Доклад к семинару-практикуму
«Познавательное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори»
Система М. Монтессори, в основе которой лежат специальные дидактические материалы для развития ребенка, является признанной педагогической системой во всем мире.
Главный смысл этой методики - развитие познавательных способностей ребёнка.
Сочетание специальной предметной среды и особых форм организации, опирающихся на индивидуальный детский интерес, приводит к значимым достижениям в развитии ребенка. У детей проявляются внутренние изменения, которые выражаются в «…уравновешенности, свободном проявлении себя, умении строить отношения с окружающими, учитывать их интересы, сопереживать, а также в эмоциональной отзывчивости на красоту и активном познавательном интересе» (М. Монтессори)
Основа педагогики Монтессори, ее девиз - «Помоги мне сделать это самому!» Методика Монтессори основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка.
М. Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными учеными И. Итаром и Э. Сегеном.
Упражнения для развития мелкой моторики рук - нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и упражнений.
М. Монтессори вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические монтессори-материалы, пособия монтессори, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сенситивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, доступной и понятной.
Вся работа по системе Монтессори строится по определенному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности.
Для создания такой среды часто используется Монтессори-материал и другие специально подобранные предметы и пособия отвечающие дидактическим, эстетическим и экологическим требованиям.
Монтессори-материалы это средства развития детей, отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка на низких столах и полках. Главная задача - стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.
Для ребенкаМонтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. Чем можно объяснить тот факт, что сейчас все чаще стали обращаться к опыту Марии Монтенссори? Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Список некоторых материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:
Сенсорное развитие
Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с
девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по
высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры
различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию
помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую
при письме.
Цветные цилиндры -
каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков
цилиндров.
Шумовые цилиндры -
этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит
шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку
красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Математическое развитие
Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.
Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома - они рассчитаны на оборудование детских садов имонтессори-групп.
В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:
1. Геометрические Рамки-вкладыши Монтессори
2. Познавательные рамки-вкладыши
3. Шнуровки
4. Игрушки с застежками
5. Наборы для рукоделия
6. Наглядные пособия по ознакомлению с окружающим миром
Педагогика Монтессори основана на отношении к ребёнку как к свободной, развивающейся, уникальной личности со своим планом и сроками познания социальной среды и предметного мира. Поэтому на сегодняшний день система Монтессори является для педагогов и родителей одной из самых востребованных методик раннего развития детей.
Список литературы:
1. Большая книга Монтессори/ Дарья Орлова. - СПб.: прайм - ЕВРО-ЗНАК; Владимир:ВКТ,2009.-185,[7] с.: ил.- (Главная книга родителя )
2. Воспитатель ДОУ, №5/2009, «Детское пространство в педагогике
М. Монтессори» Ранц С.Н, с.128
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.