"Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета"
Оценка 4.9

"Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
18.06.2024
"Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета"
конструк окр мир.docx

Тема урока: Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета

Цель: формирование умений устанавливать взаимосвязи мыслительных операций в процессе знакомства с особенностями погоды, жизнью растительного и животного мира лета.

Планируемые результаты:                                                          

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание роли человека  в природе и обществе; демонстрируют осознание бережного отношения к природе; демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, волевую саморегуляцию, объективно оценивать результаты своей деятельности, конструировать обобщения и выводы на основе полученных знаний, умение устанавливать взаимосвязи мыслительных операций.

 

Предметные: обучающиеся знают времена года, названия месяцев, умеют описывать сезонные явления лета.

 

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание роли человека  в природе и обществе; демонстрируют осознание бережного отношения к природе; демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Коррекционно-развивающие: развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, волевую саморегуляцию, объективно оценивать результаты своей деятельности, конструировать обобщения и выводы на основе полученных знаний; умение обобщать, дифференцировать признаки предметов, умение непроизвольно запоминать с опорой на зрительный анализатор, умение произвольно запоминать с опорой на слуховой анализатор, умение воспринимать количество объектов с опорой на зрительный анализатор, умение воспринимать слова с опорой на слуховой анализатор, умение выполнять мыслительные операции при знакомстве с особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира.

 

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о временах года, названиях месяцев, научить описывать сезонные явления лета.

 

Принципы воспитания

ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

ü Воспитание через взаимодействие

ü Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

Принципы обучения

ü Принцип наглядности

ü Принцип доступности

ü Принцип деятельности

ü Принцип систематичности и последовательности

ü Принцип научности

Методы воспитания

Методы формирования социального опыта детей

ü Педагогическое требование

ü Упражнение

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

ü Беседа

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

ü Поощрение

Методы обучения

По источнику получения знаний

ü Словесные (беседа, объяснение)

ü Наглядные (демонстрация)

Методы  стимулирования учебно-познавательной деятельности

ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Дидактические средства:

демонстрационные:  презентация «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира»

индивидуальные: дневник, пенал

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения. Выявление проблемы (цель, тема) (7 мин)
3. Решение проблемы (10 мин.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

6. Организация самостоятельной работы (8 мин.)

7. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития. Утверждена приказом директора Основной школы №27 от 31.08.2016. №91/3.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

5. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» /  [Электронный ресурс] //  : [сайт]. — URL: https://school-int27.edusite.ru/sveden/files/c6f75ecb4552797498669ab0fa9d67a9.pdf

6. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.- М. : Просвещение, 2013.- 224с.: ил. – (Школа России).- ISBN 978-5-09-023202-9.

7.  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014 — 205 с. — ISBN 978-5-09-031981-2.

 

 

 

 

Эскиз доски

 

 

 

План урока:

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Привлечь внимание обучающихся к уроку; создать положительно-эмоциональный настрой, мотивацию и готовность к принятию целей и результату урока.

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

 

 

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.

-Проверим готовность к уроку, на ваших партах лежит пенал и дневник.

-Отлично, я вижу, что все готовы.

-Теперь тихо сядут девочки, и еще тише сядут мальчики.

Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте.

-Для того, чтобы нам с вами на уроке быть активными и внимательными, сейчас я предлагаю нам с вами выполнить одно интересное упражнение, которое называется «Ухо-нос»

-Правую руку кладем на нос, левую руку на правое ухо. Теперь поочередно меняем положения рук.

-Сегодня нас ждет увлекательный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать.

Приветствуют педагога.

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Садятся на места.

 

 

Выполняют кинезиологическое упражнение.

 

 

Ф

-

 

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию.

 

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Выход на тему, цель и задачи урока.

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

 

-Для того, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, обратите внимание на слайд.

-Как вы думаете, какой месяц лишний?

-Верно, январь, а почему?

-Конечно, потому что это зимний месяц, а март, апрель и май  весенние.

-А теперь нам необходимо отгадать загадку.

 

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (лето)

 

-Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Вы были близки, тема нашего урока :Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета.

-Обратите внимание на слайд.

-Поднимите руку, кто может прочитать план нашего урока.

1. Узнать какие природные явления происходят летом

2. Выяснить, что меняется в жизни растений и животных летом

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

Ф, И

демонстрационные:  презентация «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета»

 

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, волевую саморегуляцию,  умение устанавливать взаимосвязи мыслительных операций..

 

 

Решение проблемы

Организовать фиксацию знаний в действиях

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

 

-Перед тем, как мы приступим к 1 пункту нашего плана, я предлагаю вспомнить когда начинается и заканчивается лето.

-Обратите внимание на слайд.

-Здесь показан годовой круг.

-С какого месяца у нас начинается год?

-С какого месяца начинается зима?

-С какого весна?

-С какого лето?

-С какого осень?

-В каком месяце заканчивается год?

-Ребята, а у кого в какой месяц день рождения? А какое это время года?

-Кто может сказать, какую погоду и какие природные явления мы можем наблюдать летом?

-Абсолютно верно, летом возможен дождь, град, солнечная погода, туман, ливень.

-Обратите внимание на слайд, как вы думаете, какое из этих явлений лишнее?

- Верно! Летом можно наблюдать молнии, туман и ливни. Снег если и бывает, то в самых северных регионах.

*На слайде изображения с данными процессами*

-Откуда появляется ливень?

- Солнце нагревает землю, вода испаряется и поднимается в небо, превращается в облака. А потом облака снова охлаждаются и проливаются на землю ливнем.

-Откуда же берутся молнии? Облака сталкиваются друг с другом и образуют электрический разряд.

-Туман часто можно увидеть утром или вечером. Это связано с перепадом температур: вода испаряется, но не успевает подняться вверх.

 

-Вы когда-нибудь наблюдали туман?

 

-А какое из этих явлений лишнее?

-Опавшие листья, их можно наблюдать осенью.

- Всё верно ,а  вот длинные дни и засуху можно наблюдать летом.

-Летом земля наклоняется к солнцу так, что дни становятся длиннее (а ночи — короче). А самый длинный день всегда приходится на середину июня.

- Что такое засуха? Летом жарко и мало дождей, почва высыхает, это явление называется засухой. В такое время растет риск лесных и степных пожаров. Поэтому в засуху нельзя разводить костры и надо быть очень внимательными к огню.

-Обратите внимание на слайд. Слоги в слова перепутались, и для того, чтобы нам с вами закрепить новые слова, я предлагаю составить из слогов слова.

-Какое первое слово у нас получилось? (туман)

-Какое второе слово у нас получилось? (ливень)

-Следующее какое слово получилось? (засуха)

-И какое последнее слово у нас получилось? (молния)

-Поднимите руку, если мы с вами смогли выполнить 1 пункт плана.

-Предлагаю нам с вами немного отдохнуть. Встаньте у своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

«Во дворе растет подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Встают на одну ногу и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Выполняют круговые движения прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Садятся)

Выказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку

Ф,И

демонстрационные:  презентация «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета».

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание роли человека  в природе и обществе; демонстрируют осознание бережного отношения к природе; демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, волевую саморегуляцию.

 

Предметные: обучающиеся знают времена года, названия месяцев, умеют описывать сезонные явления лета.

 

Первичное закрепление

Организовать возможность применения нового способа действий

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

Интерактивный метод: дерево решений

-Поднимите руку, кто может напомнить второй пункт плана нашего урока.

-Обратите внимание на слайд. Нам с вами необходимо соединить описание с изображением.

-Какие плоды наливаются?

-Какое изображение подходит к этому?

-Какие зреют семена? К какому изображению это относится?

-Какое изображение у нас относится к тому, что растут цветы?

-Предлагаю проверить.

-Отлично, ребята, мы  с вами верно соединили изображения с описанием.

-Если изменения происходят с растениями и деревьями, то другая часть живой природы: звери, рыбы, птицы и насекомые — не могут оставаться в стороне. Ведь природа расцветает, значит, вокруг много вкусной еды для животных. Поэтому лето — это время, когда животные очень активны.

— Перед вами изображения зверей, птиц и насекомых. Я буду читать описание того, как они ведут себя летом, а вы будете говорить, к кому это подходит — зверям, птицам или насекомым:

-Активно ищут еду, появляется потомство (звери, млекопитающие).

-К каким животным это относится?

 

-Кто вьет гнезда и громко поет? (птицы).

-Но не забываем, ребята, что птицы начинают свою активность уже весной.

-Их становится много, они очень активны (насекомые).

-Как вы думаете, о ком речь?

-Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать?

-Конечно, летом вся природа оживает, начинает свою активность, все цветет, зреют семена, наливаются плоды фруктов и овощей.

 

-Для того, чтобы нам с вами закрепить полученные знания, я предлагаю украсить дерево зелеными листьями. На них вы напишите явления погоды, которые происходят летом.

-На карточках для вас будут подсказки, почему происходит это явление.

* Для каждого ребенка своя карточка с объяснением явления погоды*

-Как будете готовы, поднимите руку.

-Отлично, теперь по очереди вы можете выходить к доске, приклеивать свой листочек и объяснить, почему происходит это явление погоды.

 -Здорово, ребята, мы с вами смогли узнать о том, какие явления погоды происходят у нас летом.

- Выяснить, что меняется в жизни растений и животных летом

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

Индивидуальная работа с обучающимися с низкими показателями: учитель подсказывает объяснение явления

 

 

Индивидуальная работа с обучающимися с высокими показателями: учитель может дать дополнительную информацию о явлении для того, чтобы ребенок рассказал о ней  одноклассникам.

Украшают дерево

Ф, И, П

демонстрационные:  презентация «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета»

индивидуальные: пенал, листочки

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание роли человека  в природе и обществе; демонстрируют осознание бережного отношения к природе; демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, волевую саморегуляцию, объективно оценивать результаты своей деятельности, конструировать обобщения и выводы на основе полученных знаний, умение устанавливать взаимосвязи мыслительных операций.

 

Предметные: обучающиеся знают времена года, названия месяцев, умеют описывать сезонные явления лета.

 

 

Организация самостоятельной работы

Организовать закрепление полученных знаний в самостоятельной деятельности.

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

 

-Сейчас я предлагаю вам нарисовать, как вы проведете свое лето.

-Как будете готовы, просигнализируйте.

 

-Кто хочет выйти к доске и представить свою работу.

 

-Спасибо, молодцы.

Выполняют задание

Ф,И

Индивидуальные: пенал, лист бумаги

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание бережного отношения к природе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию,

 

Рефлексия учебной деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности.

 1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

 

-Ребята, предлагаю сделать вывод о том, как меняется жизнь летом.

-Я с вами полностью согласна, летом цветут цветы, зреют семена, наливаются плоды, животные начинают свою активность. И вообще, летом вся природа и в том числе мы, чувствуем радость и счастье.

-Вы со мной согласны?

-И для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке, обратите внимание на слайд.

-Сравните свое настроение на конец урока с тучкой или солнышком, показав на пальцах

-«‎Солнышко» — все получилось (один палец);

«Солнце с тучкой» — не все удалось на уроке (2 пальца);

«Тучка» — ничего не получилось (3 пальца)

-И я хочу вас похвалить за вашу активность и внимательность на уроке.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке

Ф,И

Демонстрационные: презентация «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета»

ОК,СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют внутреннюю позицию школьника; демонстрируют осознание бережного отношения к природе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию,

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета

Тема урока: Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о временах года, названиях месяцев, научить описывать сезонные явления лета

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о временах года, названиях месяцев, научить описывать сезонные явления лета

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» / [Электронный ресурс] // : [сайт]

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» / [Электронный ресурс] // : [сайт]

Ход урока Этап фрагмента урока

Ход урока Этап фрагмента урока

Приветствуют педагога.

Приветствуют педагога.

Решение проблемыОрганизовать фиксацию знаний в действиях 1

Решение проблемыОрганизовать фиксацию знаний в действиях 1

Словесные (беседа, объяснение) -Перед тем, как мы приступим к 1 пункту нашего плана, я предлагаю вспомнить когда начинается и заканчивается лето

Словесные (беседа, объяснение) -Перед тем, как мы приступим к 1 пункту нашего плана, я предлагаю вспомнить когда начинается и заканчивается лето

Какое первое слово у нас получилось? (туман) -Какое второе слово у нас получилось? (ливень) -Следующее какое слово получилось? (засуха) -И какое последнее слово у нас…

Какое первое слово у нас получилось? (туман) -Какое второе слово у нас получилось? (ливень) -Следующее какое слово получилось? (засуха) -И какое последнее слово у нас…

А потом наоборот. (Выполняют круговые движения прямых рук вперёд и назад)

А потом наоборот. (Выполняют круговые движения прямых рук вперёд и назад)

Поощрение Методы обучения 1

Поощрение Методы обучения 1

Как будете готовы, поднимите руку

Как будете готовы, поднимите руку

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024