Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Ильинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Доклад на КНВ
Воспитатель: Андреенкова Ольга Ивановна
2018 г.
В организации непосредственно образовательной деятельности по обучению детей составлению рассказов по картинам наблюдается ряд проблем. Дети с удовольствием рассматривают картину, активно высказываются по ее содержанию, но к моменту составления рассказа уже часто теряют к ней интерес, и рассказы детей получаются неинтересными, невыразительными. Выслушав рассказ-образец воспитателя, дети часто просто повторяют его или рассказы других детей в группе с незначительной интерпретацией. Поэтому в методике обучения детей составлению рассказов по картине должны использоваться приемы, активизирующие речевую деятельность детей, стимулирующие стремление детей рассказать по картине, передать ее содержание и свое отношение к изображенному.
(Слайд2)
Я использую такой прием как обучение дошкольников работе с серией картинок который можно начинать с 3-летнего возраста. Картинки должны отражать реальный опыт детей, хорошо знакомые им действия (умывание, кормление, укладывание спать).
(Слайд 3)
Вначале детям предлагаются 2 картинки, к 4 годам – 3-4. На картинках для 4-5-летних детей могут быть изображены события, которые происходят в жизни детей (покупка в магазине, проезд в автобусе, игры детей, прогулка в парке) или свидетелями которых дети могли бы быть (кормление домашних животных, выращивание овощей, спасение кого-нибудь в лесу, на воде). Можно использовать сказочные сюжеты (белочка собирает орехи и угощает зверей). Старшим дошкольникам доступны для восприятия серии из 5-7 картинок, с изображением окружающего (этапы строительства дома, посадки и выращивания растений, сюжеты на нравственно-этические темы).
(Слайд4)
Не рекомендуется использовать картинки, в которых нарушается логическая цепочка действий. Например, в серии «Сажаем сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста в одинаковой одежде, но выполняющие разные действия. Ошибка заключается в том, что с момента посадки до сбора урожая проходит несколько лет и дети должны внешне измениться (вырасти). На первом этапе обучения рассказыванию можно использовать и картинки по сюжету знакомых литературных произведений.
(Слайд5)
Эту деятельность педагог может проводить как индивидуально так и с группой.
Детям до 4 лет рекомендуется 5-6 минут
5лет- 10 минут
6-7 лет- 15 минут
(Слайд6)
Конечно же должна быть и предварительная работа:
Обучение детей анализу реальных ситуаций в жизни( в режимных моментах)
Работа по анализу причино-следственных связей в литературных произведений.
(Слайд 7)
Организация работы по обучению детей рассказыванию по серии картинок проводится поэтапно:
На этих этапах применяют игры и упражнения для последовательного обучения дошкольников:
-1 этап :
Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок с лево на право в одну линию без учёта последовательности действий.
(слайд8)
Цель: Научить определять детей место действие на каждой картинке.
(Слайд9)
Цель: находить, определять, перечислять и обобщать место и время происходящих действий на картинках;
(Слайд10)
Цель: учить детей выделять героев и объекты на каждой конкретной картинке, определять цели их действий;
(Слайд11)
Цель: учить детей устанавливать логическую последовательностьдействий, опираясь на сюжет каждой картинке.
В зависимости от возраста мотивировка этих действий может быть разной: для детей младшего возраста – порадоваться картинкам, спеть песенку, произнести стихи; для детей среднего возраста мотивом может служить помощь кому-либо (Зайчику, Чебурашке); детям старшего возраста можно предложить элементы соревнования.
Таким образом, при обучении рассказыванию по серии картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины и концовки рассказа, синонимические замены при назывании героев, их действий, состояний. Когда дети составляют групповой рассказ по частям и договариваются, кто начинает, продолжает и завершает текст, по сути они представляют живую модель структуры рассказа. Поэтому обучение рассказыванию по серии картин способствует приобретению детьми элементарных знаний о композиции повествования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.