Доклад "Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей с ОВЗ"

  • docx
  • 14.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад. использование координационной дорожки на уроках физкультуры.docx

Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей

детей с ОВЗ

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении»   Ж.-Ж. Руссо.

Актуальность проблемы и ее причины

Состояние здоровья современных детей вызывает серьезную обеспокоенность у специалистов в области медицины, образования и психологии. В последнее время наблюдается тревожная тенденция к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями, что обусловлено комплексом объективных факторов. Эти дети часто обладают ослабленным здоровьем, что проявляется в быстрой утомляемости, склонности к раздражительности или, наоборот, апатии.

Особенности развития детей с ОВЗ и задачи физического развития

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечается значительное отставание в развитии таких важных физических качеств, как координация, скоростно-силовые и скоростно-координационные способности, а также гибкость. Кроме того, у них часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики. В связи с этим, современная система дошкольного образования должна уделять особое внимание физическому развитию детей с ОВЗ. Педагогическая деятельность должна быть направлена не только на формирование базовых двигательных навыков и умений, но и на активную коррекцию имеющихся нарушений.

Важность дошкольного возраста для физического развития

Дошкольный возраст является критическим периодом для закладки основ развития всех физических качеств ребенка (по Н.В. Бубнову, 2001). Целенаправленная и эффективная работа по совершенствованию этих качеств в раннем детстве служит мощным инструментом для успешной подготовки к следующему этапу обучения – поступлению в школу.

Роль скоростных и координационных способностей

Развитие скоростных качеств, например, достигается через упражнения с переменной скоростью бега (быстрый и медленный бег). Ловкость же напрямую связана с уровнем развития координации движений (по Е.Н. Вавиловой). Чем выше уровень развития физических качеств, тем точнее, ритмичнее и согласованнее становятся движения ребенка, что, в свою очередь, повышает эффективность его двигательной активности. Следовательно, развитие скоростных и координационных способностей у дошкольников является первостепенной задачей. Важно искать новые, увлекательные методы и средства, которые будут стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и игровым формам активности.

Поиск эффективных педагогических решений

Перед педагогами стоит задача найти интересные и действенные формы работы для достижения этих целей. Одним из таких эффективных средств является использование координационной (скоростной) лестницы в процессе физического воспитания в школе.

Что такое координационная лестница и ее преимущества

Координационная лестница представляет собой универсальный тренажер, предназначенный для улучшения скорости и ловкости ног, координации движений, баланса и ритмичности. Эти качества особенно важны в различных видах спорта, в особенности в командных и игровых дисциплинах, где от спортсмена требуется быстрая реакция и способность мгновенно менять направление движения.

Ключевые характеристики координационной лестницы:

  • Вариативность: Лестницу можно применять в разнообразных двигательных активностях и упражнениях, а также изготавливать из различных материалов.
  • Доступность: Подходит для детей любого уровня физической подготовки и разного возраста.
  • Безопасность: Обеспечивает безопасное выполнение упражнений.
  • Мобильность: Компактна и легка, что облегчает ее транспортировку и хранение.

Цель и задачи использования координационной лестницы:

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести и пространственной ориентации.

Задачи:

Оздоровительные:

-Укрепление опорно-двигательного аппарата.

-Формирование правильной осанки.

-Развитие физических качеств, в частности, координационных способностей.

         Воспитательные

Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения. Воспитывать желание быть здо ровыми и укреплять своё здоровье.

         Коррекционные

1.     Формировать основные движения, физические качества (быстроту, прыгучесть, выносливость, равновесие, ловкость), ориентировку в пространстве, координацию  движения и др.

2.     Коррекция здоровья и физического развития через применения специальных  средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

Активизировать и упражнять зрительные функции в процессе физического воспитания.

 

Рекомендация по работе на координационно-скоростной лестнице:

  • Обязательная разминка перед выполнением упражнений
  • Соблюдение дистанции.
  • Коррекция осанки.
  • Не заступать на планки лестницы.
  • Чёткое и правильное выполнение упражнений на скорость, не стоит торопиться (сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость).
  • Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при выполнении нескольких подходов.

 

Безопасность и благополучие при тренировках с координационной лестницей

 

1.     Пространство для маневра: Убедитесь, что вокруг тренировочной лестницы достаточно свободного места. Оставляйте простор как перед началом и в конце лестницы, так и по ее бокам, чтобы избежать столкновений и обеспечить безопасность.

2.     Предотвращение усталости: Не допускайте чрезмерного утомления. Усталость снижает точность движений и замедляет работу ног, что увеличивает риск травм.

3.     Правильная техника постановки стопы: Особое внимание уделяйте тому, как вы ставите ноги. Грамотное расположение стоп является ключом к профилактике травм и повреждений в области стоп и голеностопа.

4.     Постепенное наращивание темпа: Начинайте тренировку с невысокой скорости, постепенно увеличивая ее по мере освоения упражнения.

Существует огромное разнообразие упражнений с координационной лестницей – от десятков до сотен. Часть из них разработана специально для определенных видов спорта, а другие подходят для всех.

 

Тренировки с координационной лестницей

При обучении детей работе с координационной лестницей важно следовать базовым принципам педагогики. Начинайте с медленных, контролируемых движений, постепенно переходя к более быстрым и взрывным, а также увеличивая сложность координационных задач.

Эти упражнения могут быть интегрированы в занятия школьников разных возрастов. Они подходят для групповых и индивидуальных тренировок, могут быть частью круговой тренировки, эстафет, игровых форм, а также использоваться при прохождении полос препятствий.

Упражнения с напольной лестницей можно классифицировать следующим образом:

  • Ходьба: Различные варианты передвижения шагом по лестнице.
  • Бег: Скоростные перемещения по ступеням лестницы.
  • Прыжки: Выполнение прыжковых элементов.
  • Упражнения в упорах: Работа с опорой на руки.

Для закрепления навыков необходимо многократное повторение. Со временем некоторые упражнения можно усложнять: увеличивать скорость выполнения, повышать объем тренировки, добавлять работу рук или использовать дополнительный вес.

Результативность

-Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

-Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

-Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

 

 

 

Список литературы

1. Жилкин А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.:

Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

2. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта

: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов,

В. С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр

«Академия», 2003. – 480 с.19

3. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.

4. Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., илл.