Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Смута: причины и начало»
Учитель истории Ашниев А.Ш.
Тип урока |
Комбинированный, учебно-лабораторный практикум. |
Цель урока |
Сформировать у обучающихся представление о Смутном времени в российской истории. |
Задачи урока |
1) Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России; 2) показать неустойчивость власти периода Смутного времени; 3) раскрыть особенности мятежа Ивана Болотникова.
|
Формы, приёмы, методы |
Фронтальная работа, работа в группе. |
Предполагаемый результат |
Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события. Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты. |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц. |
Метапредметные результаты |
Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации. |
Педагогические технологии |
Метод проблемного изучения, технология сотрудничества. |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карта «Смутное время в России в началеXVIIв.», рабочие листы с заданием, исторический словарь, дополнительный материал для работы в группах, презентация. |
Основные понятия |
Смутное время (смута), гражданская война. |
Основные даты и события |
1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова. 1605 – 1606 гг. – царствование Лжедмитрия I. 1606 г. – восстание Ивана Болотникова. 1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского. 1608 – 1610 гг. – Лжедмитрий II.
|
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма и методы контроля |
|
Осуществляемы действия |
УУД |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I Организацион-ный момент |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личном личностно значимом уровне. |
Приветствие учащихся. Обращение к шахматному полю, беседа с учащимися о том, можно ли сравнить расположение фигур на шахматной доске с структурой общества.
|
Приветствуют учителя, проявляют интерес к материалу изучения. |
Быстрое включение в деловой ритм, регулятивные (воспринимают поэтическое вступление к уроку), личностные (воспринимают речь учителя) |
|
II Постановка учебной задачи |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. |
Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить задание №1 на вашем рабочем листе (см. приложение №1). |
Выполняют задание №1. |
Познавательные (воспроизводят по памяти информацию) |
Работа по заданию. |
Какое ключевое слово у вас получилось из первых букв? Что же такое Смута? Давайте посмотрим, как трактует понятие «Смута» исторический словарь? |
Выдвигают варианты формулировок, участвуют в обсуждении, анализируют. |
Познавательные (используют имеющиеся знания), коммуникативные (участвуют в обсуждении) |
|
||
Давайте же из всех высказанных предположений сформулируем и запишем определение «Смута». Смутное время – период ожесточенной внутриполитической борьбы в России в начале XVII века, сопровождавшейся ослаблением российской государственности, вовлечением в борьбу всех слоев населения, открытым вмешательством иностранных держав. |
Записывают в рабочий лист определение, пользуясь электронной презентацией на доске. |
Познавательные (используют знаково-символические средства). |
Работа по заданию в рабочем листе. |
||
III Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого учащегося. |
Вопрос: С каких или с какого события, на ваш взгляд, началась Смута в России? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Организуют поиск противоречий и ответов на вопросы. |
Регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (приводят доказательства своей точки зрения). |
Ответы на проблемный вопрос. |
IV Усвоение новых знаний и способов действий |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания. |
Организует поиск причин Смутного времени Пользуясь $2, с. 14-15, выделить причины Смуты: социально-экономические и политические, записать в рабочий лист.
|
Получают в результате самостоятельного изучения новое знание. |
Познавательные (воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения), коммуникативные (участвуют в обсуждении). |
Работа с текстом учебника. |
Предлагает материал для наблюдения и общий вопрос для всех групп: какую роль предложенная личность сыграла в событиях эпохи Смутного времени? Организует исследовательскую работу в группах. Группа 1. Дополнительный материал о Лжедмитрии I (приложение №2). Группа 2. Дополнительный материал о Василии Шуйском (приложение №2). Группа 3. Дополнительный материал об Иване Болотникове (приложение №2) Группа 4. Дополнительный материал о Лжедмитрии II (приложение №2). |
Получают в результате самостоятельного изучения новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты, способы. |
Познавательные (воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения), коммуникативные (обсуждают и выполняют учебную задачу в группе), регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей). |
Работа с историческими источниками. (Приложение №2) |
||
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи. |
Выступление каждой из групп, обмен мнениями, ответы на вопросы учителя, фиксация определения, выполнение задания №2 в рабочем листе после выступления каждой группы. Гражданская война – война между гражданами одного государства.
|
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.
|
Познавательные (структурируют знания, заполняют рабочий лист), коммуникативные (говорят сообщения, используя информацию, полученную из источников), личностные (воспринимают речь одноклассников). |
Работа с историческими документами, работа в группах. |
|
Организация объяснительно-иллюстративной работы. Рассказ учителя, работа с картой. |
Учитель рассказывает о роли Скопина-Шуйского М.В. в снятии осады Троице-Сергиева монастыря, несколько слов о личности молодого полководца. |
Слушают рассказ учителя, записывают основные события. |
Личностные (воспринимают речь учителя). |
Фронтальная. Наблюдение за деятельностью учащихся. |
|
V Закрепление знаний и способов действий |
Организуется беседа, работа с понятиями, датами, персоналиями. |
Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать своё определение этой страшной эпохи, «раскрасив» его новыми знаниями. Пример:Смутное время –это период внутриполитической борьбы в России между боярскими группировками, во главе одной из которых встал В. Шуйский, в началеXVII в., сопровождающейся появлением самозванцев на престоле, а также крестьянскими выступлениями Болотникова, которые поддерживали Лжедмитрия I. По окончанию урока учитель собирает рабочие листы. |
Дополняют определение персоналиями и событиями. |
Коммуникативные (следуют логике повествования) |
Фронтальная. Устный опрос. |
VI Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива. |
Подведём итоги урока, закончив предложения: · Период смутного времени оценивается историками по –разному (точка зрения Карамзина. Ключевского, Соловьёва) · Оценка учащимися этих событий |
Анализируют деятельность по достижению цели. |
Регулятивные (проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке) |
Фронтальная. Устный опрос. |
VII Информация о домашнем задании |
Сообщение учителя. |
$14-15, стр. 10-15 составить тест из с вариантами ответов по пар.2 (15 вопросов – на оценку «5», 11 вопросов – на оценку «4», 7 вопросов – на оценку «3» |
Воспринимают задание, уточняют его |
Регулятивные (принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания) |
Индивидуальная. Устное задание. |
История России, 7 класс. Тема: _________________________________________________
Рабочий лист ученика_______________________________________ Дата_______________
1. Из первых букв отгаданных вами слов получится название одного из периодов истории нашей страны. Впишите это название в схему и заполните остальные пропуски в ней.
1) Придворный священник, входивший в Избранную раду.
_____________________________________________________
2) Порядок занятия должностей по знатности происхождения.
_____________________________________________________
3) Город, в котором погиб царевич Дмитрий.
_____________________________________________________
4) Третий этаж царского дворца с многочисленными окнами.
_____________________________________________________
5) Столица опричнины.
______________________________________________________
… - это …
Причины |
|
Социально-экономические |
Политические |
|
|
2. Дайте краткую характеристику исторической личности.
Лжедмитрий I - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Василий Шуйский - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван Болотников - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лжедмитрий II - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Михаил Скопин-Шуйский - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа №1
Лжедмитрий I
«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения. Он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь - не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти. Но сам Лжедмитрий смотрел на себя совсем иначе: он держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был убежден, что и вся земля смотрит на него точно так же.
Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал зачинщик боярского заговора, составившегося против самозванца, князь В. И. Шуйский. На собрании заговорщиков накануне восстания он откровенно заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды».
В.О. Ключевский 42-я лекция «Курса русской истории»
Группа №2
Василий Шуйский
После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости Самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов.
Свое царствование он открыл рядом грамот, распубликованных по всему государству, и в каждом из этих манифестов заключалось, по меньшей мере, по одной лжи… В другой грамоте, писанной от имени бояр и разных чинов людей, читаем, что, по низложении Гришки Отрепьева, Освященный собор, бояре и всякие люди избирали государя «всем Московским государством» и избрали князя Василия Ивановича, всея Руси самодержца. Акт говорит ясно о соборном избрании царя, но такого избрания не было.
Правда, по низвержении Самозванца, бояре думали, как бы сговориться со всей землей и вызвать в Москву из городов всяких людей, чтобы «по совету выбрать государя такого, который бы всем был люб». Но князь Василий боялся городовых, провинциальных избирателей и сам посоветовал обойтись без земского собора. Его признали царем келейно немногие сторонники из большого титулованного боярства, а на Красной площади имя его прокричала преданная ему толпа москвичей, которых он поднял против Самозванца и поляков; даже и в Москве, по летописцу, многие не ведали про это дело.
В. О. Ключевский,Исторические портреты
Группа №3
Иван Болотников
...Возмущение против Шуйского росло. У Шаховского нашелся даровитый помощник; то был беглый холоп Иван Болотников, человек бывалый, решительный, знавший ратное дело. Он стал грамотами волновать простой народ, сулил ему волю, богатство и почести под знаменами Дмитрия. К Болотникову стали целыми толпами являться беглые холопы, преступники, ушедшие от наказания, и казаки. Северская украйна была полна "гулящего люда", который промышлял "лихим делом" и "воровством", т е. разбоем. Таким образом, довольно скоро собралось большое полчище всякого сброду, готового воевать за кого угодно, лишь бы можно было грабить... Но к Болотникову стали являться люди и другого рода: посадские, служилые, стрельцы из разных городов – люди, верные своей присяге Дмитрию и думавшие, что они идут биться за правое дело... Поход Болотникова начался, как и следовало ожидать, грабежами и убийствами: беглые холопы вымещали на бывших своих господах свои обиды – мужчин убивали, имения грабили.
Царская рать, высланная против Болотникова, была разбита и рассеялась, служилые люди, помещики, самовольно разъезжались по своим домам; город за городом приставали к восстанию. Болотников переправился чрез Оку и шел уже на Москву. В 70 верстах от нее он разбил снова царскую рать; наконец подошел к самой столице и стал станом в селе Коломенском.
Когда Болотников стал под Москвой, дело Василия Ивановича казалось вконец проигранным. Сил бороться дальше у него не хватало; в Москве стал чувствоваться уже недостаток в съестных припасах: шайки Болотникова на дорогах перехватывали обозы и опустошали окрестности Москвы. Столичная чернь волновалась. Подметные письма Болотникова возбуждали ее против высших сословий.
"Вы все, боярские холопи, – говорилось в них, – побивайте своих бояр, берите себе все достояние их, убивайте их, убивайте гостей и торговых богатых людей, делите меж собой их имения... Вы были последними – теперь станете боярами и воеводами. Целуйте все крест законному государю Дмитрию Ивановичу!"
Этот дикий призыв к убийству и грабежу мог быть по душе разве только самой разнузданной черни и "лихим людям". Все лучшие люди отшатнулись от Болотникова.
Под стенами Москвы произошла битва. Царский племянник, молодой воевода князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, разбил Болотникова, которого покинул и Пашков со своим отрядом. Болотников не в силах был уже держаться под Москвой. Он бежал с остатками своего полчища и засел в Калуге, в несколько дней укрепил ее глубокими рвами и валом, собрал около десяти тысяч беглецов и приготовился к осаде, а между тем послал в Северский край к своим сторонникам с известием, что ему нужна скорая помощь, нужен и царевич Дмитрий, потому что, не видя его, люди начинают сомневаться в его существовании... Но новый Лжедмитрий еще не являлся. Между тем Болотников мужественно защищался в Калуге. Сильным ударом царские ратники смяли толпы Болотникова. Те, побросав свои пушки и обоз, поспешно отступили и заперлись в Туле.
Восстание Болотникова (по материалам книги В. Д. Сиповского «Родная старина»)
Группа №4
Тушинский вор
Первые известия о Лжедмитрии II датируются зимой 1607 года, когда в Литве обнаружился претендент на имя чудесным образом спасшегося царя Дмитрия. Происхождение его окутано легендой.
Свое расследование относительно личности Лжедмитрия II провели и иезуиты. Они полагали, что имя убитого в 1606 году царя принял крещеный еврей Богданко. Он был учителем в Шклове, затем перебрался в Могилев, где прислуживал попу. За некие проступки шкловскому учителю грозила тюрьма. В этот момент его и заприметил участник похода Лжедмитрия I на Москву поляк М. Меховский. Последний, вероятнее всего, появился в Белоруссии неслучайно. По заданию вождей мятежа против Василия Шуйского он разыскивал подходящего человека на роль воскресшего царя Дмитрия. Оборванный учитель, на его взгляд, внешне походил на Лжедмитрия I. Но бродяга испугался сделанного ему предложения и бежал в Пропойск, где был пойман. Тут, оказавшись перед выбором — понести наказание или объявить себя московским царем, он и согласился на последнее…
Подступив к Москве (лето 1608 г.), самозванец попытался с ходу ее взять, но натолкнулся на упорное сопротивление царского войска. Бои шли в западном направлении от столицы, на речке Ходынке неподалеку от Тушина. Тогда воеводы Лжедмитрия II решили блокировать город, перекрыв все дороги, по которым шло его снабжение и сообщение с окраинами…
Тушинский лагерь представлял собой собрание людей разных национальностей (русские, поляки, литовцы, донские, запорожские и волжские казаки, татары), объединенных под знаменами нового самозванца ненавистью к Шуйскому и стремлением к наживе…
С появлением Лжедмитрия II у стен столицы начался длительный период жестокой междоусобицы. Страна оказалась расколотой на два враждебных лагеря. И в Москве, и в Тушине сидели царь и царица (в лагерь Вора его соратники доставили Марину Мнишек и ее отца, и вдова первого самозванца согласилась играть роль супруги второго) и патриарх (сюда привезли захваченного в Ростове митрополита Филарета (Романова), которого и нарекли патриархом Московским). У обоих царей были Боярская дума, приказы, войска, оба жаловали своим сторонникам поместья и мобилизовали ратных людей…
На севере России тушинцы действовали еще наглее, чем на западе и юге: они беззастенчиво обирали население; польские и литовские полки и роты, разделив дворцовые волости и села на «приставства», под видом сбора налогов и кормов занимались грабежами.
Шокарев С., к.и.н., журнал «Историк», май 2015 г.
Домашнее задание.
Тест по стр. 10-15
15 вопросов – на «5»
11 вопросов – на «4»
7 вопросов – на «3»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.