Доклад МО учителей истории
Оценка 4.7

Доклад МО учителей истории

Оценка 4.7
docx
07.12.2021
Доклад МО учителей истории
мо3.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Курукальская СОШ» Ахтынский район

 

 

Утверждаю:

руководитель РМО

_______________________

Протокол № 3

от 11 января 2021г.

 

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Тема:«Современные требования к профессионализму учителя истории и обществознания в условиях современной системы образования»

 

Выступление учителя истории и обществознания Ашниева Альберта Шихмагомедовича МКОУ «Курукальская СОШ»

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

 

 Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения.

Сегодня на страницах периодической печати, на форумах, в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях активно обсуждается «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.

В марте 2014 года был проведён I Всероссийский форум учителей общественнонаучных дисциплин «Современное общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития» на котором, в частности, обсуждался и  Профессиональный стандарт педагога.

Большинство из выступающих на форуме организаторов образования,

ученых и учителей отмечали, что профессиональный стандарт педагога в определенной степени является идеалом, т. е. принципиально недостижимой целью, к которой, тем не менее, необходимо стремиться.

Вторая особенность этого документа – значительное повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога.

Третья особенность документа – разработка стандартных требований только для модулей:например,«Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» для педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования. Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны.

Итак, профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.

Учебный предмет «История» изучается в школе с пятого по одиннадцатый классы.

Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира».

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» показал, что учитель истории, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков;

- осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и

культурным традициям, толерантно воспринимать социальные,

этнонациональные, религиозные и культурные различия;

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно - научного и математического знания и др.

Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории, прежде всего, связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией, владением иностранным языком и компьютернойграмотностью.

На страницах периодической печати и в научно-исследовательских работах до сих пор ведутся дискуссии о том, что такое «компетенция» и «компетентность».

Итак, компетенция- потенциальная активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности, а компетентность- интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и умений в решении профессиональных задач.

На основе изучения и анализа учебно-методической литературы (Е. Е. Вяземский, А. Т. Степанищев, О. Ю. Стрелова, М. Т. Студеникин, М. В. Короткова, П. Г. Постников и др.) была выявлена специфика учебного предмета «История» и методики его преподавания, которые состоят в том, что:

- учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности человеческого мироздания;

- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного государства или данного режима правления;

- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе учителя истории;

- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета;

- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых различных видах жизнедеятельности;

- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием»;

- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;

- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять инновационную деятельность в процессе обучения истории:

- применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-контекстного, компьютерного обучения и др.), использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения (лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия, практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные задания разного уровня сложности и т. д.;

- специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных

сфер деятельности человека, заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения, историографии, социологии, демографии, политологии, религоведения, экономики, права, философии и др.;

- специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей истории и т. д.

Учебный предмет «История» является одним из наиболее интересных и в то же время сложных предметов в системе среднего общего (полного) образования учащихся, что в свою очередь требует более качественной подготовки учителей истории, способных на высоком уровне осуществлять

не только учебный и воспитательный процесс, но и внеучебную работу учащихся по истории. В связи с этим актуальным является вопрос о формировании профессиональной компетентности студентов – будущих

учителей истории в системе высшего педагогического образования.

В состав дидактических компетенций учителя истории включены следующие компетенции:

- владение навыками работы с исторической информацией;

- способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;

- способность применять исторические знания в практической деятельности;

- способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;

- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;

- способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.);

- способность и готовность к проектной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность – это деятельностная

характеристика личности учителя истории.

Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего

общего образования относятся следующие: «применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» и др.

Итак, основной акцент в Профессиональном стандарте педагога делается на высокой методической подготовке учителя, умении применять на практике психологические знания; владении современными педагогическими технологиями (в том числе и информационными); а также эффективной

работе с различными категориями учащихся.

Таким образом, подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что педагог должен быть грамотным учителем, отчасти психологом, отчасти коррекционным педагогом, отчасти воспитателем, отчасти социальным работником и социальным педагогом, отчасти медиком и т. д.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации

Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны

Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны

Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории, прежде всего, связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией,…

Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории, прежде всего, связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией,…

История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета; -…

История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета; -…

История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом,…

История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом,…

Таким образом, профессиональная компетентность – это деятельностная характеристика личности учителя истории

Таким образом, профессиональная компетентность – это деятельностная характеристика личности учителя истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021