ДОКЛАД на МО учителей математики, информатики и физики на тему: «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Оценка 4.7

ДОКЛАД на МО учителей математики, информатики и физики на тему: «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Оценка 4.7
docx
22.05.2024
ДОКЛАД   на МО учителей математики, информатики и физики  на тему: «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Использование различных форм и методов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовский район, Республика Дагестан

 

                                                 

                                           Утверждаю

    Директор:_________/Черников А.Г./

 

 

ДОКЛАД

 

на МО учителей математики, информатики и физики

на тему:

«Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

 

https://static.tildacdn.com/tild3533-3432-4839-b261-636438363032/download.jpgЗаседание МО №4 от 20.03.2024 г.

Подготовила:  Гаджиева Анжела Таджидиновна,

учитель математики

 

 

2023-2024 уч.г.

Формы и методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике, обеспечивающие высокую стабильность и качество образования.

Для решения проблем методического характера используют следующие методы: эксперимент; изучение и использование отечественного и зарубежного опыта обучения учащихся; анкетирование, беседы с учителями и учащимися; анализ; синтез, моделирование, ранжирование, шкалирование и т.д. и количественный анализ результатов обучения. Качественный анализ результатов исследования осуществляется с помощью контрольных работ, тестирования школьников, а количественный — по результатам статистической обработки контрольных работ, тестов. Методологическую основу исследований составляют диалектика, системный анализ и деятельностный подход.. Все большее распространение в методике обучения математике получает деятельностный подход, понимаемый как составляющая методологической основы методики обучения математике; как обучение способам деятельности и различным действиям, адекватным содержанию обучения математике; как учебная деятельность. Деятельность — процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, 18 действиями и операциями. Учебная деятельность представляет собой деятельность ученика, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач. Решение учебной задачи происходит посредством учебных действий и действий контроля и оценки.

Направления деятельности педагога при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ:

    1.  Психологическая подготовка - поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом коллективе на новую форму итоговой аттестации; - реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе; - реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном процессе;

     2.   Информационная подготовка_широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д. - внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в себя знакомство с содержательной структурой тестов и их видами, критериями оценивания, психологическую подготовку; - создание в учебных кабинетах информационного стенда по подготовке к тестированию;

     3.     Работа на уроках -Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ; - внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга качества образования; - При организации повторения: планировать уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы; при проведении текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать процессы и явления, доказывать; сравнивать; устанавливать взаимосвязи; находить причинноследственные связи; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках.

    4.         Использование ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ.

     5.         Внеурочная работа . Элективные курсы и факультативы - организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к решению заданий повышенной сложности, углублению и расширению знаний по предмету; Предметные кружки Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на занятиях кружка Исследовательские и проектные работы Проведение мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в рамках: - предметной недели в школе; - научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов; Олимпиады - привлечение учащихся к участию в различных видах олимпиад и конкурсов с использованием тестовой формы заданий и аналогичных ОГЭ и ЕГЭ бланков ответов; Внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбить на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ. - Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ОГЭ и ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач части 2; - Организация и проведение пробного тестирования учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ; - своевременное привитие тестовых навыков: психотехнических навыков: умение верно заполнить бланк, умение в инструкции выбрать важную информацию; навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиеся не имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственным трудом); умение оценить время, затрачиваемое на выполнение задания, соответственно уровню его сложности; умение не «зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на следующее задание, сохранив положительный настрой на общий результат; умение спланировать время на решение теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы (для исключения явных ошибок); - своевременная диагностика результатов тестирования, что даёт возможность не только выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого тестируемого; - Использование книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ; В заключение хочу отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ОГЭ и ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ОГЭ и ЕГЭ и стратегия его сдачи.

6.Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

Повысить уровень обученности и качества знаний обучающихся позволяет использование мониторинга ЗУН, применение самодиагностики, самооценки. Все это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с учениками по ликвидации пробелов в их знаниях. На каждого ученика есть мониторинг выполнения диагностических работ по каждому заданию. Для организации подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определены 3 группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа ,вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель –сдать экзамен на оценку «4».

В каждодневной работе использую данную уровневую дифференциацию. При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний.

7. Мониторинг качества подготовки учащихся к экзамену.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся занимает мониторинг качества и обученности по предмету. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества провожу системно и комплексно. Он включают следующие параметры: контроль текущих оценок, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного и диагностического ОГЭ и ЕГЭ. Анализирую их, выношу на обсуждение на административные и производственные совещания, довожу до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ОГЭ и ЕГЭ. В своей работе руководствуюсь анализом результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике, представленным в аналитическом отчете ФИПИ «Результаты основного государственного экзамена (краткий анализ результатов выполнения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ)», и диагностических работ в формате ОГЭ и ЕГЭ, в котором сделан ряд выводов, относящихся к ключевым вопросам, на которых должна быть сосредоточена подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Прежде всего, отмечено большое количество вычислительных ошибок, допущенных как при выполнении задач базового, так и повышенного уровней сложности; ошибки, связанные с незнанием свойств степеней, квадратного корня; с неумением использовать стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств; невнимательного чтения текста и т.д.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания.

- Обучение приему «спирального движения» по тесту.

6. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

В связи с введением обязательного ОГЭ и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

Экзамен по ОГЭ и ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо

может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ и ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки

На данный момент разработано много разнообразных методов и форм

обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако,

ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них.

Методы по характеру учебно-познавательной деятельности:

·неимитационные методы;

·имитационные методы.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса.

Методы по степени активизации:

·игровые;

·неигровые.

Методы и формы по численности участвующих выделяют:

·индивидуальные;

·групповые;

·коллективные.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные и интерактивные методы обучения, которые я применяю в своей педагогической деятельности:

Кейс-метод.

Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных  решений. Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной

ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через

анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического

(самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в

форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом

обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача

учеников — организовать исследовательскую работу по изучению

проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в

дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется

темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их

выбором.

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования

на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими

учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века.

Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске

решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во

время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть

учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и

обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод

достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта

логических рассуждений.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры

регламентируются жестко и не предполагают выработку логической

цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к

интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так,

популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это

приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают

взаимодействие учащихся друг с другом.

По данным исследований в памяти человека остаётся
¼ часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик
привлечён в активные действия в
процессе обучения.

 

Список используемой литературы:

1.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394 «Об утверждении порядка проведения государственной аттестации по образовательным программам основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)

3.       http://www.fipi.ru/

4.       https://math-oge.sdamgia.ru/

5.       http://alexlarin.net/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Формы и методы подготовки к ЕГЭ и

Формы и методы подготовки к ЕГЭ и

Использование ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и…

Использование ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и…

В каждодневной работе использую данную уровневую дифференциацию

В каждодневной работе использую данную уровневую дифференциацию

Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого

Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого

Методы по степени активизации: · игровые; · неигровые

Методы по степени активизации: · игровые; · неигровые

Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения

Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024