Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Тарумовский район, Республика Дагестан
Утверждаю
Директор:_________/Черников А.Г./
ДОКЛАД
на МО учителей начальных классов
на тему:
«Обновленный ФГОС НОО: содержание, механизмы реализации»
Подготовила: Рамалданова Мухлисат Хидирнебиевна,
учитель начальных классов
2022-2023 уч.г.
Доклад на тему:
Обновленные ФГОС НОО: содержание, механизмы реализации
Внедрение федеральных государственных стандартов является на сегодняшний день актуальной и часто обсуждаемой проблемой в нашем педагогическом сообществе.
Цель моего выступления: - ознакомить с особенностями и изменениями в новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего образования
Утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные, именно потому, что методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций.. А вот содержание изменилось, а ФГОС является ключевым регулятором этого содержания.
Итак ,главные отличия обновленных ФГОС:
-устанавливают вариативность сроков реализации программ,
-конкретизированные результаты систематизированы.
Предметы, для которых прописали требования к образовательным результатам по годам обучения
И все три группы УУД также сохранились: -это личностные метапредметные предметные результаты
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания
´ гражданско-патриотическое;
´ • духовно-нравственное;
´ • эстетическое;
´ • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
´ • трудовое;
´ • экологическое;
´ • ценность научного познания
Метапредметные результаты сгруппированы и детализированы по трем направлениям
´ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: -базовые логические действия; - базовые исследовательские действия; -работа с информацией;
´ • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; -общение; -презентация;
´ • овладение универсальными учебными регулятивными действиями. -самоорганизация;
Предметные результаты
Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ
Вариативность
´ потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
´ Первый – в структуре программ НОО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
´ Второй –разрабатывается углубленное изучение отдельных предметов.
´ Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы
Содержательный раздел
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Еще дополнили содержательный раздел НОО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Структура рабочих программ одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности-в программе должны быть указаны формы проведения занятий
Объем урочной и внеурочной деятельности
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Деление учеников на группы
Новые стандарты НОО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей
Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.