Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Тарумовский район, Республика Дагестан
Утверждаю
Директор:_________/Черников А.Г./
ДОКЛАД
на МО учителей начальных классов
на тему:
«Развитие нравственных качеств личности ребёнка средствами учебных предметов»
Подготовила: Рамалданова Мухлисат Хидирнебиевна,
учитель начальных классов
2021-2022 уч.г.
«Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»
Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее благоприятным для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и последовательной реализации учебно-воспитательного процесса. Считаю, что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. На мой взгляд, методическая система должна быть тесно связана с формированием нравственных качеств младших школьников через урочную деятельность.
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому основной духовно-нравственный материал учителя начальных классов должны включать в различные уроки:
· на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
· на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
· на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
· на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке литературного чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора, чтение произведений о подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли: «А как бы сделал я? Смог бы я поступить так, как тот или иной герой?» Анализ произведений помогает прочувствовать ту или иную ситуацию, помочь детям в выборе поведения.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».
Поэтому главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.
Для повышения
эффективности урока и достижения поставленных целей и задач необходимо
разнообразить работу, используя различные приёмы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами.
Используется
чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.
3) Работаем
со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой
найти свою историю, проанализировать её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц
и поговорок.
5) Широко можно использовать работу в парах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по цепочке.
С целью обогащения словаря учащихся можно использовать задания следующего характера:
-работа с пословицами и поговорками;
- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
- подбор к
данным словам синонимов и нахождение их в текстах, выполнение творческих работ.
На своих уроках можно использовать различные способы развития
мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения:
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5.Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой».
Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу.
· Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника, поэтому проводить их советуют не слишком часто.
· Выразительное чтение учителя – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
· Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.