Доклад -«Коррекция двигательных нарушений на уроках физической культуры»
Оценка 4.8

Доклад -«Коррекция двигательных нарушений на уроках физической культуры»

Оценка 4.8
docx
13.05.2020
Доклад -«Коррекция двигательных нарушений на уроках физической культуры»
Доклад -«Коррекция двигательных нарушений на уроках физической культуры».docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат с.Воронцовка

(ГКОУ КК школа- интернат с.Воронцовка)

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Коррекция двигательных нарушений на уроках физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель физической культуры:

Сафронов Р.А.

 

 

 

2018 год

 

Введение

         В специальных коррекционных школах 8 вида обучаются дети с нарушенным интеллектом в развитии. Они больше чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

Специальными исследованиями доказано, что дети с дефектами развития чаще, чем их сверстников имеют слабое физическое развитие, нарушение осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др. что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путём преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта.

Одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребёнка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Занятия физической культурой, физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в опорно - двигательном аппарате, и в костно- суставном.

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере ребёнка. Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег, обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития выносливости и т.п.

Многообразие решаемых коррекционно – развивающих задач позволило сгруппировать в следующие виды, которые я применяю на уроках физической культуры, ЛФК, внеклассных занятиях и спортивных мероприятиях;

- Коррекция основных движений;

- Коррекция и развитие координационных способностей;

- Коррекция и развитие физической подготовленности;

- Коррекция и профилактика вторичных нарушений;

- Коррекция психических нарушений;

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развёрнуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловищем.

В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением.

Физические упражнения для коррекции ходьбы:

«Рельсы»- Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

«Не сбей». - Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.

«Узкий мостик» - Ходьба по узкой линии, ленте, рейке, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

«Длинные ноги» - По команде: «Длинные ноги идут по дороге», -ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полу приседе.

«Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком на голове.

«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, разгибая пальцы, выпуская.

«Солдаты»- Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа.

«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках с выполнением заданий: руки вперед, круговые вращения, передача предметов из рук в руки и т.д.Однако это деление носит больше теоретический характер, в практической работе строгих разграничений нет. Однако одно упражнение одновременно может решить несколько задач, я руководствуюсь следующими дидактическими правилами:

Создаю максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением.

Ориентирую на развитие и потенциальные возможности ребёнка.

 

Коррекция бега

При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений.

Специально – подготовительные упражнения лишь частично решают задачи координации двигательных нарушений в беге. Основной метод использования беговых упражнений – игровой, где ребёнок полнее реализует свои навыки и умения.

Физические упражнения для коррекции бега:

- Ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- Бег на месте только руками, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег на месте только ногами, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег «змейкой», с подскоками, по ориентирам, по прямой, по узкому коридору;

- Бег медленный в чередовании с ходьбой;

- Бег по пересеченной местности;

- Челночный бег;

- Бег за обручем;

- Бег по кругу с остановками (свисток. хлопок) и выполнение заданий;

- Бег с грузом в руках;

 

Коррекция прыжков

Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полёта, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно - силовых качеств. Детям ещё трудно одновременно совмещать и выполнять две задачи: движение ног и взмах руками. Подводящие упражнения развивают разнообразные координационные способности ребенка и дают возможность выполнить прыжок в целом. Для усвоения прыжка в целом применяется ещё разучивание приёма по фазам прыжка: разбег, бег по дистанции, отталкивание, фаза полёта, приземление.

Физические упражнения для коррекции прыжков.

Подскоки на двух ногах с продвижением вперёд, с поворотами направо, налево на 90*.

Прыжки поочерёдно на каждой ноге на отрезке 10-15м.

Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочерёдно, на месте и с продвижением вперёд и назад.

Прыжки «лягушка» со взмахом рук.

Прыжки с места вперёд – вверх через натянутую верёвку.

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Прыжки через предметы на одной, двух ногах.

Коррекция лазанья и перелезания

Упражнения лазанья и перелезания по гимнастической стенке, скамейке и через препятствия имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, умению управлять своим телом. Лазанье и перелезание корригируют недостатки психической деятельности – страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения и сложных двигательных ситуациях. Для преодоления препятствий

Используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно. Деревянная и верёвочная лестница.

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания.

Ползание под верёвкой, скакалкой, под бревном, под скамейкой.

Перелезание через рейку лестницы – стремянки.

Лазанье, ползание по гимнастической скамейке разными способами.

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.

Коррекционная направленность:

- координация движений, соразмерность усилий, ловкость, точность передвижения и перемещения, ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела, согласованность движений, преодоление страха высоты, развитие силы рук, равновесия, профилактика плоскостопия;

Коррекция мелкой моторики

Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение мелкой моторики, движения рук и моторные компоненты речи.

Для активизации движений кистей и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь. Мячи, различные по объёму, весу, материалу, цвету, шары, флажки, ленты, игрушки, кубики, геометрические фигуры, пуговицы, карандаши, зерно. Основной метод – игровой.

Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук.

- Перекатывание мяча сидя в парах.

- Передача мяча в парах.

- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

- Бросок мяча в стенку и ловля его.

- Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы и т. д.

Коррекционная направленность:

Координация и ритм движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий, скоростно – силовые качества, согласованность движений, глазомер, точность направления, равновесие, быстрота переключения и распределения внимания, быстрота реакции, силу рук и верхнего плечевого пояса, устойчивость к вестибулярной нагрузке, амплитуду движений, развитие мышц ног, брюшного пресса, позвоночника. Игра в мяч лучшее средство развития мелкой моторики.

Коррекция расслабления

Средства коррекции развития способности к произвольному расслаблению мышц являются специальные физические упражнения, снимающие напряжённость и скованность движений. К методическим приёмам относятся:

- маховые движения рук и ног, потряхивание конечностей;

- контрастное переключение от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

- расслабленные круговые движения рук;

- применение элементов самомассажа;

- дыхательные упражнения;

Физические упражнения для коррекции расслабления.

«Плети». Махи расслабленных рук вправо, влево, небольшая ротация позвоночника.

«Покажи силу».

«Бабочка». Махи руками, как машут крыльями бабочки.

«Вертолёт». То же, - движения асимметричные правая-вверх, левая-вниз.

Коррекция осанки

Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развёрнутая грудная клетка, отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные, естественные изгибы позвоночника, выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги, лопатки должны находится на одинаковой высоте, живот подтянут.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.

Формирование осанки является важным разделом коррекционной работы в системе физического воспитания.

Упражнения для коррекции осанки.

1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника.

2. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми, обхваченными руками, -перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.

3. «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс - прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. (страховка).

4. «Змея». Из положения лёжа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперёд - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, опрокинув назад голову.

 

Коррекция и профилактика плоскостопии и сколиозов

Под плоскостопия надо своевременно выявить имеющиеся нарушения.

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Различают плоскостопие: врождённое, рахитическое, травматическое, статическое. (М.И. Фонарёв).

Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие ежедневного систематического применения. Полезно плавать, ездить на велосипеде, ходить босиком по траве, песку, гравию. В домашних условиях: ящик с каштанами, гравием, коврик с аппликаторами, скалка, ролики и т.д.

Коррекционные упражнения для профилактики плоскостопии и сколиозов

1.Из положения лёжа, сидя носки оттягивать на себя и от себя.

2.Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.

3.Наклон носков вовнутрь и к наружи и.п. сидя, лёжа на спине.

4.И.п. о.с перекат с пяток на носки руки на пояс, за голову и т.д.

Физическая культура и лечебная физкультура для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии рассматривается как коррекционно-компенсаторная, двигательная и лечебно – оздоровительная форма воздействия на двигательную недостаточность, как форму реадаптации двигательных нарушений и социализации обучающихся в общество. Эффективнее и разнообразнее является игровой метод.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.  

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека. Совместная работа с родителями по физическому воспитанию детей: дни здоровья, семейные олимпийские игры; спортивные соревнования «мама, папа, я – спортивная семья»; занятия оздоровительной гимнастикой (3-9 класс).

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Подготовка к сдаче учебных нормативов ведётся не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта. Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учителя физической культуры для этой группы учащихся, подбирают и определяют индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся.

 

Список литературы

 

1. “Физическое воспитание”, учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., М: “Высшая школа”, 1983 год.

2. “Движения против остеохондроза позвоночника” Ю.И.Курпан, Е.А. Таламбум, Л.Л. Силин - М: Физкультура и спорт, 1987.

3. "Боль в спине" Н.А. Касьян - М: Физкультура и спорт, 1991.

4. “Справочник практического врача.” А.И. Воробьев - М: Медицина 1982г. Издание второе стереотипное.

5. “Физиология движений” под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. - Л., Наука. - 1976.

6. “Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов”. Дубровский В.И. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.

7. “Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата”. Трубников В.Ф.- Киев: Здоров'я, 1984.


 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Государственное казённое общеобразовательное учреждение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Введение В специальных коррекционных школах 8 вида обучаются дети с нарушенным интеллектом в развитии

Введение В специальных коррекционных школах 8 вида обучаются дети с нарушенным интеллектом в развитии

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической…

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической…

В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением

В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением

Коррекция бега При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад,…

Коррекция бега При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад,…

Коррекция прыжков Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полёта, неучастие…

Коррекция прыжков Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полёта, неучастие…

Для преодоления препятствий Используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно

Для преодоления препятствий Используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно

Передача мяча в парах. - Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками

Передача мяча в парах. - Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками

Покажи силу». «Бабочка». Махи руками, как машут крыльями бабочки

Покажи силу». «Бабочка». Махи руками, как машут крыльями бабочки

Коррекция и профилактика плоскостопии и сколиозов

Коррекция и профилактика плоскостопии и сколиозов

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020