Использование светового песочного планшета
для развития речи детей.
Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей наблюдаются снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность пространственных представлений, нарушение речи и лексико-грамматических средств языка, возникают трудности в освоении навыков чтения и письма. Преодоление этих нарушений – процесс долгий и трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям чаще всего это даётся очень нелегко, поэтому педагоги вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, отталкиваясь от возможностей ребенка, необходимо не только комплексное воздействие на развитие детей, но и нужны нестандартные подходы, новые технологии, ведь они считаются наиболее перспективными и эффективными в ходе решения коррекционных задач. Современные виды деятельности очень интересны детям, всегда легко воспринимаются и помогают решать несколько коррекционных задач.
Одна из таких форм – игра с песком. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика, а также совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Работая со световым столом-планшетом со стеклянной поверхностью, мы соблюдаем следующие условия:
1. Занятия проводятся в кабинете или группе, планшет с песком установлен на большом и прочном столе.
2. Моделирование занятий исходит из индивидуальных интересов ребёнка.
3. Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие речевой активности, творческого воображения и коммуникативных навыков.
4. Перед началом занятий и после занятия с песком дети моют руки – таковы гигиенические нормы.
5. Создана доброжелательная и творческая атмосфера.
В коррекционно-логопедической работе мы используем обычный световой планшет для рисования и копирования. Он очень удобен в применении, транспортировке и хранении. Разнообразие приемов позволяет использовать планшет на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности детей и одновременно решать задачи диагностики, профилактики, обучения, развития и коррекции. Игры с песочным планшетом направлены на коррекцию следующих речевых параметров:
- коммуникативно - речевых умений;
- звукопроизносительной стороны речи;
- лексико-грамматического строя речи;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа.
Для качественной и систематической работы с детьми нами разработан авторский материал для занятий и составлены картотеки игр, схем рисования, пиктограмм; записаны СD-диски, для музыкального сопровождения по тематикам занятий.
Примеры некоторых упражнений и игр.
Развитие мелкой моторики.
Цель: развитие координации движений рук и графомоторных навыков, восприятия пространства и двуручных движений, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
Реализуя данную задачу, ребенок может выполнять различные скользящие движения руками, ребром ладони, пальцем, нажимать и гладить песок, создавать различные направления движений, прямые, кругообразные, зигзагообразные, создавать рисунки и узоры на песке, имитировать шаги пальчиками и т. д.
ü Игра «Нарисуй по образцу» - срисовывание графомоторных дорожек.
ü Игра «Рисование по контуру» - обводка силуэтов животных, предметов, геометрических фигур, букв.
ü Игры «Напиши
букву», «Срисуй узор», «Запомни и нарисуй»,
«Волшебная линия».
ü Игра «Зеркальное рисование» - рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных рисунков, букв.
Игры на развитие и коррекцию звукопроизношения.
Рисуя спираль или дорожку на песке, ребенок может произносить заданный звук, тем самым закрепляя его правильное произношение. Также можно автоматизировать звуки, доставая и называя мелкие игрушки или картинки с изучаемым звуком.
· Артикуляционная гимнастика с заданиями на песке:
ü «Улыбка» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным рисованием улыбки на песке.
ü «Заборчик» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным рисованием коротких вертикальных линий на песке.
ü «Чашечка» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным набиранием песка двумя ладонями.
ü «Расческа» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным проведением пальцами двух рук сверху – вниз.
· Автоматизация звуков с заданиями на песке:
ü Игра «Песочные часы» - изолированно произносить звук «С» и одновременно высыпать из кулачка набранный песок на планшет.
ü Игра «Прятки» - изолированно произносить звук и одновременно высыпать из кулачка набранный песок на игрушку.
ü Игра «Какой звук издаёт животное?» Например, «Змея» - изолированно произносить звук «Ш» и одновременно рисовать волнообразные линии.
ü Игра «Едет машина» - изолированно произносить звук «Ш» и одновременно рисовать прямые линии – дорожки.
ü Игра «Слоговые дорожки» - произносить слоги с рисованием точек или палочек, геометрических фигур.
ü Игра «Цветные дорожки» - произносить слоги и выкладывать камушки «марблс» или пуговицы.
ü Игра «Найди клад» - находить в песке и называть мелкие игрушки или картинки с автоматизируемым звуком.
ü Игра «Спрячь сокровища» - произносить слова с автоматизируемым звуком и засыпать песком картинки.
ü Игра «Секретики» - пальчиками стряхивать песок с картинок и называть слова с автоматизируемым звуком.
· Автоматизация звуков в чистоговорках и скороговорках с заданиями на песке:
ü «Са-са-са – ко мне летит оса» - произносить чистоговорку и рисовать на песке графомоторную дорожку с петельками.
ü «Сы - сы - сы - у папы усы» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками зеркально-симметричный рисунок «завиток».
ü «Ша-ша-ша - у меня лапша» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками волнистые линии сверху - вниз.
ü «Шу-шу-шу - я тебе машу» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками зеркально-симметричный рисунок ладонями «полукруг» справа-налево и слева-направо.
· Дифференциация звуков с заданиями на песке:
ü Игра «У Сони и Зои» - пальчиками стряхивать песок с карточек, называть картинки и раскладывать их, дифференцируя звуки.
ü Игра «Шуша и Жужа» - находить в песке и называть мелкие игрушки или картинки с заданными звуками «Ш» и «Ж».
Совершенствование лексико-грамматических категорий.
Работая над данной задачей, можно предложить ребенку следующие игры: «Один-много», «Скажи какой, какая, какое?», «Весёлый счёт», «Назови ласково». В ходе этих игр, дети находят нужные картинки; называют соответствующие слова, рисуют на песке дорожки и стрелки, обводят картинки в кружок.
Обучение грамоте с заданиями на песке.
Цель: Продолжать знакомить детей со звуками и буквами, их характеристиками; упражнять в нахождении места звука в слове (начало слова, середина, конец). Учить подбирать слова (мелкие игрушки, картинки) на заданный звук.
ü «Напиши букву на песке» - обводка силуэта буквы, высыпание песка из кулачка или пальцами, выкладывание из счетных палочек или по контуру марблс, зеркальное рисование и др.
ü «Найди букву» - нащупать в песке пластмассовую букву и назвать.
ü «Кто больше?» - найти в песке картинки или мелкие игрушки, в названиях которых есть заданный звук.
ü «Звук – потеряшка» - рисование графомоторных дорожек от буквы к картинке, где есть заданный звук, обводка картинок по контуру.
ü «Чтение слогов» - рисование графомоторных дорожек от буквы к букве и прочитывание слога.
ü «Звуковой
вагончик» - на планшете выкладывается рамка с тремя квадратами, которых можно
рисовать на песке заданные буквы
в начале слова, середине или конце; варианты игры – рисуем символы, выкладываем
фишки, насыпаем цветной песок и др.
Использование рисования на песочном планшете показывает ценность применения этого метода в обучении и убеждает в том, насколько полезны для развития детей игры с песком и рисование на песке. У детей развиваются способность работать руками, выполнять более точные движения пальцами, совершенствуется мелкая моторика рук и глазомер. Наряду с развитием кинестетической чувствительности, дети во время игр прислушиваются к себе, а это способствует развитию речи, обогащению словаря.
Таким образом, игры с песком имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов и оказывают большое влияние на развитие всех компонентов речи.
Список литературы:
1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с англ.) – М.:ИНТ,2010-94с.: ил.
2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера,2015.-64с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.