Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним
Уметь он должен доказать иное
Коль не согласен он с тобой
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
(Гордиенко Елена Борисовна)
Уважаемые коллеги! Какую тему педсовета Вы могли бы предположить, исходя из отрывка стихотворения? Слайд№1
Какую цель вы бы поставили? Цель: рассмотрение структуры ФГОС НОО, и ФГОС ООО, изучение требований к ООП и к условиям и результатам освоения ООП НОО И ООП ООО., провести анализ выполнения требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в условиях организации образовательного процесса ГКОУ ШСШИ. Слайд№2 Качество образования перестало удовлетворять потребностям современного общества и современной жизни, поэтому ФГОС необходимо рассматривать как неизбежное требование в профессиональной деятельности каждого педагога.
ФГОС – это важнейший элемент системы образования и документ, оказывающий влияние на все стороны образовательного процесса. Это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где:
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний ;слайд№3
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки. Приоритетная задача Стандартов – развитие и воспитание личности.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Слайд№4,5
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования и быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования.
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход. Слайд№6
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
Стандарт общего образования |
|
ФГОС НОО |
ФГОС ООО |
Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам; 2. оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе). |
Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; 2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; 3. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования. |
Слайд№7 ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований.
Рассмотрим три главных требования ФГОС к образовательным программам начальной общей и средней общей школы. 1.Требования к структуре основных образовательных программ. Учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программы.Основная часть программы выполняет требования Стандарта и одинакова для всех школ. Вариативная часть учитывает специфику учебного учреждения, специфику национальных, экономических, социокультурных и климатических условий , в которых осуществляется образовательный процесс, цели и запросы учеников. 2.Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сюда относятся условия, в которых реализуется образовательная программа. Например, сколько педагогов ведут дисциплину,(кадровые) как финансируется обучение, какая техника, учебники, материалы есть в классах. Слайд№8,9.
3 . Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Учитывают навыки и знания (предметные, метапредметные, личностные),которыми должен овладеть ученик после обучения на конкретной ступени образования. Эта часть Стандартов больше направлена на руководителей , так как именно они определяют структуру каждой ступени образования в школе. А учителю важнее следующий раздел, который касается структуры программы в соответствии с ФГОС.
Требования к структуре основных образовательных программ в соответствии ФГОС. -ООП является нормативным документом образовательного учреждения, развивающим и конкретизирующим положения ФГОС. Образовательное учреждение реализует ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Структура ООП- это комплект указаний , программ и требований , из которых состоит структура образовательных программ .
Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Содержательное наполнение разрабатывается самостоятельно, но с использованием материалов Примерной основной образовательной программы. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в Стандарте различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочную деятельность.
Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Слайд№10
Целевой раздел включает пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. - Содержательный раздел Программы представляет общее содержание, обеспечивающее развитие личности детей и включает : - программу развития универсальных учебных действий, - программу отдельных предметов , курсов. – программу воспитания и социализации обучающихся . – программу коррекционной работы.
И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план, мероприятия и праздники и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит: слайд№11
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов: слайд№12
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные.
К ним относится:
Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению;
Сформированность ценностно-смысловых установок;
Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
Умение строить высказывания;
Формулировка проблемы;
Рефлексия деятельности;
Структурирование знаний;
Поиск информации;
Смысловое чтение;
Моделирование.
К коммуникативным относятся:
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Умение выражать свои мысли;
Управление поведением партнера;
Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные.
К ним относятся:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценка.
Личностные результаты |
|
ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности |
ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. |
Метапредметные результаты |
|
ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями |
ФГОС ООО - освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные); - способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории |
Предметные результаты |
|
ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. |
ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. |
Система оценки достижения планируемых результатов слайд№13
Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура урока – современного урока.
Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником. Слайд№14
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните.
Традиционный урок |
Современный урок |
1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками |
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками |
Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО
В содержании и ведущем виде деятельности:
- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);
- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).
Пути решения
1. Изучение программ как начальной, так и средней школы
2.Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы
3. Согласование требования всех учителей – предметников
4. Частая смена видов деятельности, включая физминутки
5. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями
6. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности
7. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:
-готовность к уроку (наличие необходимых учебно -письменных принадлежностей, порядок на парте);
-правильность оформления тетради, различных видов работ; В ФГОС сформулированы требования к современному учителю. –это профессионал, который демонстирирует универсальные и предметные способы действий. - инициирует действия учащихся,консультирует и корректирует. – создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. –это учитель, применяющий развивающие технологии
-Это учитель, постоянно развивающийся,
- Специалист, обладающий ИКТ-компетентностью, умеющий показать ученику наиболее удобный способ получения информации, ее анализа и грамотного использования. –-Партнер для своих коллег и учеников Помимо всего вышесказанного, учитель должен знать нормативно – правовую документацию, педагогику и возрастную психологию, владеть современными технологиями образования, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики.
Портрет современного воспитателя:
-Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Мог уметь свои знания и навыки применять в практической профессиональной деятельности.
-Он владеет механизмом целеполагания, планирования, анализа , рефлексии , самооценки своей успешной деятельности. Умеет самостоятельно находить, обрабатывать и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса. - Обязательно творческая, креативная, инициативная самостоятельная личность.Развивается, самосовершенствуется, ставит перед собой новые цели в достижении вершин своих профессиональных качеств.
- Он важная фигура для детей в системе образования. Взаимодействие воспитателя и детей начинается с признания воспитателем индивидуальности ребенка и включением его в учебную деятельность. - Должен уметь взаимодействовать с родителями для решения педагогических задач.
Критерии готовности педагога к реализации ФГОС
Уважаемые педагоги, просим Вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к реализации ФГОС, которые Вам соответствуют.
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС
Знание особенностей технологии деятельностного подхода
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность
Технологический аспект
1.Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
• элементов развивающего характера;
• проблемы (противоречий);
• возможности организовать учебное исследование;
• вариативности
2.Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;
• контроля и оценки;
• учебного интереса;
• содержательной рефлексии
3.Умение организовать учебное исследование
4.Умение организовать проектную деятельность обучающихся
5.Умение предоставлять самостоятельность обучающимся
6.Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
7.Умение работать с ошибками учеников
8.Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)
9.Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) НОВЫЕ ФГОС 2019-2020
Слайд№15
С 29 МАРТА ПО 29 АПРЕЛЯ 2019 проводилась общественная доработка нового варианта Стандарта.В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому программы разных школ отличались, а результаты обучения не были конкретизированы.
Предлагаемые к обсуждению проекты ФГОС НОО и ООО сохраняют требования к структуре основных образовательных программ, а также требования к реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим. Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы формирования школами основных образовательных программ, обеспечивающих уровень вариативности, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся. ФГОС нового поколения четко определяет требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Вот некоторые из проектируемых изменений в ФГОС: -Четко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
Слайд №16 – Сделан акцент на развитие «мягких» навыков(софт скилс)- метапредметных и личностных. Под термином «мягкие или гибкие навыки» подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры, договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям- сегодня такие навыки нужны в любой отрасли, чтобы быть востребованным. –Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, научно – технического развития Российской Федерации, учитывает воспитательный потенциал предмета, его специфические возможности в реализации требований к личностным и метапредметным результатам обучения. Кроме того, ФГОС вводит и конкретизирует содержательные компоненты «Цивилизационного наследия России» в рамках основной образовательной программы начального общего образования-это часть программы воспитательной деятельности. Представленный проект содержит базовое содержание образования , которое позволяет более эффективно решать задачу обеспечения единства образовательного пространства страны. В проекте четко определены целевые группы пользователей ФГОС начального общего образования.В требованиях к структуре образовательной программы уточнена цель внеурочной деятельности, унифицированы и конкретизированы требования к разделам образовательной программы. Уточнена цель разработки программы коррекционной работы – ее необходимость обусловлена наличием соответствующего контингента обучающихся. Проект ФГОС приводит в соответствие перечень предметных областей начального общего образования и предметными областями основного и среднего общего образования. Вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение , чтобы в его ходе были высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц. Именно такое обсуждение может служить залогом того , что важнейший для школьного образования документ получится актуальным, современным, поддержанным профессиональным сообществом и общественностью.
Анализ работы школы по реализации ФГОС НОО и ООО
Закончить наше выступление хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один
человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он
спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или
живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –
выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Результаты нашей работы-в наших руках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.