Доклад на МО классных руководителей по теме:
« Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста УО (ИН) через систему ДО».
Формирование духовно-нравственных ценностей является первостепенной задачей государственной образовательной политики в условиях введения ФГОС. Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для развития является младший школьный возраст.
Наша школа – не только место, где учатся дети, но это огромный
мир, который окружает их. Он бесконечен и многообразен. Предметы и вещи, среди которых живут дети, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в произведениях искусства, в книгах, это отношения между людьми, отношение к миру и др. Этот мир называют миром культуры. Человек находится в духовном мире и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.
Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро любовь и ненависть, добро и зло, честь и бесчестие, правда и ложь, милосердие и жестокость. Каждый человек сам определяет что выбрать, чем питать свою душу. Мы педагоги начальных классов помогаем сделать этот нелёгкий выбор обучающимся, знакомя их с курсом «Основы православной культуры» в 4 классе.
Цель курса: познакомить обучающихся с основами православной культуры, раскрыть её значение в формировании российского государства и общества, а так же её роль в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
В своей работе я ставила следующие задачи: формирование духовно-нравственных качеств личности. Нравственных чувств – вера и любовь к Богу, патриотизма, ответственности; нравственного облика - милосердия; нравственной позиции - способности к различению добра и зла, преодоления жизненных испытаний; нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству.
При составлении своей рабочей программы мы использовали учебники Кураева А.В. Основы православной культуры. 4-5классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2012.-95с.
Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. 4класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017, с.111, Бородина А.А. Православие -культурообразующая религия России, учебное пособие для 4 класса, М., Основы православной культуры, 2006, с.208.
Я использовали видео, фрагменты книг, фотографии, красочные презентации, звукозаписи, репродукции картин, Библию для детей, церковные песнопения и др.
Я коснусь наиболее значимых, на мой взгляд, тем, которые влияют на формирование духовно-нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста УО (ИН).
Формируя такое личностное качество как «патриотизм», я знакомила детей с историческим прошлым и великими подвигами русского народа, например с Битвой на Куликовом Поле. Читая главы из книги Ольги Колпаковой «Дмитрий Донской», я сопровождала рассказ показом слайдов о том, как мирный труд и тихая семейная жизнь наших предков, живших на Руси, прерывалась военными грозами. В 1380 году войско монгольского хана Батыя шло на Москву. И тогда московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу и восстановления самостоятельности Русской земли.
Князь получил благословение у святого Сергия Радонежского со словами: «Ступай с Богом! Ты победишь». Игумен Сергий благословил на битву и монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». На занятиях ОПК (основы православной культуры)ребята узнали, что воин – христианин верит, что душа его бессмертна. Поэтому он может исполнить свой воинский долг, не боясь смертельной угрозы. С моей помощью дети сделали выводы: «Любить Родину, значит защищать её от врагов как Дмитрий Донской», «Любить Родину, значит хранить православную веру, как Сергий Радонежский».
Русская культурная традиция свято хранит образ героя-защитника Отечества, православного святого Александра Невского.
Александр Невский княжил в Великом Новгороде мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение народа. На занятии были показаны отрывки из фильма «Александр Невский», из которых ребята узнали, что князь был великим воином. Он одерживал победы над шведскими и над немецкими рыцарями. Князь Александр – великий миротворец. С помощью переговоров и дани он несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. Вызволял из плена русских воинов, спасал тысячи жизней. После просмотра фильма во время беседы я подвела детей к ключевым моментам жития святого князя, с которых можно брать пример это: любовь к Родине, умение договариваться государствам без кровопролития, постоянная молитва, обращённая к Богу.
На занятиях ОПК я знакомила детей с житием Сергия Радонежского в пересказе для детей А.Б.Ткаченко и картиной Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Житие Сергия Радонежского являет собой пример духовно-нравственного подвига и даёт представление о важнейших чертах православного человека: вере и любви к Богу и людям, трудолюбии, смирении, мужестве, усердии. Многими из этих качеств Сергий обладал с самого детства, например, когда обучался грамоте. Грамота не давалась Варфоломею (так звали святого в детстве), но он не отчаивался, не злился, а терпеливо выполнял всё то, что требовал учитель, со слезами молился, но грамота все равно ему не давалась. Бог вознаградил смирение и трудолюбие отрока, произошла его встреча с «благообразным старцем, подобным ангелу». Узнав о беде мальчика, старец помолился за него Богу, дал просфору, предсказав, что он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Случилось чудо: открыв книгу, мальчик стал внятно читать.
Прошли годы. Отрок стал монахом Сергием. Сергий был очень образованным человеком. Вот почему русская церковь считает Сергия Радонежского особенным покровителем детей желающих успехов в школьном учении. Дети вместе со мной часто обращались с молитвой к святому, когда испытывали трудности в учёбе. Они поняли, что только молитвой и трудом можно добиться положительного результата.
Ещё одной непростой задачей было - знакомство школьников с темой «Заповеди». Как помочь детям найти правильную нравственную позицию, как научить различать, где добро, а где зло? Через рассматривание иллюстраций в Священной книге для детей и чтении комментариев к ним, я помогла понять ребятам, что происходило более трёх тысяч лет назад в мире. Библия нам рассказывает, что пророк Моисей получил 10 заповедей (правил для жизни) от Бога на горе Синай. Изучению заповедей было посвящено 10 занятий. Вот некоторые из них.
Почитай отца твоего и мать твою.
Как почитать маму и папу? Для этого я попросила каждого ребёнка принести фотографии родителей и составить короткий рассказ на тему «Как я люблю своих маму и папу». Рассказы детей были очень похожи своим отношением к родителям, а различались только именами. Пришлось разъяснить детям любить – это не только обнимать родителей, а помогать им, не огорчать своим поведением, жалеть, слушаться во всём. Для лучшего понимания темы были прочитаны притчи Александра Вайца «Послушание», рассказ В.Осеевой «Сыновья», В.Сухомлинского «Стакан воды» с последующими обсуждениями. Теперь новые рассказы детей были о помощи родителям, о заботе, внимании к ним, к их просьбам. Дети вспоминали случаи из своей жизни, когда непослушание чуть было не привело их к беде.
Не лги. Кажется ложью можно преодолеть неприятности, избежать наказания. Но это не так. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми привёл ко лжи. В ходе дискуссии дети согласились с этими доводами, ведь каждый уже имел опыт обмана родителей, товарищей. Христос предостерегал: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного что не было бы узнано». Чтобы закрепить в сознании ребят эту истину мы инсценировали рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». Каждый на себе ощутил стыд за ложь мальчика.
Не кради. Не убий.
Сначала детям было предложено обсудить поведение героев из сказки «Приключения Буратино» кота Базилио и лисы Алисы, которые всех обманывали и воровали. Опираясь на вопросы и слайды дети сделали выводы: эти воры так и остались ни с чем, в лохмотьях под забором. Дуремар с Карабасом, много чего имели, да всё потеряли потому, что позарились на чужое имущество. А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил, а добрым людям помог. С моей помощью дети сделали выводы, что лучше быть таким же честным и добрым, как Буратино.
Убийца бесчеловечен, он не думает о страданиях другого человека, себя же считает достойнее, лучше других, поэтому ради своих преступных целей готов преступить закон. В своих беседах я подвела детей к пониманию того, что придётся и вору и убийце понести суровое наказание за свои злодеяния. Эти слова подтвердил социальный педагог, когда беседовал с детьми на морально-правовые темы.
Итогом изучения этой темы была работа в группах, где детям было предложено задание: соотнести пословицы с заповедями. Пословицы (Кто родителей почитает, того Бог благословляет, Без спросу взял, да не сказал – так украл., Долг языка – говорить добро и т.д.). Порадовало то, что дети поняли смысл пословиц и правильно соотнесли их с заповедями.
Хорошим нравственным примером воспитания милосердия и сострадания являются жития святых Любушки Рязанской и Иоанна Кронштадского. Милосердием и состраданием, которые говорят о добром сердце и любви к ближнему обладала блаженная Любушка Рязанская. (Любовь Семеновна Сухановская). Об этом ребята узнали из моего рассказа. Любушка сначала терпеливо несла крест болезни, потом подвизалась в столпничестве и юродстве. С детства возлюбившая Любовь Истинную - Христа, блаженная Любушка все подвиги свои совершала во славу этой любви и щедро делилась ею с окружающими. Утешала, заботилась о ближних, привечала их. Имея дар предвидения, ограждала от бед, болезней. Её доброта и сострадание, милосердие, нестяжание не остались незамеченными, она стала почитаться в народе святой.
Дети посетили часовню Любушки на Скорбященском кладбище.
Проникновенный рассказ смотрительницы часовни Любови Васильевны оставил глубокий след в детских душах, посеял в них чувства: добра, уважения, почитания святой. Вернувшись в школу, ребята поделились своими впечатлениями об экскурсии. Они восторженно говорили: «Мы словно побывали в гостях у родного человека, ощутили его доброту, нам самим хочется сделать что-то хорошее людям».
Чтобы вызвать интерес у детей к духовным подвигам Иоанна Кронштадского я познакомил их с житием Иоанна Кронштадского, показала презентацию о святом, зачитала о нём отзывы современников. Все эти средства помогли создать у детей единый образ пастыря, а главное, раскрыть духовное служение Иоанна Кронштадского, как христианина. Жизнь святого была украшена многими добродетелями. Главной из них – любовь к ближним – это более всего подтверждалось его благотворительностью и милосердием. Он раздавал деньги, одежду, провизию нуждающимся, старался облегчить чьё-либо горе, утешить скорбящего. Чтобы узнать правильно ли дети поняли сущность слова «милосердие», могут ли они сами быть милосердными, мной была проведена игра «Подбери слово близкое по значению к слову «милосердие». К моей радости, дети выбрали нужные слова из большого ряда предложенных слов (бескорыстность, доброта, чуткость, сопереживание, отзывчивость).
Большим подспорьем в работе мне послужили рассказы: В.Осеевой «Просто старушка», «Отомстила», Э. Цюрупы «Олешек», В.Катаева «Цветик - семицветик». После их прочтения была проведена игра «Выйди из трудной ситуации». Ребята отметили, что все герои сделали правильный выбор: заботились о других людях, проявляли сострадание и любовь. Наши дети радовались за героев, им самим хотелось совершить добрый поступок.
Частью духовно-нравственного развития личности ребёнка является эстетическое воспитание. Как же влияют на эмоциональную сферу личности ребенка мир явлений, вещей, образов, духовных объектов, будь то святыни, храмы, монастыри, памятники, священные книги, иконы. Я наблюдала, как раскрываются творческие возможности детей, их эмоциональный мир. Желание свои переживания, мысли, чувства, красоту Божественного мира, мира православной культуры передать в словах, рисунках, лепке. Осваивать духовный материал (изображения икон, храмов, колокольный звон, церковная музыка, стихи…) нам помогли экскурсии (очные и заочные).
Я решила провести заочную экскурсию в храм Иоанна Кронштадского в Санкт-Петербурге, который посетила, находясь в городе-музее на Неве. Я поделилась своими яркими впечатлениями с детьми. Были использованы фотографии, сделанные во время поездки, презентации, комментарии экскурсоводов, аудиозапись церковных распевов, колокольного звона.
Дети узнали, что храм был построен зодчим Николаем Никоновым в 1902 году. Он имел большой опыт в использовании декоративной керамики. При воплощении своего замысла Николай Никонов использовал специальный облицовочный кирпич, уложенный в виде полосатой кладки разного цвета, что усиливало художественную выразительность фасада. И внутреннее убранство храма поражало всех своей красотой. Храм стал одним из самых значимых архитектурных церковных построек Санкт-Петербурге. В этом соборе святой Иоанн Кронштадтский проповедовал любовь к ближним. После моего эмоционального рассказа (с опорой на наглядность) дети попытались изобразить в аппликации, ту самую полосатую кладку разного цвета и некоторым это удалось.
Вторая экскурсия у нас состоялась в Николо - ямской храм. Иерей Дмитрий Фетисов живо отозвался моё предложение провести экскурсию по храму для наших воспитанников. Он доступным языком рассказал детям о создании Николо – ямского храма, об его устройстве, о чудотворном образе Пресвятой Богородицы Знамение Корчемной, об иконе Святителя Николая, о Любови Рязанской, мощи которой почивают в храме. Под руководством отца Дмитрия дети благоговейно прикладывались к иконам, ставили свечи и отходили с улыбками на лицах. В конце экскурсии батюшка сказал детям, чтобы они приходили в храм с родителями на Божественную Литургию, на исповедь и причастие. На память об экскурсии отец Дмитрий подарил всем по иконочке Рождество Христово и по шоколадке. Так некоторые ребята впервые познакомились с храмом, многие захотели посещать храм. В приподнятом настроении дети вернулись в школу и изъявили желание нарисовать Николо-ямской храм. Рисунки получились замечательные.
Прекрасную экскурсию в женский монастырь иконы Казанской Богородицы провела для детей матушка Анна (Сычугова). Она сердечно приняла нас в Казанском соборе. Ребята внимательно, тихо, без единого звука слушали певучий голос настоятельницы. Рассказ матушки Анны сопровождался показом фресок на стенах собора о явлении во сне Богородицы девятилетней девочке Матроне, о переносе образа Богородицы архиепископом Иеремией в храм святителя Николая, а позже и в Благовещенский собор, об исцеление двух слепцов — Иосифа и Никиты.
В школе учитель продолжил рассказ о Казанской иконе Богородицы, которая стала знаком особого участия Её в судьбах России. Дети внимательно слушали увлекательный рассказ педагога, сопровождавшийся красочной презентацией о главном историческом событии - освобождении Москвы ополчением под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 году.
Чтобы занятие было более интересным и продуктивным, я предложила ребятам метод синквейна.
Получился такой синквейн:
Богоматерь.
Непорочная, святая.
Защищает, оберегает, исцеляет.
Богородице, Дево, радуйся!
Дева Мария.
Наши дети побывали в на экскурсии в Свято-Троицком мужском монастыре по приглашению архимандрита Андрея. На экскурсии ребята не только созерцали красоту Сергиевского храма, росписи ХIХ века, образ Феодоровской Богородицы, но и внимательно слушали повествование о преподобном Сергие Радонежском, покровителе русского воинства, собирателе русских земель, духовной наставнике русского народа, миротворце. Экскурсовод рассказал нам, что Сергий Радонежский посещал Рязань с миротворческой миссией. Он пришёл, чтобы примирить двух князей московского Дмитрия Ивановича Донского и рязанского князя Олега Ивановича. Тихими, кроткими словами святой примирил двух враждующих между собой князей. Так закончилось восьмидесятипятилетнее противостояние между Москвой и Рязанью. Своим поступком Игумен Сергий доказал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью. С моей помощью ребята сделали выводы: надо забывать ссоры, обиды, проявлять милость, уступать друг другу.
Делая вывод о проделанной работе, можно сказать, что детям нравилось посещать кружок «Основы православной культуры», так как на нём говорилось о положительных качествах человечества, без которых нельзя иметь друзей, счастливую семью, хорошую работу.
В результате проделанной работы дети стали постоянными читателями школьной библиотеки, причём в большей степени их интересуют книги об истории Государства Российского: о былинных богатырях, например «Святой богатырь Илья из Мурома» Александра Соколова. По нашей рекомендации ребята прочитали книги об Александре Невском, Дмитрии Донском «Небесные заступники» (Издательство «Благовест»), «Лики святых» В. Воскобойникова, «Святой праведный адмирал Фёдор Ушаков»
В. Овчинникова. Стали живо интересоваться темой Великой Отечественной войны. Дети нашли много общего в поступках святых князей и героях Отечественной войны, которые отдавали свои жизни за независимость нашей Родины. С нашей помощью они научились поводить параллели в исторических событиях. Дети написали короткие отзывы по прочитанным книгам и нарисовали рисунки. Основными были такие выводы: патриот- человек, который защищает свою Родину, отдаёт жизнь за своё Отечество. Детские рисунки также служили подтверждением этому. Дети усвоили понятие «патриотизм» в более широком понимании: их долг перед Родиной – хорошо учиться, беречь школьное имущество, содержать в чистоте детскую площадку.
Дети стали ответственней относиться к учёбе, дежурству, к поручениям. Свои конфликты и споры стараются разрешать мирно. Я заметила, что дети стали добрее, помогают друг к другу в учёбе, в уборке класса, столовой (не считались с графиком), на спортивных мероприятиях (где требовалось быстрое переодевание). Заменяли заболевших во время выступления на фестивале «Родничок». Это тоже положительный результат работы по православному воспитанию.
Анкетирование родителей показало, что ребята чаще стали помогать старшим по хозяйству, проявлять готовность к преодолению жизненных испытаний: после конфликтных ситуаций с родителями они честно признавали свои ошибки, исправлялись. Проявляли милосердие: убирали в комнатах своих бабушек, ходили за покупками, кормили уличных животных. Многие подвигли своих родителей на посещение храмов.
Очень хочется, чтобы все те знания и положительные личные качества, полученные на занятиях курса «Основы православной культуры» наши дети пронесли через всю свою жизнь.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Бородина А.В. Основы православной культуры пособие для учителей, М., Просвещение, 2016, с.208
2. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2012, с.96
3. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. 4класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017, с.111
4. Ткаченко А.Б. Житие преподобного Сергия Радонежского. В пересказе для детей, изд. Никея, 2020, с. 68
5. Ткаченко А.Б. Житие святого благоверного князя Александра Невского. В пересказе для детей, изд. Никея, 2019, с. 70
6. Воронин Т.Л.Житие святого благоверного Иоанна Кронштадского в пересказе для детей, изд. Никея, 2018, с.42
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.