Доклад "Методика современной технологии вышивки"
Оценка 4.9

Доклад "Методика современной технологии вышивки"

Оценка 4.9
docx
17.02.2020
Доклад "Методика современной технологии вышивки"
Доклад Методика современной технологии вышивки.docx

«Час работы научит большему, чем день

объяснений… ибо, если я занимаю ребенка

в мастерской, его руки работают в пользу его ума»

Жан Жак Руссо

 

         Вышивка – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражает художественные вкусы и представления, выявляет своеобразие и мастерство каждого народа. В последние годы ручная вышивка переживает расцвет. Этот вид декоративно-прикладного искусства дает возможность творить и удивлять родных и близких рукодельным подарком.

Вышивки декоративно-прикладного характера чаще всего выполняются по толстой, в четыре нити, и более тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нитки. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из синтетического волокна. Нитки выбираются в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивка на тонких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т.п.) выполняется более тонкими нитками – мулине. Кроме основного материала и ниток, необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы. Игла по толщине и длине выбирается в зависимости от материала, на котором будет выполняться вышивка, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характера рисунка. Чаще всего используются короткие тупые иглы с большим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки – ажурного шитья – требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край. Наперсток используется главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу. Небольшие острые ножницы пригодятся для обрезания конца рабочей нитки и подрезания нитей ткани (при вышивании прорезной гладью и мережек). Пяльцы или рамка для вышивания используются для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккуратнее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложных технике и рисунке. Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани кладем на указательный палец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая, большим и средним пальцами. Для исполнения крупных и сложных вышивок необходима специальная рама, для более простых и учебных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15–18 см. Без пялец, например, совершенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.

Техника вышивания

В русской, как и во многих вышивках других славянских народов, можно выделить четыре способа работы.

Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка).

Вышивание по переведенному рисунку.

Тамбур.

Аппликация.

Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка). Этим способом выполняются такие виды глухой вышивки, как прокладывание нити по прямой, счетная гладь и крест в комбинации с другими основными швами, а также строчная вышивка на продернутых нитках – простые и сложные мережки.

Вышивание по переведенному рисунку. Сюда относятся гладь, прорезная гладь и вышивка на тюле. Материалом для вышивки гладью бывает обычно тонкое полотно, шелк, батист, то есть такой материал, на котором невозможно считать нитки. Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы – цветы с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками. Вышивка гладью получится рельефной, если сначала проложить настил тамбурным швом или швом "вперед иголку". Для прорезной глади намечаем контуры рисунка швом "вперед иголку", затем ткань крестообразно прорезаем, загибаем внутрь, а края отверстия обшиваем плотными стежками краевым или петельным швом в валик. Для вышивки на очень тонкой ткани рисунок переводим на кальку и подкладываем его под ткань. Закрепив рисунок на ткани, вышиваем.

Тамбур. Имеется в виду вышивка тамбурным швом обычной швейной иголкой или специальной, так называемой кривой иглой.

Аппликация. В этом случае узор не вышивается, а вырезается из одной (отделочной) ткани и затем накладывается, нашивается на другую (основную) ткань. Основным материалом часто бывает тюль, на который нашиваются узоры, вырезанные из шелка, поплина или тонкого батиста.

Виды швов в ручной вышивке

Шов "вперед иголку" (рис. 1, а) выполняется справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными.

 

В вышивке этот шов используют как вспомогательный (для настила, прокладки контура), так и самостоятельный, декоративный. Нитками разных цветов этим швом можно создавать интересные узоры (в основном геометрические). При выполнении шва сначала в одном, а потом в обратном направлении получается непрерывная линия стежков. Этот вид шва называется "шов вперед иголку в два приема" (рис. 1, б). Швом "вперед иголку" можно заполнять участки ткани в горизонтальном и вертикальном направлениях, образуя интересные наборы (рис. 2).

Шов "назад иголку" (рис. 3, а) выполняется справа налево. Иглой делают стежок назад, затем игла проводится с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину. Швом "назад иголку" можно образовать шов "строчка", он напоминает машинную строчку (рис. 3, б).

Швы "назад иголку" и "строчка" используются для вышивания узоров и настилов. Использование шва "строчка" для выполнения узора нитками двух цветов показано на рис. 3, в.

"Стебельчатый шов" (рис. 4). Стебельчатым швом можно вышивать на материале любого типа и лучше слабо кручеными нитками (ирисом, мулине, хлопчатобумажными). Этим швом обычно вышивают стебельки цветов, откуда он и получил свое название.

Вышивают на указательном пальце левой руки: игла движется вперед от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на расстоянии 2–3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону в месте выхода предыдущего стежка.

Затем снова, отступив на такое же расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону ткани. Величина стежка зависит от толщины ниток. Стебельчатый шов красив тогда, когда все стежки делают одинаковой длины и натяжение нитки равномерное. Стебельчатым швом можно делать сплошные заполнения узора.

"Петельный шов" (5, а) используют при обработке петель, откуда он и получил свое название. Петельный шов выполняют на любой материи сильно кручеными нитками. Состоит он из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остается под иглой. Рабочую нитку протягивают через ткань постепенно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли, что портит вид вышивки. Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то получится прочный край, контурная линия при этом образует вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, стежки образуют отдельные лучи. Стежки можно вышивать разной длины: расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор. Вышивая петельным швом, можно чередовать стежки разной длины (рис. 5, б) или располагать их различными группами на расстоянии друг от друга (рис. 5, в, г). Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации. Этот шов может быть использован в сочетании с другими швами и образовывать с ними узор.

"Петельный шов с перевивом" (рис. 6). На обычном петельном шве виден перехват, придерживающий стежки. При выполнении данного шва нитка заводится за оба конца иглы так, чтобы получился почти полный круг. Игла протягивается через ткань, нитка тянется вверх, затягивая образовавшуюся петлю.

Шов "козлик" (рис. 7, а) выполняется между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом повернута всегда острым концом налево. Ткань придерживают в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляют двумя последовательными стежками в нижнем ряду, затем делают иглой прокол с лицевой стороны в верхней линии справа налево. Образуется наклонный стежок. И снова прокол на нижней линии. С лицевой стороны образуются пересекающиеся параллельные стежки. На изнаночной стороне остаются две параллельные строчки, напоминающие шов вперед иголку. Для получения двойного или тройного ряда "козлика" сначала вышивают один ряд "козлика", затем тем же приемом – второй и третий ряды. Каждый новый ряд сдвигается вправо от предыдущего, и игла выходит на лицо из дырочки предыдущего стежка (рис. 7, б). В зависимости от узора шов можно делать широким и узким, редким и частым (рис. 7, в).

Шов "тамбур" (рис. 8) состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани. Выполнение тамбурного шва несложно. Иглу вводят в ткань вертикально сверху вниз, делают стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая слегка петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нитку. Следующий стежок делается из предыдущего, игла вводится в ткань изнутри предыдущего стежка, а выводится на некотором расстоянии от стежка, и вновь образуется петля. При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Шов можно дополнительно перехватить в местах соединения петель ниткой другого цвета. На рис. 9 и 10 показаны приемы выполнения усложненного тамбурного шва.

Шов, изображенный на рис. 10, является одним из трудных по выполнению. Он образует два параллельных переплетенных ряда. Выполняется сверху вниз в два ряда, слева направо.

1й ряд – нитку закрепляют слева в точке 1, вводят иглу наклонно в точку 2. Повернув иглу острым концом под тканью влево, выводят ее в точке 3 на лицевую сторону. Делают длинный дугообразный переход в точку 4, выводят иглу в точке 5 на лицевой стороне и вкалывают в точку 6. Из точки 6 переходят в точку 7.

2й ряд – из точки 7, переплетая стежки первого ряда в левой и правой частях, как показано на схеме, ведут иглу на изнаночную сторону в точку 8 – для перехода на новый вышивальный ряд.

Шов "петля в прикреп" (рис. 11) выполняется на основе тамбурного шва. Представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать любым образом. Выполняется шов в два приема. Делают петлю, как в тамбурном шве, и закрепляют ее стежком "вперед иголку". При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Группирование в розетку изолированных петель швом "петля в прикреп" позволяет создавать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.

Шов "елочка" (рис. 12) представляет собой вид шва, выполняемый на основе тамбурного шва; "елочку" лучше выполнять толстыми нитками или крученым шелком. Ход работы – сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центра. Нитка образует петлю и всегда ложится под иглой.

Шов "роспись" (полукрест) (рис. 13) применяется в цветной и белой вышивке. Для вышивания лучше использовать ткань с хорошо видимым переплетением нитей.

Шов "роспись" (двусторонний) (рис. 14) представляет собой зигзагообразную линию. Выполняется в два приема. Слева направо прокладывают косые диагональные стежки с расчетом, чтобы на ткани остались ровные промежутки для обратного ряда стежков. Затем в обратном направлении заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в местах проколов первых стежков.

Шов "цепочка" (рис. 15) выполняется на основе тамбурного шва. Представляет собой ряд

соединенных петель. Он похож на шов "петля в прикреп", но стежок, соединяющий петли, делается не швом "вперед иголку", а петелькой.

Шов "витая цепочка" (рис. 16) выполняется аналогично тамбурному шву, но новую петлю начинают не из середины предыдущей, а слева или справа от нее.

Шов "макраме" (рис. 17) выполняется слева направо. Делается косой стежок, и иголка по

изнанке возвращается к началу стежка, немного отступая вправо. Затем вокруг косого стежка делается две петли, и рабочая нить возвращается к верхней линии. Сделав косой стежок по изнанке, выходим на лицевую сторону и образуем следующие две петли.

Двойной петельный шов (рис. 18) состоит из отдельных петлеобразных стежков, соединенных по центральной линии вышивки. Выполняется в два этапа: сначала простой стежок, затем стежок с перевивом. Рабочую нитку протягивать нужно аккуратно, чтобы образовывалась ровная линия шва.

Шов "колосок" (рис. 19) выполняется на основе элементов швов "вперед иголку" и "назад

иголку". Ход работы сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центральных стежков.

Шов "узелок" (рис. 20) выполняют толстыми кручеными нитками. Состоит он из отдельных узелков, соединенных между собой и тканью. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нить образует на игле петлю, которую аккуратно затягивают. Начинают с горизонтального стежка.

Шов "пунктир" (рис. 21) выполняется нитками разной толщины. Более толстая та нить, которая прокладывается. Стежки идут перпендикулярно к толстой нити и прижимают ее к ткани. Обычно этот шов выполняют разными по цвету нитками.

Шов "штрих" (рис. 22) выполняют на основе шва "вперед иголку". Отдельные стежки могут быть разной величины или образовывать различные законченные элементы вышивки.

Шов "крест" (рис. 23) широко используется в цветной вышивке для украшения салфеток,

подушек, скатертей, блузок, картин. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток. Шов выполняется слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки – и крестик готов. Если вышивается ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходу – ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

Шов "двойной крест" (рис. 24). Для выполнения шва обычный крестик нужно перекрыть еще два раза, сделав вертикальный стежок, а затем горизонтальный. В качестве примера для вышивания крестом можно использовать изображения знаков зодиака (рис. 35).

Вышивание гладью

Гладь – вид вышивки, позволяющий наиболее полно использовать возможности шелка, шерсти, мулине не только при отделке белья и одежды, мелких изделий, но и при создании вышитых картин. При хорошем подборе тонов и полутонов, различных оттенков цветовой гаммы этот вид вышивки сравним с техникой акварели.

Вышивание гладью – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань. Вышивать гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученые (мулине, шелк). Гладь может быть белой и цветной, наносится по счету ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков гладь может давать односторонний или двусторонний узор.

Гладь включает многие приемы, рассмотренные выше: швы "вперед иголку" и "назад иголку", стебельчатый, тамбурный и т.д., а также специальные швы, употребляемые при вышивании гладью: прямая гладь, косая гладь, восьмерка и т.п. Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных орнаментов, цветов, листьев.

Счетная прямая гладь. Этот шов широко применяется в белой и цветной вышивках. Он дает двусторонний рисунок (рис. 25). Стежками прямой глади вышивают по контуру узора весь элемент рисунка.

Белая гладь. Вышивают по настилу из толстых ниток. Служит для оформления рисунков, имеющих закругленные линии. Вышивку начинают с прокладочных стежков швом "вперед иголку" по контуру рисунка. Стежки глади кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку. Шов белой глади имеет ряд разновидностей: шнурочек, пышечка, узелки, листики и др.

Шнурочек (рис. 26, 27) состоит из прямых вертикальных стежков. Используется для оформления контуров. Контур предварительно прометывают швом "вперед иголку".

Пышечка (рис. 28). Обводят контур кружочка швом "вперед иголку", после чего прокладывают настил, а по настилу вышивают двусторонней гладью.

Навивные узелки. Этот шов используется при вышивании растительных орнаментов. Продолговатыми навивными узелками украшают края воротников, детскую одежду, салфетки. Шов выполняют следующим образом. Закрепляют нитку, делают стежок "назад иголку" и, не выводя иглу из ткани, навивают на кончик иглы нитку (рис. 29). Затем протаскивают иглу через ткань, образовавшуюся спираль придерживают пальцем, чтобы она не растянулась, узелок закрепляется в ткани.

Косая гладь. Применяется в белой и цветной вышивке. Косой гладью вышивают по настилу и без настила. Используется для вышивания листиков, толстых стеблей, лепестков. Косой гладью вышивают узоры, форма которых не допускает равномерного распределения стежков (рис. 30).

Краевой шов (рис. 31). Этот петельный шов используется для обшивки контуров рисунка.

Закрепительные петли делаются внизу. Шов выполняется слева направо.

Швами "косая гладь" и "краевым" можно воспользоваться при вышивке монограмм (рис. 36, 37), а также отделке детской одежды (рис. 38).

Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки. Узоры прорезной глади содержат в основном прорези круглой и каплеобразной формы.

Ткань для вышивания выбирают тонкую, прочную, эластичную. Нитки для работы тоже нужны тонкие, слабого кручения, с блеском, чтобы выделить контурную линию дырочек. Иглу выбирают короткую и тонкую.

Кружочки. Ход вышивания показан на рис. 32. Кружочек по контуру прометывают швом

"вперед иголку", затем ткань с центра круга разрезают на четыре сектора ножницами с острыми концами. С помощью иглы секторы по очереди при вышивании подгибают по линии наметки на изнаночную сторону и обшивают кружочки через край швом "шнурочек". При этом время от времени поворачивают кружочек на пальце, чтобы окружность контура была ровной. После того как кружочек будет обшит, с изнаночной стороны изделия останутся кончики разрезанной ткани. Их аккуратно обрезают до вышивки.

Капля. Для нее вырезают более крупное отверстие (рис. 33). С половины диаметра края кружочка вышивают гладью с настилом. Вышивать начинают "шнурочком" и постепенно удлиняют стежки по узору.

Аппликация

Этот вид вышивки (рис. 38) выполняется на любой материи. По рисунку из кусочков ткани выкраиваются детали. Детали рисунка можно выкроить из любой ткани, но лучше из менее осыпающейся. Рисунок переводят и на ткань изделия. Затем вырезанные детали приметывают по рисунку к основе и обшивают по контуру материи петельным швом, гладью, "козликом" и т.п. Для вышивки можно использовать любые нитки. Аппликацию часто дополняют вышивкой, например, стебельчатым швом вышивают прожилки на листьях и сердцевины в цветах.

Аппликацией украшают подушки, белье, но больше всего она подходит для украшения детских изделий.

Помпон

Помпон – хорошее украшение к различным изделиям и мягким игрушкам. Сделать его очень просто. Для этого требуются штопальная игла и кусок картона. На куске картона вычерчивают два одинаковых круга диаметром, равным величине помпона. В середине каждого круга вычерчивают круг меньшего диаметра, от его размера зависит плотность помпона. Полученные кольца вырезают и накладывают друг на друга. Затем обматывают их нитками с помощью штопальной иглы, полностью заполняя внутреннее отверстие круга (рис. 34, а). После этого нитки осторожно разрезают по краю круга кончиками ножниц (рис. 34, б). Кольца раздвигают и крепко перетягивают нитки между ними (рис. 34, в), оставляя концы ниток длиной 10–15 см для закрепления помпона. Картонные кольца удаляют. Если поверхность помпона получится неровной, то выравнивают ножницами.

Солнышко. Швы: "вперед иголку", "штрих". Солнечный круг – косая гладь.

Зайчата. Швы: "вперед иголку", "назад иголку", "петля в прикреп", "навивной узелок". Глаза, нос, усики, лапки, хвост, морковки – косая гладь.

Крольчата. Швы: "тамбурный" (заполнить всю поверхность ушей), "крест", "навивные узелки", "назад иголку", "петля в прикреп". Щеки – косая гладь.

Улитка. Швы: "назад иголку", "навивные узелки". Галстук, раковина – косая гладь.

Божьи коровки. Швы: "назад иголку", "штрих", "навивные узелки", "вперед иголку". Нос, глаза, крылья, тело, лапки, сердце – косая гладь.

Гусенички. Швы: "вперед иголку",

"назад иголку", "навивные узелки".

Шляпа, галстук, туловище, лапки – косая

гладь.

Стрекоза. Швы: "тамбурный усложненный", "назад иголку", "навивные узелки". Крылья – косая гладь.

Пчелки. Швы: "назад иголку", "навивные узелки", "петля в прикреп", "стебельчатый". Косынка с узелком, тельце, цветок, нос – косая гладь.

Лягушка. Швы: "назад иголку",

"стебельчатый", "навивные узелки",

"тамбурный" (тело).

Кот. Швы: "тамбурный", "петля в прикреп", "назад

иголку", "навивные узелки", "пунктир". Нос, глаза,

ушки, лапки, голова рыбки – косая гладь.

Собака. Швы: "назад иголку", "тамбурный", "петля в

прикреп", "вперед иголку". Уши, нос, лапы, кость –

косая гладь.

Жук. Швы: "назад иголку", "тамбурный"

(фрак), "навивные узелки", "петля в

прикреп", "волосок". Нос, лапки – косая

гладь.

Цветы. Швы: "стебельчатый", "петля в

прикреп", "навивные узелки". Соцветие

– косая гладь.

Утята. Швы: "петля в прикреп", "назад иголку",

"навивные узелки". Подошвы лапок – косая гладь.

Медведь. Швы: "вперед иголку", "назад

иголку", "крест". Нос, глаза, щеки –

косая гладь.

Кошка. Швы: "назад иголку", "петля в прикреп",

"зигзаг", "навивные узелки". Нос, пятна на лбу, ушки –

косая гладь.

 


 

Час работы научит большему, чем день объяснений… ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума»

Час работы научит большему, чем день объяснений… ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума»

Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы – цветы с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками

Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы – цветы с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками

Вышивают на указательном пальце левой руки: игла движется вперед от работающего

Вышивают на указательном пальце левой руки: игла движется вперед от работающего

Шов, изображенный на рис. 10, является одним из трудных по выполнению

Шов, изображенный на рис. 10, является одним из трудных по выполнению

Шов "роспись" (двусторонний) (рис

Шов "роспись" (двусторонний) (рис

Шов "двойной крест" (рис. 24)

Шов "двойной крест" (рис. 24)

Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки

Прорезная гладь. Относится к белой вышивке, ею украшают белье, блузки, салфетки

Картонные кольца удаляют. Если поверхность помпона получится неровной, то выравнивают ножницами

Картонные кольца удаляют. Если поверхность помпона получится неровной, то выравнивают ножницами

Лягушка . Швы: "назад иголку", "стебельчатый", "навивные узелки", "тамбурный" (тело)

Лягушка . Швы: "назад иголку", "стебельчатый", "навивные узелки", "тамбурный" (тело)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020