Доклад
|
Модель выпускника
Новошахтинского Центра помощи детям
(Заседание педагогического совета от 26.03.2018г)
Подготовила воспитатель
Юшкова И.И.
Модель выпускника Новошахтинского Центра помощи детям
Быстро меняющийся мир меняет представление о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из благополучного дома в большую жизнь. Эти представления формируются исходя из интересов общества, государства, семьи и отдельной личности. Слайд 2
Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у детей потребность в самоизменении.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для детей, лишенных попечения родителей и воспитывающихся в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь были и есть во всех странах, где существует интернатная система воспитания детей-сирот. В течение всего срока содержания ребенка в государственном учреждении его персонал отвечает за своих воспитанников, вследствие чего, после долгого пребывания в искусственно благополучном замкнутом пространстве, воспитанники интернатных учреждений приобретают ряд особенностей, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь. В дальнейшем все это приводит к ряду проблем, связанных с неблагополучием в личной и семейной жизни, профессиональной деятельности: самоопределением, социальной адаптацией, самореализацией.
Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки (стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты); рецептивные ориентации в поведении (молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника) и т. д.
Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
После выхода из интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
Одной из главных задач нашего Центра является подготовка воспитанников к жизни в соответствии с нормами общественной морали, этики и социальной экологии; приучение воспитанников к здоровому образу жизни, адаптация в современных жизненных условиях, обучение приемам организации целесообразного семейного быта и хозяйства. Мы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально-ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное развитие личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Педагогический коллектив Центра старается создать условия для формирования социально активной личности, раскрытия, развития и реализации творческих способностей подростков в максимально благоприятных условиях воспитательного процесса и решает задачи содействия воспитанникам в освоении ценностей и способов самоопределения в обществе, выборе индивидуальной траектории развития и способов самореализации. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускник «детского дома» должен обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную среду. Слайд 3 Исходя из этого, в «детском доме» организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих их личным потребностям. Организация воспитательной деятельности базируется на приоритете общечеловеческих, нравственных ценностей: добре, уважении, ответственности, готовности придти на помощь, старательности, добросовестности т.п. Слайд 4
Методы, используемые педагогами Центра, ориентированы на:
Цель воспитательной деятельности в нашем Центре: создание условий для развития целостной, свободной личности, здоровой физически, нравственно и психически, способной к успешной социализации. Слайд5 Основу этой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, осваивать различные социальные роли. Воспитанники включаются в активную трудовую деятельность, приобретают житейские умения и навыки, осваивают бытовой труд. С ребятами планируются покупки, которые затем они приобретают сами.
Слайд6 Представления о выпускнике детского дома определяют необходимость такого построения воспитательного процесса, при котором воспитанники чувствуют себя уверенными в собственных силах, проявляют себя в различных видах деятельности (учебной, трудовой, творческой). Важно, чтобы дети знали свои права: это и учеба, и жильё, и семейные отношения – весь спектр общественной жизни должен быть им знаком еще в детстве. Как выпускнику «детского дома» состояться в жизни? Это самый непростой и самый главный вопрос.
Слайд7 Представление о выпускнике детского дома определяет следующие приоритетные направления воспитательного процесса:
Слайд8 В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса. В нашем учреждении созданы условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения его в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
Слайд9 Еще одно направление — подготовка детей к профессиональной деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда. Создание условий для формирования у выпускников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.
Слайд10 Значительную роль в решении проблем выпускников нашего учреждения играет социально-психологическая служба. При контакте социального педагога с будущими выпускниками выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из «детского дома» выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы на то, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.
Конечно, выпускнику не просто выйти из
ворот сытого и ухоженного «детского дома» в мир, где его никто не ждет. Но
педагоги стараются объяснить, что – всё то, что будет происходить в его жизни,
зависит только от него – тогда все получится.
Надо иметь желание преодолеть трудности не
стеснениями, а постоянным познанием мира и себя, получить хорошее образование… Надо
вникнуть в общественные процессы, чтобы найти там свое место, развивать в себе
наблюдательность, как инструмент, который поможет дать оценку своей личности в
обществе, в индивидуальных отношениях. Очень хочется, чтобы те средства, с которыми
они выходят в жизнь, тратились не впустую, а на обустройство жилья,
образование. Образование – это лучшее вложение в себя.
Слайд11 Нам – педагогам Центра хотелось бы достичь такого качества воспитательного процесса, при котором модель нашего выпускника выглядела бы следующим образом:
ВЫПУСКНИК -
- Это личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой, обществом.
- Это гражданин общества, признающий общечеловеческие ценности.
- Это будущий семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважающим супругом, родителем.
- Это человек свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы общества.
- Это Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.
Слайд12 Важно иметь положительный взгляд на свое
будущее, умение преодолевать трудности, не сжигать мосты, а строить их для себя
и других.
Надо верить в то, что добрые дела сегодня
помогут ему состояться как личность в
будущем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.