Доклад
на методическом объединении учителей математики на тему: «Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики»
Выполнила учитель математики
МКОУ «Ахтынская СОШ №2»
Абдуризаева М.Х.
Современное образование рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Оно в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Кризис современного образования – это кризис качества. Одной из причин этого является стремительное усложнение всех аспектов общественной и профессиональной деятельности, заключающееся в том, что на освоение всех накопленных знаний не хватает отведённого школьной программой времени.
Для меня разработка решения проблемы качества современного образования (в т.ч. математического) начинается на уровне формирования и становления человека, т.е. непосредственно при организации образовательной деятельности через уроки математики, а также в процессе самообразования. При планировании обучения математике выделяю следующие примерные элементы структуры обучения как:
· цели обучения математике;
· средства и способы достижения целей и самооценка собственных возможностей;
· анализ сложившихся условий и прогноз их преобразования;
· прогнозирование возможных результатов деятельности.
В таких условиях центром и результатом образования становятся не знания, а их носитель – конкретный ученик конкретной школы со своими достоинствами и недостатками.
Для решения этой проблемы я определила цель и задачи, которые помогут выйти на ожидаемые результаты.
Цель: обновление содержания урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания математики, в том числе с помощью инновационных технологий.
Задачи:
1. Создание условий для максимально возможного развития интеллектуальных способностей обучающихся в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.
2. Постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету.
3. Активизация творческой деятельности обучающихся.
4. Развитие способности и стремления к самообразованию.
5. Сотрудничество учителя и обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Как театр начинается с вешалки, так и результат педагогического труда зависит от первых шагов учителя и ученика.
Принимая детей из начальной школы в 5-й класс, выявляю учебные возможности учеников, уровень их знаний, индивидуальные особенности и пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов.
Применение технологии совершенствования вычислительных умений позволяет достичь результатов за очень короткий промежуток времени; путь к увеличению скорости вычислений лежит через уменьшение количества ошибок, на уроке тренаж занимает всего минуту. В целях ликвидации пробелов в знаниях использую различные формы устного счёта.
Хорошо развитые навыки устного счёта – одно из условий успешного обучения детей в старших классах. Именно в пятых-шестых классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Устный счёт всегда провожу так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудного. Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.
Важнейшим средством формирования познавательной активности обучающихся на уроках математики является также методика использования занимательных заданий. Все материалы занимательного характера разбиваю на три группы: а) материалы занимательные по форме; б) материалы занимательные по содержанию; в) материалы занимательные по форме и содержанию. Основу занимательности на уроках составляют задания, непосредственно связанные с программным материалом с учетом воздействия на мыслительную деятельность обучающихся. Уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Поэтому занимательность способствует приобщению учеников к творческому поиску, активизирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность.
Выполняя умственные действия в ходе решения нестандартных задач, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, ученик сам получает из него новую информацию.
Увлеченность предметом невозможно разделить на «учебный» и «неучебный». Интерес, возникший у ребенка однажды, необходимо поддерживать всеми доступными средствами, с помощью любых технологий.
Важным положительным эффектом применения компьютерной техники на уроке является повышение мотивации учения. При этом особенно ярко видно влияние новых компьютерных средств преподавания на “слабых” учеников; для многих из них работа с компьютером оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, возможностью добиться успеха. Школьники охотно создают презентации, используя дополнительный материал, возможности Интернета, собственные знания по информатике
Для организации большей самостоятельности школьников использую индивидуализированные формы обучения. Используя их, имею возможность так организовать работу, что каждый ученик выполняет своё, отличное от других, задание с учётом индивидуальных возможностей. Дифференцированные задания распределяю по уровню и степени трудности. Эти задания оформляются на специальных карточках. Чаще всего такая форма обучения применяется с целью проверки степени усвоения учащимися материала.
С целью проявления повышенного интереса к математике провожу уроки-исследования, на которых ребята самостоятельно выдвигают гипотезы, формулируют утверждения, подлежащие доказательству, догадываются применять индуктивные и дедуктивные рассуждения
Ребята работают по группам. В каждой группе учащиеся обсуждают между собой общую идею решения задачи, предлагая различные способы решения, которые могут отличаться только последовательностью нахождения неизвестных элементов. Все эти предложения я с одинаковым уважением выслушиванию, понимая, что каждая группа сталкивается с проблемой выбора пути решения, а проблема выбора, как известно, одна из труднейших творческих проблем.
За личностно-ориентированным подходом к обучению будущее, так как он является краеугольным камнем уровневой и профильной дифференциацией и в основной и в средней школе. Он позволяет учащимся на протяжении обучения получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными способностями и предусматривающий возможность выбора типа математического образования.
Здоровье – это интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с постоянно меняющимися условиями среды. Соответственно, культура здоровья представляет собой совокупность следующих составляющих: мотивации здоровья и здорового образа жизни, специальных знаний и умений, принципов здорового образа жизни.
Я думаю, что воспитанию культуры здоровья обучающихся, их развитию наиболее способствуют такие жизненно важные навыки, как:
- умение решать проблемы (разрешать жизненные ситуации);
- умение творчески мыслить (исследовать различные альтернативы и различные последствия действия или бездействия, опираться не только на свой опыт);
- умение критически мыслить (признавать и оценивать факторы, которые влияют на отношения и поведение);
- умение общаться (устанавливать межличностные отношения);
- умение сопереживать (поставить себя на место другого, даже в незнакомой ситуации)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.