятствий.
Упражнения с напольной лестницей можно классифицировать следующим образом:
Для закрепления навыков необходимо многократное повторение. Со временем некоторые упражнения можно усложнять: увеличивать скорость выполнения, повышать объем тренировки, добавлять работу рук или использовать дополнительный вес.
Результативность
-Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
-Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
-Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
Список литературы
1. Жилкин А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
2. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта
: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов,
В. С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 480 с.19
3. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.
4. Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., илл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.