Учитель… Слово - то какое!
Учитель! Вот они бегут, воробушки,
что меж собою тебя учителем зовут.
Бегут. Румянятся их лица.
А в сумочках карандаши,
Тетради… и еще частица
Твоей – на всех одной души.
автор С. Викулов.
Эссе
«Я - учитель 21 века»
XXI век движет вперёд нашу строящуюся по-новому жизнь.
Стремительный XXI век. Век, связанный с переломами во всех сферах жизни.
Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. "Новая школа". И в этой школе - учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо.
Каждая профессия, конечно же, имеет свои особенности: знания, обязанности, ответственность. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников, желание работать очень много и ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Неспроста, человека опытного, мудрого, пользующегося уважением и авторитетом могли назвать мастером. Именно мастером своего дела я вижу учителя XXI века.
Профессионалы нужны в каждом деле. Мне посчастливилось увидеть и почувствовать работу настоящих мастеров. Все самые дорогие для меня люди и по профессии и по призванию учителя. И глубоко в душе чувствую гордость, что являюсь одним из них. Передо мной никогда не стоял вопрос, кем быть. С детства я знал, что буду только учителем: любовь к детям, к движению, к природе определила мою специальность. Я хотел стать учителем, несмотря на то, что знал, насколько будет нелегким, тернистым этот путь. Но во мне всегда жила и живет уверенность: рядом люди, которые поддержат; рядом наставники, которые научат; рядом дети, которые поймут. Считаю, что наставники, мои учителя, которые привили мне жажду к знаниям, своим примером «заразили» идеей учительства.
Я-учитель, на меня возложена высокая миссия: сопровождать детей, знакомить с этим прекрасным тайным миром, оберегать от порой грубого, скрытого. Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители? И, наконец, - государство? Они ждут многого, даже невозможного, от меня, современного учителя. Задача каждого учителя - дать ребенку счастье. Оно многогранно, оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом.
Я олицетворяю современного учителя с деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, образование, родители учащихся, педагогическая философия. Сам учитель - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя).
Многое поменялось в образовании, но по-прежнему учитель - это мастер, за которым стоят ученики. Настоящий мастер верит в их силы, помогает им идти вперед, учит совершенствоваться.
Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования.
Современный учитель - это организатор деятельности на уроке. И как путнику кажется, что главная часть дерева - крона и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики. И только ствол знает, какая нелегкая работа донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это ученики, среди которых и собственные дети. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную в листьях энергию солнечного света.
Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.
Учитель XXI века - это организатор движения, это сила, питающая, пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию.
Учитель XXI века должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества.
Учитель XXI века в обществе должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью. Уверенный, что он не один болеет душой за будущее поколение.
Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность" (Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем. Не давать расслабляться душе, не праздно время проводить, не терять ни одной драгоценной минуты времени.
Учитель XXI века должен отличаться умением разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи с использованием новых технологий. И мне близка и интересна эта позиция.
Учитель идет на шаг впереди времени и пользуясь
достижениями не должен давать знания в готовом виде, а мотивировать детей
самих правильно находить нужную им информацию. Учитель не должен быть просто
рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих
подопечных по дорогам знаний. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я
помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно
организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с
учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому
ребёнку возможность проявить себя». «Ученик — это не кувшин, который мы должны
заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его
профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог
не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –
огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а
эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются,
меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей
работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во
внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я
всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший
росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество
педагога с детьми.
Быть учителем для меня прежде всего соблюдать следующие заповеди:
Люби детей!
Не навреди.
Ищи в детях только хорошее.
Научи детей думать и любить, быть сострадательными и милосердными.
Всё без принуждения.
Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Непрерывно учись новому сам.
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
МКОУ «Курукальская СОШ» учитель истории Ашниев А.Ш.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.