КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Использование
современных коррекционно –
развивающих технологий в
воспитательном процессе,
основанных на
индивидуальном подходе к обучающимся»
Подготовила: воспитатель 3 класса
Косинова Виолетта Александровна
Бутурлиновка 2019 г.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.
Существует ли двое детей, которые могли бы учиться и развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет! Почему? Ответ очевиден. Во-первых, индивидуальные особенности не равнозначны. Во-вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития. Одним из решений в данной ситуации является индивидуализация образовательного процесса.
Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что педагоги подбирают в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания; выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, в своей работе использую следующие методы: - информационные методы (беседа, использование компьютерных технологий, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
- методы диалога;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы.
Наиболее доступны для обучающихся с ОВЗ практически-действенные методы воспитания, которые применяются в сочетании с различными информационными методами (Беседа «Сыны Отечества – защитники земли русской», круглый стол «Кто такие герои?», Беседа «Былинные богатыри земли русской», «Освобождение Воронежа»). В рамках патриотического воспитания открывается возможность провести военный проект.
На воспитательных мероприятиях применяю ИКТ в виде презентаций
(«Былинные богатыри земли русской», воспитательное мероприятие «День победы»). Обучающимся
нравится общаться с компьютером, работа с компьютером повышает
самооценку, что очень важно для развития личности. В ходе этой работы
возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое
воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные
качества мышления; все это ведет к повышению творческих способностей.
Занятия с применением ИКТ увлекают, развивают, существенно меняют процесс
образования и воспитания.
Воспитание, формирование личности обучающихся
осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь
и деятельность обучающихся стала разнообразной, содержательной
и строилась на основе самых высоких нравственных и патриотических
отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний,
познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем
несравнимую радость доставляют общение с одноклассниками, коллективные
дела, игры, совместные переживания. Каждый обучающийся индивидуален: кто-то
хорошо уметь учить стихи, кто-то — танцевать, кто-то рисовать лучше других.
Наша задача — помочь каждому ребёнку раскрыться. При этом важно отметить
старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших
результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт,
в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего
и не получится.
Репетиции спектаклей, общешкольных мероприятий имеют большое значение в воспитании индивидуальности обучающихся, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, что умеют. Распределение ролей происходит, учитывая индивидуальные способности и желания каждого.
Таким образом, личностно-ориентированный подход — важнейший принцип
воспитания детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное
изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное
варьирование ее методов и форм. Овладевая теорией
и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического
подхода и взаимодействия, педагог сможет и должен использовать свой
потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.