Кадетство – как основа патриотического воспитания и социализации
в МОУ Урлукская СОШ
История последних десятилетий убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В соответствии с примерной программой в центре воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Цель воспитательной системы нашей школы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадет, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Для реализации данной цели работа ведется по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах). Моторев И., Буянтуев А., победители школьных олимпиад по математике, физике, физической культуре, а также участники районных олимпиад. Моторев Иван занял 1 место в олимпиаде по физической культуре в Забайкальском крае и стал участником Всероссийской олимпиады в г. Новороссийске. Ежегодно кадеты принимают участие в школьном конкурсе «Ученик года», входят в состав НОУ (научное общество учащихся), где пишут проекты и участвуют в конференциях.
2. Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в уроках мужества, эстафете Памяти, Вахте Памяти, и др.
3. Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие терроризму”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д.
Все кадеты являются членами волонтёрского отряда «КЛАКСОН». Только за прошлый год ими проведено несколько больших мероприятий : «День здоровья», «Новогодний марафон», «Урок мира», «Вахта Памяти». На районном слёте волонтёров защита проекта «Волонтёры Победы». Участие в облагораживании школьного двора, ремонт полосы препятствий, покраска стадиона и др.
4. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Это направление реализуется через дополнительные общеразвивающие программы, одна из них «Служу России». Методика преподавания в своей основе полагается на практические занятия по строевой подготовке, изучение основ тактической и огневой подготовки. В школе имеется тир, учебные автоматы, пневматические винтовки, оборудована комната – музей «Патриот России». Программа «Рукопашный бой». На занятиях идёт формирование таких личностных качеств как воля, характер. Программа «Вольная борьба» создаёт условия для понимания основ истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Ребята показывают неплохие результаты, принимая участие в районных, краевых , межрегиональных, всероссийских соревнованиях. Два выпускника школы являются мастерами спорта.
В данном направлении проводятся классные часы и мероприятия: это торжественная церемония “Посвящение в кадеты” где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это защита права ношения зелёного берета, а затем церемония вручения беретов (цель проведения испытаний – выявить кадет, обладающих наиболее высоким уровнем подготовки, сформировать у них способность преодолевать различные физические и психологические нагрузки, развивать морально- волевые качества); это День Защитника Отечества; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества; помощь ветеранам труда, труженикам тыла, детям войны; посещение музея; участие в военно-патриотической акции “День призывника”, экскурсии на заставу имени Олешева Н.Н., границу, участие в задержании учебного преступника. В прошлом году кадеты выезжали в наряды вместе с сотрудниками пограничной службы. Ежегодно проводится военно- спортивная игра «Граница».
В 2014 году пять учащихся кадетского класса Урлукской школы участвовали во Всероссийском слёте кадет в г. Владивосток и заняли 1-е общекомандное место среди кадетских классов. В 2015 году группа из 10 кадет приняла участие в XII Всероссийском Сборе кадет в городе Москва. Заняла два 2-х и одно третье место. Уже четвёртый год в школе действует военно- спортивный модуль. Он проводится в определённый день- субботу. Здесь проходят следующие занятия: огневая, строевая, медицинская подготовка, рукопашный бой, кружок « ЮДП» (Юные друзья пограничников). Огневую и медицинскую подготовку, а также «ЮДП» ведут сотрудники пограничной службы.
5. Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают секции. Принимают участие в районных, областных, межрегиональных соревнованиях по мини– футболу, волейболу, хоккею, русской лапте, легкой атлетике, шахматам. Нагаев Вячеслав чемпион района по лёгкой атлетике 2019г . Команда кадет 8 класса в 2016 уч. году заняла 3 место в крае по русской лапте, хоккей на валенках -1 место в крае. В 2020 г. Нагаев Вячеслав становится чемпионом Красночикойского района по боксу и получает приз в номинации «Мистер «НОКАУТ» в открытом районном турнире по боксу «Золотая перчатка». В 2020 году в школе, Вячеслав получил звание «Спортсмен года». Развита работа по привлечению дворовых команд к соревнованиям по футболу, волейболу, баскетболу и др. Один раз в год проходит День здоровья и безопасности, где участвует вся школа.
Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 40% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 7% поступили в высшие военные заведения г.Хабаровск, Анапа, Благовещенск и Владивосток.
Кадеты на принципах добровольности принимают участие в различных формах внеклассной трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях.
Уровень образованности, общая культура, физическое и интеллектуальное развитие, содержательный досуг кадет обеспечиваются дополнительным образованием, которое предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по профильным дисциплинам, культурологической и спортивной направленности. Кадеты занимаются в кружках и секциях, создаваемых при школе, это футбол, волейбол, баскетбол, рукопашный бой, вольная борьба, хореография, хор и др., участвуют в соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, выставках и других массовых мероприятиях различного уровня.
Основное отличие кадетских классов - строгая дисциплина. Кадеты носят форму, ходят строем, встречают учителя, входящего в класс, по стойке «смирно», приветствуют старших по званию. В кадетских классах есть несколько девочек. Никаких отличий в программе для них не предусмотрено. Вместе с мальчиками они изучают основы военной подготовки, так же подчиняются дисциплине, носят форму.
В кадетских классах от многого приходится отвыкать. Здесь каждый хочет быть центром внимания, а слезы и обиды никто не воспринимает. Нужно воспитать в себе выдержку, твердость, быть сильным и морально, и физически...
Далеко не все ребята-кадеты, станут военными, но принципы, которые заложены в кадетском движении, - любить Отчизну и служить Отчизне - у них останутся навсегда.
· Уже много лет наша школа сотрудничает со школой – интернатом №1 г. Читы. Школа №1 всегда оказывает нам методическую помощь, по первому нашему обращению. Сотрудничаем со Знаменской кадетской – казачьей школой. Уже два раза кадеты выезжали на встречу по обмену опытом. Где показывали свои умения и знания. Данный вид сотрудничества помогает наполнить кадетскую жизнь новыми красками, яркими впечатлениями. На базе Знаменской школы проводился семинар для воспитателей кадетских классов.
· В кадетском движении школы зародились свои традиции, например: торжественная церемония принятия в кадеты. Ритуал защиты и получения зелёных беретов. Мы придумывали и разрабатывали положения вместе с ребятами. Они же создали кадетский герб, затем шеврон, который украшает сегодня форму кадета Урлукской средней школы.
Ежегодно, на каникулах кто-то из выпускников кадетских классов приезжает в гости. Проводятся встречи выпускников школы с 9-11 классами. Курсанты рассказывают о своей учёбе, подсказывают на что нужно «поднажать» в школе, какие навыки понадобятся в будущей военной профессии. Привозят буклеты о своих учебных заведениях, а это оказывает неоценимую помощь многим ребятам в выборе профессии.
· Стало доброй традицией выступление кадетских классов с показательными выступлениями рукопашного боя, бальными танцами, на школьных смотрах , творческих отчётах, на разных праздниках.
· В заключении хочу отметить, что говорить о сформированности патриотического сознания человека можно лишь тогда, когда данные нами знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.
Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма. Патриот – это личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от сиюминутных политических уловок, готовая сделать свой вклад в построение сильной России. Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут трудиться в различных сферах общественной жизни честно, по свободному выбору. А в случае необходимости встанут на защиту нашей Родины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.