Доклад на методическом объединении " Развитие ИКТ-компетентности у младших школьников".
Оценка 4.9

Доклад на методическом объединении " Развитие ИКТ-компетентности у младших школьников".

Оценка 4.9
docx
18.08.2020
Доклад на методическом объединении " Развитие ИКТ-компетентности  у младших школьников".
Развитие_ИКТ_-_компетентности_младших_школьников.docx

Педагогический совет.

«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников

в соответствии ФГОС НОО».

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является  формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и  у школы, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру. «Примерная основная  образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» буквально пронизана мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности.

   ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

   Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя

становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ - компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к

решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) ценностно-мотивационный;

3) технико-технологический;

4) коммуникативный;

5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ - компетентности.

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

1) сбор и хранение информации;

 2) поиск информации;

 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

 4) организация и представление информации;

 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

 6) планирование информации, коммуникация;

 7) моделирование;

 8) проектирование;

 9) управление.

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Модель ИКТ - компетентности включает:

  • определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации - умение собирать и /или извлекать информацию;
  • управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации -  умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • сообщение информации - способность должным образом передавать

информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

ИКТ - компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках и занятиях внеурочной деятельности. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

 

     В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:

– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);

– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);

– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.        

Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.

При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

     Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе  - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.

     Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время  - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в соответствии ФГОС. 

 

02.11.2015г

Костина Н.М.


 

Педагогический совет. «Развитие

Педагогический совет. «Развитие

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть

В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования

В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020