Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ «Курукальская СОШ» Ахтынский район
Утверждаю:
руководитель РМО
_______________________
Протокол № 3
от 11 января 2021г.
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема:«Современные требования к профессионализму учителя истории и обществознания в условиях современной системы образования»
Выступление учителя истории и обществознания Ашниева Альберта Шихмагомедовича МКОУ «Курукальская СОШ»
2021г.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения.
Сегодня на страницах периодической печати, на форумах, в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях активно обсуждается «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.
В марте 2014 года был проведён I Всероссийский форум учителей общественнонаучных дисциплин «Современное общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития» на котором, в частности, обсуждался и Профессиональный стандарт педагога.
Большинство из выступающих на форуме организаторов образования,
ученых и учителей отмечали, что профессиональный стандарт педагога в определенной степени является идеалом, т. е. принципиально недостижимой целью, к которой, тем не менее, необходимо стремиться.
Вторая особенность этого документа – значительное повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога.
Третья особенность документа – разработка стандартных требований только для модулей:например,«Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» для педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования. Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны.
Итак, профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.
Учебный предмет «История» изучается в школе с пятого по одиннадцатый классы.
Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира».
Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» показал, что учитель истории, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать
средства развития достоинств и устранения недостатков;
- осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям, толерантно воспринимать социальные,
этнонациональные, религиозные и культурные различия;
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно - научного и математического знания и др.
Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории, прежде всего, связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией, владением иностранным языком и компьютернойграмотностью.
На страницах периодической печати и в научно-исследовательских работах до сих пор ведутся дискуссии о том, что такое «компетенция» и «компетентность».
Итак, компетенция- потенциальная активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности, а компетентность- интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и умений в решении профессиональных задач.
На основе изучения и анализа учебно-методической литературы (Е. Е. Вяземский, А. Т. Степанищев, О. Ю. Стрелова, М. Т. Студеникин, М. В. Короткова, П. Г. Постников и др.) была выявлена специфика учебного предмета «История» и методики его преподавания, которые состоят в том, что:
- учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности человеческого мироздания;
- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного государства или данного режима правления;
- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе учителя истории;
- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета;
- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых различных видах жизнедеятельности;
- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием»;
- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;
- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять инновационную деятельность в процессе обучения истории:
- применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-контекстного, компьютерного обучения и др.), использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения (лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия, практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные задания разного уровня сложности и т. д.;
- специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных
сфер деятельности человека, заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения, историографии, социологии, демографии, политологии, религоведения, экономики, права, философии и др.;
- специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей истории и т. д.
Учебный предмет «История» является одним из наиболее интересных и в то же время сложных предметов в системе среднего общего (полного) образования учащихся, что в свою очередь требует более качественной подготовки учителей истории, способных на высоком уровне осуществлять
не только учебный и воспитательный процесс, но и внеучебную работу учащихся по истории. В связи с этим актуальным является вопрос о формировании профессиональной компетентности студентов – будущих
учителей истории в системе высшего педагогического образования.
В состав дидактических компетенций учителя истории включены следующие компетенции:
- владение навыками работы с исторической информацией;
- способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;
- способность применять исторические знания в практической деятельности;
- способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;
- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;
- способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.);
- способность и готовность к проектной деятельности.
Таким образом, профессиональная компетентность – это деятельностная
характеристика личности учителя истории.
Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего
общего образования относятся следующие: «применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» и др.
Итак, основной акцент в Профессиональном стандарте педагога делается на высокой методической подготовке учителя, умении применять на практике психологические знания; владении современными педагогическими технологиями (в том числе и информационными); а также эффективной
работе с различными категориями учащихся.
Таким образом, подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что педагог должен быть грамотным учителем, отчасти психологом, отчасти коррекционным педагогом, отчасти воспитателем, отчасти социальным работником и социальным педагогом, отчасти медиком и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.