Использование современной технологии дифференцированного обучения на уроках
Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Необходимость использования технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка возникла из-за объединения в классах обучающихся с разными уровнями обучаемости и обученности. Одни обучающиеся способны воспринимать учебный материал быстро, продуктивность их работы на уроке высокая, но есть обучающиеся, испытывающие трудности при усвоении материала, имеющие индивидуальные программы. Поэтому считаю, что дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
Для эффективного решения поставленных задач организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с принципами и методами обучения.
Изучая вопрос дифференцированного подхода в методической литературе, опираясь на свой личный опыт, условно разделяю обучающихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности на 3 группы. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые плохо усвоили новый материал.
В зависимости от вида урока, его этапов подбираю разные способы дифференцированного подхода, различные виды заданий, которые использую на своих уроках.
Плодотворная работа наблюдается при осуществлении дифференцированного подхода на этапах формирования умений и навыков, закреплении и систематизации изученного. Для обучающихся II и III групп предлагаю задания с указаниями, разъяснениями, памятками, которые способствуют усвоению изучаемого материала, а для I группы - задания, заставляющие думать, размышлять.
Например, на уроке закрепления темы «Корень» первая группа получает задание выписать в столбики слова с одним корнем, вставить буквы и подчеркнуть проверяемые гласные корня одной чертой, непроверяемые – двумя.
Вторая группа сначала пишет проверочные слова, а затем списывает данные слова и вставляет пропущенные буквы.
Третья группа к словам с выделенными корнями подбирает однокоренные слова, подчеркивает корни и ставит ударения.
Таким образом, одно и тоже упражнение по – разному выполняется обучающимися.
На одном уроке нередко используется все три формы занятий: часть урока обучающиеся работают коллективно, затем выполняют упражнения в соответствии с заданиями для первой, второй и третьей групп; некоторые обучающиеся выполняют индивидуальные тексты упражнений.
Предлагая задания различных уровней, я даю всем обучающимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет права выполнить задание другой группы (другого уровня). Если на первых порах я советую обучающемуся, с варианта какого уровня ему следует лучше всего начинать, то в дальнейшем он выбирает его самостоятельно, реализуя свое право свободы выбора, сам решает, стоит ему переходить к выполнению заданий следующего уровня или же работать на прежнем.
При анализе контрольных работ считаю эффективным также делить класс на подгруппы, исходя из оценок, полученных обучающимися. Первой группе предлагаю творческие задания. Обучающимся второй группы также предлагаю работу творческого характера, однако значительное внимание уделяю тренировкам, повторению и закреплению орфограмм. Третья группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование и закрепление орфографических навыков.
Не оставляю без внимания и домашнее задание, и предлагаю ребятам выполнить упражнения с дополнительным заданием. Для I группы такие задания носят творческий, аналитический либо обобщающий характер, для II и III - повторение изученных орфограмм. Время от времени даю домашнее задание в разных формах, а ребятам предлагаю самостоятельно выбрать себе задание, с которым, по их мнению, они смогут справиться. При проверке домашнего задания веду мониторинг отслеживания результатов, отмечаю, как справились обучающиеся с работой, на что нужно обратить внимание на следующем уроке. Такая целенаправленная и систематическая работа привела к формированию у способных обучающихся следующих умений:
· добывать знания в процессе поисковой деятельности;
· применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
· решать поставленную перед ними задачу творчески.
А слабый ученик чувствует себя уверенней на уроке, т.к. ему предъявляются задания, с которыми он может справиться.
Дистанционное образование позволяет выстроить индивидуальную траекторию освоения учебной дисциплины: отобрать уровень изучаемого материала, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. При дистанционном обучении учитель и обучающийся взаимодействует на расстоянии с помощью ИКТ с целью получения знаний и навыков последними.
Методы, приёмы и формы, которые использую на уроках
1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся.
2. Проведение на уроках разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений на поддержание высокого уровня работоспособности.
3. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.
4. Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.
5. Опрос только тех обучающихся, которые желают отвечать.
6. Каждый здоровье сберегающий урок должен включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.
7. Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
8. Личный пример учителя.
9. Игровые методы психокоррекции (игры на развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности).
Хорошие результаты дает взаимопроверка, работа в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища.
Чтобы не было перегрузки обучающихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа использую, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
Таким образом реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения русскому языку помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого обучающегося или отдельно взятой группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.