«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает» (Я. А. Коменский)
Система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно - исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе- педагоге. Именно педагог является ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Актуальность вопроса профессиональной компетентности обусловлена ускоряющимся процессом обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов во всем мире. По оценкам ученых ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний , которыми должен владеть специалист. Приоритетной задачей становится повышение профессиональной компетентности педагога и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, работающего творчески, социально активного и конкурентноспособного педагога, умеющего воспитать “гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно -нравственных ценностей народов России, исторических и национально -культурных традиций”- говорится в Национальном проекте “Образование”. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт”ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ...” Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств , необходимых для успешной деятельности. Педагогическая компетентность- системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога В методической литературе описано несколько видов профессиональных педагогических компетенций, которыми должен овладеть педагог: учебно - познавательная компетентность- включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа, и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях,, владение эвристическими методами решения проблем .Ее еще называют экстремальной. - информационная компетентность- предполагает способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию. - коммуникативная компетентность- предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей, а также владение приемами профессионального общения и поведения. . - интелектуально - педагогическую компетентность рассматривают как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества личности: фантазия, гибкость , критичность мышления. - рефлексивная компетентность- это интегративное качество личности, характеризующее степень освоения совокупности рефлексивных компетенций, включая характеристику профессионально- личностных качеств педагога, его готовность и способность к рефлексивной деятельности с использованием знаний умений, навыков, профессионального и жизненного опыта . - правовая компетентность-это знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания,, знание законов в сфере образования и ФГОС ОО и трудового законодательства, а также умение защищать достоинство и интересы как свои так и обучающихся. Согласно Федеральному закону “ Об образовании в Российской Федерации” ст 46 гласит:” право на занятие педагогической деятельностью имееют лица со средним профессиональным и высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике и профессиональным стандартам. “ На решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов направлен Федеральный проект “Учитель будущего “ Проект ориентирован на внедрение системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 % учителей образовательных организаций, прохождение педагогическими работниками добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в формате непрерывного образования к 2024 году.
Рассмотрим основные формы, направленные на развитие и совершенствование профессиональной компетенции педагогов в условиях Государственного казенного образовательного учреждения для детей нуждающихся в длительном лечении, Шафрановская санаторная школа- интернат. ОУ Шафрановская санаторная школа- интернат предназначено для обучения и оздоровления детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза , в возрасте от 6 лет и шести месяцев до 14 лет. Предметом деятельностиУчреждения является: - реализация общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования. - обеспечение проведения реабилитационных и лечебно- оздоровительных мероприятий. Целями деятельности Учреждения являются
- оказание помощи семье в воспитании и получении образования , адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении Ежегодно в учреждении обучаются и проходят оздоровление до 90 детей и подростков из многих районов Республики Башкортостан, направленные на один учебный год. По медицинским показаниям срок пребывания детей и подростков в данном учреждении может быть увеличен. Имеются 6 образовательных классов наполняемостью до 15 детей, с 1 по 6 класс. Контингент обучающихся нестабилен. Ежегодно происходит обновление ученического коллектива от 25 до 40% по объективным причинам (отчисление по выздоровлению, направление в учреждение по показаниям здоровья) Это вносит определенные трудности в организацию образовательного и воспитательного процесса, так как в классе объединяются учащиеся разного уровня обученности, переживающие адаптационный период в новом коллективе. У большинства вновь прибывших обучающихся начальной школы отсутствует дошкольная подготовка, в связи с чем слабо сформировано положительное отношение к учению, довольно низкий уровень произвольного поведения (умение включаться в задание, планировать свою деятельность), способность ориентироваться в пространстве. Основная масса из социально запущенных семей. У них не сформирована положительная мотивация к школьной деятельности, повышена утомляемость, имеются психическая расторможенность, низкий уровень когнитивных функций и готовности к обучению. Общий кругозор крайне низок, слабо развита устная речь. Характерной особенностью режима санаторной школы является пребывание на свежем воздухе не менее трех часов в день, достаточная продолжительность сна, рациональное питание, правильное чередование учебных занятий с отдыхом, а также проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Все это накладывает определенные трудности в работе учителей и воспитателей -приходится постоянно искать решения вновь возникающих задач -и возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание ребенка, находящегося на санаторном лечении. Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми , нуждающимися в санаторном лечении включает в себя не только специальный набор знаний и умений, но и эффективное их применение в своей работе. Это и уважительное отношение к каждому ребенку, и умение общаться с каждым ребенком, умение создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, умение оказывать поддержку детской инициативы и самостоятельности, умение создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным и социальным слоям, а также имеющие различные , в том числе и ограниченные возможности здоровья., умение развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации, умения организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей, умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования и воспитания, вовлекать их в совместную деятельность . Каждое образовательное учреждение сильно прежде всего составом педагогических кадров. Наша школа -не исключение. 10 педагогов имеют высшее и 7 - среднее профессиональное образование. Основными механизмами развития профессиональной компетенции педагогов в нашем учреждении являются: - Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Все педагоги нашего учреждения прошли курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов, а также инструктивно - методические занятия по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях в образовательных учреждениях. -Аттестация: Высшую квалификационную категорию имеют 10 педагогов и 6 имеют первую квалификационную категорию. 1 педагог не имеет категории , т.к
Работает меньше года. Педагоги проходят аттестацию, согласно перспективному плану. -Самообразование -это необходимое условие профессиональной компетентности особенно в современных условиях, когда необходимо разрабатывать индивидуальный маршрут педагога.. Все педагоги школы-интерната работают по индивидуальной теме самообразования, над которой работают в межаттестационный период в течение 5 лет, представляя свои результаты в форме творческих отчетов, презентаций на педсоветах. С целью обмена опытом нашими педагогами проводятся открытые уроки. Уроки и воспитательные мероприятия проходят на достаточно высоком профессиональном уровн. Особенно активно организовано взаимопосещение уроков и самоподготовки. Также наши педагоги совместно с педагогами ГКОУ Уфимская школа - интернат №2 принимают участие в “Фестивале открытых уроков” с целью распространения передового педагогического опыта. В 2019 году наши педагоги впервые приняли участие в районном конкурсе” Турслет педагогов” среди общеобразовательных учреждений района и были отмечены почетной грамотой. -активное участие педагогов в работе школьных методических объединений, педсоветов , конференций, семинаров, мастер-классов, творческих групп. Их работа направлена на поддержку педагогов, на развитие у них педагогических компетенций, на реализацию федеральной и региональной политики в образовании, включая реализацию ФГОС, задач школы интерната, учебного плана .Для решения поставленных задач в нашем учреждении созданы два методических объединения.- ШМО учителей- руководитель Мухамадеева Д.Р и ШМО воспитателей- Шаяхметова Г.Г.Оба методических объединения целенаправленно ведут работу по совершенствованию уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей., их профессиональной компетентности.. - овладение современными образовательными технологиями , методическими приемами и постоянное их совершенствование. - использование информационно - коммуникационных технологий . Наши педагоги активно используют ИКТ в работе при подготовке и ведении документации, при выступлениях на педсоветах и семинарах.Многие мероприятия готовятся и проводятся с использованием мультимедиа и возможностей компьютера. - обобщение и распространение собственного педагогического опыта(создание собственных сайтов, публикации и создание личных кабинетов на таких сайтах как “Знанио,“Инфоурок” “Продленка”) где педагоги размещают свои методические разработки. Также наши педагоги активно участвуют в онлайн вебинарах , медианарах и конференциях. Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи каждого педагога с того момента, как ребенок переступает порог школы- интерната. Каждого вновь принятого на работу педагога администрация знакомит со следующими документами: Уставом учреждения; должностными инструкциями; правилами внутреннего распорядка; документацией по охране труда и правил техники безопасности и другими локальными актами , которыми педагог должен руководствоваться на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм много лет.
Воспитательный процесс - важнейший компонент педагогического процесса, наряду с учебным. Это процесс взаимодействия учителя, воспитателя, обучающихся , родителей(законных представителей). Поэтому содержание общешкольных мероприятий направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей и укрепление связи с семьей и сохранение школьных традиций.
Дополнительное образование так же направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени. Программа внеурочной деятельности разработана согласно нормам ФГОС по пяти направлениям- общеинтелектуальное, общекультурное, художественно- эстетическое, спортивно - оздоровительное, социальное и обеспечила охват более 80% обучающихся кружковой деятельностью. В течение года в школе функционируют кружки: “Творческая мастерская”- руководитель Янбаева Ф.Н., “Народные промыслы” руководитель Шаяхметова Г.Г., “Рукоделие” руководитель Хамадярова Г.Я., ”Занимательный английский“руководитель Хазигалеева Ф.Н.,”Юный программист”руководитель Рамаданова Н.П., спортивные секции “Вольная борьба “руководитель Аипов Ю.М., и”Командные игры “ руководитель Буцкий Ю. А.,”Пионерское движение” руководитель Мухитдинова Л.Б., “Курс ПДД”руководитель Шангареева М.Ю., “Мой родной край” руководитель Ахунова Л.Я., “Мир экскурсий” руководители Хайруллина Е.И. и Нуриева А.Д.,”Давайте танцевать”руководитель Аипова А.Д.Всеми руководителями кружков и секций разработаны рабочие программы внеурочной деятельности, которые в течение года реализуются в полном объеме.Кружки проводятся в соответствии с утвержденным расписанием. Работы ребят выполненные на занятиях кружков, участвуют в конкурсах, выставках, а также и на ярмарке- распродаже, организованной сельской библиотекой.
Особое внимание педагоги уделяют раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности ребенка Воспитатель в интернате- это тот, с кем обучающиеся проводят все свое свободное время. Это тот, кто всегда выслушает,поможет, кто просто призван заменить ребенку родителей на время пребывания в интернате. И главное в такой работе- жить с ними одними интересами. Вот тут на помощь и приходят профессиональные компетенции.
Организуя работу с детьми, воспитатели опираются на диагностические исследования (на начало и конец года) по методике Н. П. Капустина, А. А. Лосевой, отслеживают уровень воспитанности, социализированности обучающихся. Это позволяет им увидеть динамику развития каждого ребенка, оценить результативность и выделить приоритеты в своей работе. Дети совместно с воспитателями охотно участвуют в играх, с удовольствием изготавливают поделки и картины из природного и бросового материала, рисуют, участвуют во многих муниципальных, региональных и интернет-конкурсах и становятся лауреатами, призерами и победителями.
“Работа- лучший способ наслаждаться жизнью”- утверждал И. Кант. Следует отметить, что для современного педагога его профессия- это возможность самореализации .Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и всего образования в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.