Использование светового планшета в логопедической работе
Оценка 4.7

Использование светового планшета в логопедической работе

Оценка 4.7
docx
03.12.2021
Использование светового планшета в логопедической работе
Современные методы и технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.docx

Использование светового песочного планшета

для развития речи детей.

Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей наблюдаются снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность пространственных представлений, нарушение речи  и лексико-грамматических средств языка, возникают трудности в освоении навыков чтения и письма. Преодоление этих нарушений – процесс долгий и трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям чаще всего это даётся очень нелегко, поэтому педагоги вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, отталкиваясь от возможностей ребенка, необходимо не только комплексное воздействие на развитие детей, но и нужны нестандартные подходы, новые технологии, ведь они считаются наиболее перспективными и эффективными в ходе решения коррекционных задач. Современные виды деятельности очень интересны детям, всегда легко воспринимаются и помогают решать несколько коррекционных задач.

Одна из таких форм – игра с песком. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика, а также совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Работая со световым столом-планшетом со стеклянной поверхностью, мы соблюдаем следующие условия:

1. Занятия проводятся в кабинете или группе, планшет с песком установлен на большом и прочном столе.

2. Моделирование занятий исходит из индивидуальных интересов ребёнка.

3. Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие речевой активности, творческого воображения и коммуникативных навыков.

4. Перед началом занятий и после занятия с песком дети моют руки – таковы гигиенические нормы.

5. Создана доброжелательная и творческая атмосфера.

В коррекционно-логопедической работе мы используем обычный световой планшет для рисования и копирования. Он очень удобен в применении, транспортировке и хранении. Разнообразие приемов позволяет использовать планшет на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности детей и одновременно решать задачи диагностики, профилактики, обучения, развития и коррекции. Игры с песочным планшетом направлены на коррекцию следующих речевых параметров:

- коммуникативно - речевых умений;

- звукопроизносительной стороны речи;

- лексико-грамматического строя речи;

- фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- навыкам звукового анализа.

Для качественной и систематической работы с детьми  нами разработан авторский материал для занятий и составлены картотеки игр, схем рисования, пиктограмм; записаны СD-диски, для музыкального сопровождения по тематикам занятий.

 

Примеры некоторых упражнений и игр.

Развитие мелкой моторики.

Цель: развитие координации движений рук и графомоторных навыков, восприятия пространства и двуручных движений, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

Реализуя данную задачу, ребенок может выполнять различные скользящие движения руками, ребром ладони, пальцем, нажимать и гладить песок, создавать различные направления движений, прямые, кругообразные, зигзагообразные, создавать рисунки и узоры на песке, имитировать шаги пальчиками и т. д.

ü Игра «Нарисуй по образцу» - срисовывание графомоторных дорожек.

ü Игра «Рисование по контуру» - обводка силуэтов животных, предметов, геометрических фигур, букв.

ü Игры «Напиши букву», «Срисуй узор», «Запомни и нарисуй»,
«Волшебная линия».

ü Игра «Зеркальное рисование» - рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных рисунков, букв.

Игры на развитие и коррекцию звукопроизношения.

Рисуя спираль или дорожку на песке, ребенок может произносить заданный звук, тем самым закрепляя его правильное произношение. Также можно автоматизировать звуки, доставая и называя мелкие игрушки или картинки с изучаемым звуком.

·        Артикуляционная гимнастика с заданиями на песке:

ü «Улыбка» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным рисованием улыбки на песке.

ü «Заборчик» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным рисованием коротких вертикальных линий на песке.

ü «Чашечка» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным набиранием песка двумя ладонями.

ü «Расческа» - выполнение артикуляцонного упражнения с одновременным проведением пальцами двух рук сверху – вниз.

 

·        Автоматизация звуков с заданиями на песке:

ü Игра «Песочные часы» - изолированно произносить звук «С» и одновременно высыпать из кулачка набранный песок на планшет.

ü Игра «Прятки» - изолированно произносить звук и одновременно высыпать из кулачка набранный песок на игрушку.

ü Игра «Какой звук издаёт животное?» Например, «Змея» - изолированно произносить звук «Ш» и одновременно рисовать волнообразные линии.

ü Игра «Едет машина» - изолированно произносить звук «Ш» и одновременно рисовать прямые линии – дорожки.

ü Игра «Слоговые дорожки» - произносить слоги с рисованием точек или палочек, геометрических фигур.

ü Игра «Цветные дорожки» - произносить слоги и выкладывать камушки «марблс» или пуговицы.

ü Игра «Найди клад» - находить в песке и называть мелкие игрушки или картинки с автоматизируемым звуком.

ü Игра «Спрячь сокровища» - произносить слова с автоматизируемым звуком и засыпать песком картинки.

ü Игра «Секретики» - пальчиками стряхивать песок с картинок и называть слова с автоматизируемым звуком.

 

 

 

·        Автоматизация звуков в чистоговорках и скороговорках с заданиями на песке:

ü «Са-са-са – ко мне летит оса» - произносить чистоговорку и рисовать на песке графомоторную дорожку с петельками.

ü «Сы - сы - сы - у папы усы» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками зеркально-симметричный рисунок «завиток».

ü «Ша-ша-ша - у меня лапша» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками волнистые линии сверху - вниз.

ü «Шу-шу-шу - я тебе машу» - произносить чистоговорку и рисовать на песке обеими руками зеркально-симметричный рисунок ладонями «полукруг» справа-налево и слева-направо.

 

·        Дифференциация звуков с заданиями на песке:

ü Игра «У Сони и Зои» - пальчиками стряхивать песок с карточек, называть картинки и раскладывать их, дифференцируя звуки.

ü Игра «Шуша и Жужа» - находить в песке и называть мелкие игрушки или картинки с заданными звуками «Ш» и «Ж».

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Работая над данной задачей, можно предложить ребенку следующие игры: «Один-много», «Скажи какой, какая, какое?», «Весёлый счёт», «Назови ласково». В ходе этих игр, дети находят нужные картинки; называют соответствующие слова, рисуют на песке дорожки и стрелки, обводят картинки в кружок.

Обучение грамоте с заданиями на песке.

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками и буквами, их характеристиками; упражнять в нахождении места звука в слове (начало слова, середина, конец). Учить подбирать слова (мелкие игрушки, картинки) на заданный звук.

ü «Напиши букву на песке» - обводка силуэта буквы, высыпание песка из кулачка или пальцами, выкладывание из счетных палочек или по контуру марблс, зеркальное рисование и др.

ü «Найди букву»  - нащупать в песке пластмассовую букву и назвать.

ü «Кто больше?» - найти в песке картинки или мелкие игрушки, в названиях которых есть заданный звук.

ü «Звук – потеряшка» - рисование графомоторных дорожек от буквы к картинке, где есть заданный звук, обводка картинок по контуру.

ü «Чтение слогов» - рисование графомоторных дорожек от буквы к букве и прочитывание слога.

ü «Звуковой вагончик» - на планшете выкладывается рамка с тремя квадратами, которых можно рисовать на песке заданные буквы
в начале слова, середине или конце; варианты игры – рисуем символы, выкладываем фишки, насыпаем цветной песок и др.

Использование рисования на песочном планшете показывает ценность применения этого метода в обучении и убеждает в том, насколько полезны для развития детей игры с песком и рисование на песке. У детей развиваются способность работать руками, выполнять более точные движения пальцами, совершенствуется мелкая моторика рук и глазомер. Наряду с развитием кинестетической чувствительности, дети во время игр прислушиваются к себе, а это способствует развитию речи, обогащению словаря.

Таким образом, игры с песком имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов и оказывают большое влияние на развитие всех компонентов речи.

 

 

 

Список  литературы:

1. Мариелла Зейц. Пишем  и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с англ.) – М.:ИНТ,2010-94с.: ил.

2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера,2015.-64с.


 

Использование светового песочного планшета для развития речи детей

Использование светового песочного планшета для развития речи детей

Перед началом занятий и после занятия с песком дети моют руки – таковы гигиенические нормы

Перед началом занятий и после занятия с песком дети моют руки – таковы гигиенические нормы

Игры на развитие и коррекцию звукопроизношения

Игры на развитие и коррекцию звукопроизношения

Автоматизация звуков в чистоговорках и скороговорках с заданиями на песке: ü «Са-са-са – ко мне летит оса» - произносить чистоговорку и рисовать на песке графомоторную…

Автоматизация звуков в чистоговорках и скороговорках с заданиями на песке: ü «Са-са-са – ко мне летит оса» - произносить чистоговорку и рисовать на песке графомоторную…

Чтение слогов» - рисование графомоторных дорожек от буквы к букве и прочитывание слога

Чтение слогов» - рисование графомоторных дорожек от буквы к букве и прочитывание слога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2021